Судья – Климчук В.Н. Дело № 33-14033/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ«03» июля 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Заливадней Е.К., Гордейчук Е.Б.
при секретаре Покусаевой А.Ю.
по докладу судьи Комбаровой И.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя < Ф.И.О. >16 < Ф.И.О. >6 и < Ф.И.О. >7 на решение Апшеронского районного суда от <...>,
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи,
У С Т А Н О В И Л А:
< Ф.И.О. >1 обратился в суд с заявлением об обязании < Ф.И.О. >17 исправить выявленную кадастровую ошибку в местоположении границ земельного участка, обязании < Ф.И.О. >18 внести изменения в ГКН путем уточнения местоположения границ земельных участков.
В судебном заседании представитель истца заявил отказ от исковых требований в части обязания < Ф.И.О. >19 исправить выявленную кадастровую ошибку в местоположении границ земельного участка с кадастровым № <...> площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Представитель Территориального управления < Ф.И.О. >8 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель филиала ФГБУ «< Ф.И.О. >20 < Ф.И.О. >9 не возражала против удовлетворения требований.
Представитель ИП < Ф.И.О. >10 требования < Ф.И.О. >1 поддержала в полном объеме.
Обжалуемым решением Апшеронского районного суда от <...> требования < Ф.И.О. >1 удовлетворены.
< Ф.И.О. >21 обязана внести изменения в государственный кадастр недвижимости (ГКН) путем уточнения местоположения границ земельных участков в соответствии с предоставленными межевым планом на земельный участок с кадастровым № <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, участок <...> и межевым планом на земельный участок с кадастровым № <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...> принадлежащего на праве собственности < Ф.И.О. >1.
В апелляционной жалобе представитель < Ф.И.О. >22 < Ф.И.О. >6 указывает на несоответствие выводов суда материалам дела.
< Ф.И.О. >11 также просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя < Ф.И.О. >23 по доверенности < Ф.И.О. >8, представителя < Ф.И.О. >7 – < Ф.И.О. >12, представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >13, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда и вынесении нового судебного акта по делу – об отказе в удовлетворении заявления < Ф.И.О. >1 по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление < Ф.И.О. >1, суд первой инстанции сослался на то, что истец выполнил все работы по межеванию земельных участков, согласовал с органом местного самоуправления схемы расположения границ земельных участков, обратился для согласования к собственнику смежного земельного участка.
Однако судебная коллегия не может согласиться с суждениями и выводами суда.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> принадлежит на праве собственности Российской Федерации и относится к землям особо охраняемых природных территорий, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав от <...> № 90-139944.
В соответствии с Государственным актом ЛЛ-2 <...> указанный земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГУП «< Ф.И.О. >25».
Указанный земельный участок в 2003 году поставлен на государственный кадастровый учет, а его границы установлены с достаточной точностью.
Согласно сведениям, указанным в исковом заявлении < Ф.И.О. >1, границы земельных участков с кадастровыми номерами <...> не установлены в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от <...> № <...> установлено, что правообладатель здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не оформивший в установленном порядке права на земельный участок, на котором расположен такой объект, не является лицом, с которым проводится согласование местоположения границы земельного участка в порядке, установленном Законом о кадастре.
В данном случае местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Кроме того, орган местного самоуправления является заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков также в случаях, если земельные участки находятся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет.
Согласно указанному письму от <...> № <...> не требуется согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Таким образом, при проведении межевых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, согласование местоположения границ земельного участка, принадлежащего < Ф.И.О. >1, не требовалось, так как земельные участки с кадастровыми номерами: <...> не были оформлены в установленном законом порядке.
Согласно данным публичной кадастровой карты, размещенной в сети интернет на портале государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, государственный кадастр недвижимости содержит сведения о местоположении и координатах характерных точек границы и точной площади земельного участка с кадастровым номером <...> определены с достаточной точностью.
Сведения о местоположении границ и площади федерального земельного участка с кадастровым номером <...> также содержатся в документе, подтверждающем право на земельный участок и в документах, содержащих сведения о местоположении границ земельного участка, при его образовании. В частности, в Государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 № 242, выданном санаторию «< Ф.И.О. >26» и в землеустроительном деле, по проведению землеустроительства и подготовке документов для государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении федеральной собственности на землю, изготовленном в результате землеустроительных работ в отношении данного земельного участка.
В материалы дела истцом представлен план отвода земель из Государственного лесного фонда по Апшеронскому лесничеству, однако, в документе отсутствуют координаты либо иные сведения о земельных участках, позволяющие идентифицировать и установить фактическое местоположение земельных участков с кадастровыми номерами <...>, как объектов недвижимости.
Кроме того, названный план никем не подписан, не утвержден, следовательно, юридической силой не обладает.
Информация о документах (либо копии таких документов), содержащих сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, в заключении кадастрового инженера, являющимся неотъемлемой частью представленного межевого плана, отсутствуют.
Более того отсутствует информация, подтверждающая закрепление границ данных земельных участков на местности с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, в течение установленного законом срока.
В материалы дела приобщены решения филиала ФГБУ «< Ф.И.О. >27 от <...> №№ <...> об отказе в учете изменений объектов недвижимости, а именно: земельных участков с кадастровыми номерами <...>
Однако судом первой инстанции не была дана правовая оценка указанным решениям.
Согласно данным решениям филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» по Краснодарскому краю отказано в осуществлении кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами <...> ввиду того, что в составы межевых планов от <...> включены схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами: <...> в кадастровом квартале <...>, согласованные главой Апшеронского городского поселения < Ф.И.О. >14, которая не может быть использована при подготовке межевого плана, так как не утверждена постановлением администрации муниципального образования <...>; границы земельных участков пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером <...>
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора не учтено, что для проведения государственного кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы расположения земельного участка (статьи 22, 39 Федерального закона от <...> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Порядок рассмотрения органом местного самоуправления вопросов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (при отсутствии государственного кадастрового учета испрашиваемого заявителем участка) нормами Земельного кодекса, иными федеральными законами не урегулирован. Не содержит таких положений и Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от <...> N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».
В соответствии с Федеральным законом от <...> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона от <...> N 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций муниципального органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от <...> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако подготовка и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Законе о местном самоуправлении среди вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа не значится.
Следовательно, органы местного самоуправления при осуществлении данной функции, которой наделил их Земельный кодекс, но не предусмотрел Закон о местном самоуправлении, вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты, утверждающие административные регламенты предоставления муниципальной услуги, касающейся подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации от <...> N 863 в целях повышения качества и доступности оказания муниципальных услуг (функций) утвержден "Административный регламент предоставления администрацией муниципального образования <...> "Утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Указанный муниципальный правовой ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ <...> N 210-░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <...> N 373 "░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░", ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <...> N310-03.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ 1.1).
░ ░░░░░░ 2.2 ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...>
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░ 2.3 ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...>.
░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 195 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ N 23 "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░░ <...> ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░ 1 ░░░░░░ 1, ░░░░░ 3 ░░░░░░ 11 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ 55, 59-61, 67 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░), ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <...> ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ – ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ < ░.░.░. >1 ░░ ░░░░░░░░ < ░.░.░. >28 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, < ░.░.░. >29 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░,
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ < ░.░.░. >30 < ░.░.░. >6 ░ < ░.░.░. >7 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07 ░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ < ░.░.░. >1 ░░ ░░░░░░░░ < ░.░.░. >31 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ < ░.░.░. >32 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░: