Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Самарского районного суда <адрес> Балова А.М.,
с участием представителя заявительницы Акопян Л.М. – ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
при секретаре Афонасьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Акопян Л.М. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Акопян Л.М. обратилась в Самарский районный суд <адрес> с указанным выше заявлением, требуя признать незаконными действия Министерства имущественных отношений <адрес>, выразившиеся в направлении уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений <адрес> в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу перенаправить заявление Акопян Л.М. № с приложением всех документов в Администрацию городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу.
Согласно доводам заявления, Акопян Л.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявительница обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью № кв.м, на котором расположен указанный жилой дом, однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений <адрес> ей было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на основании сведений, представленных Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования. Акопян Л.М. считает отказ Министерства имущественных отношений Самарской незаконным, в связи с чем обратилась в суд, указав, что по <адрес> № №, вступившему законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа Самара, осуществляет Администрация городского округа <адрес>.
В ходе рассмотрения дела представитель заявительницы Акопян Л.М. – ФИО4 в связи с Постановлением Администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе <адрес>» заявленные требования уточнил и просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> в предоставлении земельного участка, выраженный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № №; обязать Министерство имущественных отношений <адрес> перенаправить заявление ФИО1 № с приложением всех документов в Департамент управления имуществом городского округа Самара для дальнейшего рассмотрения по существу.
В судебном заседании представитель заявительницы Акопян Л.М. – ФИО4 заявленные требования поддержал и сослался на доводы заявления, пояснив, что изменений и дополнений нет.
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений <адрес> в настоящее судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предыдущем судебном заседании представитель ФИО5 относительно удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на поступивший в Министерство имущественных отношений <адрес> в результате межведомственного взаимодействия ответ Департамента строительства и архитектуры городского округа <адрес> о принадлежности испрашиваемого земельного участка территории общего пользования.
Представитель заинтересованного лица – Администрации городского округа <адрес> в настоящее судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предыдущем судебном заседании представитель ФИО6 просила разрешить заявленные требования на усмотрение суда, указав, что полномочиями по рассмотрению заявления Акопян Л.М. в настоящее время наделен Департамент управления имуществом городского округа <адрес>.
Представитель заинтересованного лица – Департамента строительства и архитектуры городского округа <адрес> в настоящее судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. В предыдущем судебном заседании представитель ФИО7 относительно удовлетворения заявленных требований возражала, так как испрашиваемый земельный участок, согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, расположен в красных линиях объекта дорожного хозяйства – <адрес> (перспективное направление), то есть на территории, по которой ведется формирование земельного участка для строительства автомобильной дороги.
Представитель заинтересованного лица – Департамента управления имуществом городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Выслушав пояснения представителя заявительницы, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременное наличие двух условий - нарушение прав и свобод заявителя и его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
Как установлено судом, заявительница является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) и следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ заявительница обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью № кв.м, занимаемого указанным жилым домом с приусадебным участком (л.д. №), однако Министерством имущественных отношений <адрес> уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования (л.д. №
Процедура и критерии предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе <адрес> для целей, не связанных со строительством, на момент обращения заявительницы и отказа ей в предоставлении земельного участка в собственность за выкуп предусмотрены Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Согласно п. 2.4 указанного Порядка, министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа <адрес> обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из представленных суду копий свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) усматривается, что за заявительницей признано право собственности на часть жилого дома, площадью № кв.м, и на земельный участок, площадью № кв.м, на котором расположена часть жилого дома, по тому же адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В предоставлении данного земельного участка в собственность за выкуп заявительнице также было отказано по основаниям нахождения земельного участка в красных линиях дорог и отнесения его к территории общего пользования.
Однако решением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> в предоставлении Акопян Л.М. за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью № кв.м; на Министерство имущественных отношений <адрес> возложена обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес Акопян Л.М. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью № кв.м.
На основании указанного решения Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округа Самара для целей, не связанных со строительством, № № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Узенький, <адрес>, площадью № кв.м (л.д. №).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, действующей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Выпиской из ИСОГД городского округа <адрес> Департамента строительства и архитектуры городского округа <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с обращением Министерства имущественных отношений <адрес> (л.д. №), земельный участок, площадью № кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежит территории общего пользования.
Согласно п. 11 и п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Данная норма не допускает приватизацию земельных участков общего пользования, уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Судом установлено, что каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, право собственности на смежный земельный участок по тому же адресу зарегистрировано за Акопян Л.М., испрашиваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования, по которой только ведется формирование земельного участка для строительства автомобильной дороги.
Нормы Земельного кодекса РФ не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования. Аналогичная правовая позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.10.2009 года № 11-В09-19.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении прав заявительницы на получение земельного участка в собственность за выкуп и незаконности отказа в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка в собственность за выкуп по указанным основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Принимая во внимание, что в соответствии с Постановлением Администрации городского округа <адрес> № 287 от 01.04.2015 года «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе <адрес>», в настоящее время полномочиями по принятию решения в рассматриваемом случае наделен Департамент управления имуществом городского округа <адрес>, суд считает необходимым обязать Министерство имущественных отношений <адрес> перенаправить заявление Акопян Л.М. с приложением всех документов в Департамент управления имуществом городского округа <адрес> для дальнейшего рассмотрения по существу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования, заявленные Акопян Л.М., удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений <адрес> Акопян Л.М. в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> перенаправить заявление Акопян Л.М. с приложением всех документов в Департамент управления имуществом городского округа <адрес> для дальнейшего рассмотрения по существу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Самарского
районного суда А.М. Балова