Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1185/2019 от 24.06.2019

Дело № 12-1185/2019

РЕШЕНИЕ

           16 августа 2019 года                                                                               г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Вискулова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Амурские коммунальные системы» на постановление Министерства природных ресурсов по Амурской области от 24 мая 2019 года № 10-23/67, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении АО «Амурские коммунальные системы»,

установил:

Постановлением Министерства природных ресурсов по Амурской области от 24 мая 2019 года № 10-23/67 АО «Амурские коммунальные системы» (далее – АО «АКС») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В период с 20 февраля 2019 г. по 20 марта 2019 г. была проведена внеплановая выездная проверка Министерством природных ресурсов по Амурской области в отношении объекта АО «АКС» - модульной котельной, расположенной по адресу: г. Благовещенск, ул. Зеленая, д. 3, 481 квартал.

Проверкой установлено, что АО «АКС» при осуществлении деятельности на вышеуказанной котельной эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, включающий в себя как минимум 8 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - это 4 БМК Терморобот и 4 площадки ссыпания золы в съемные внешние зольники (места (площадки) накопления отходов (складирования наполненных сменных зольников) на объекте не определены, не обозначены и не оборудованы). Согласно п. 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом волнительной власти.

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 (зарегистрирован в Минюсте России 03.04.2018 № 50598) (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1 Порядка, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1. II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Согласно абз. 2 п. 2 Порядка, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

В соответствии с п. 3 Порядка, Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя. осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В протоколе об административном правонарушении от 30.04.2019 г. № 10-23/66 и в постановлении от 24.05.2019 г. № 10-23/67 указано, что в нарушение вышеуказанных требований Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте: модульная котельная, г. Благовещенск, ул. Зеленая, д. 3, 481 квартал в ходе проведения проверки не представлен, по состоянию на 30.04.2019 г. в адрес министерства не поступал.

Учитывая вышеизложенное, Министерство природных ресурсов Амурской области усмотрело в действиях АО «АКС» при эксплуатации объекта - модульная котельная, г. Благовещенск, ул. Зеленая, д. 3, 481 квартал признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ – «Сокрытие или искажение экологической информации», выразившиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

АО «АКС» с вышеуказанным постановлением не согласилось, поскольку Отчет о результатах производственного экологического контроля готовится по результатам выполнения программы производственного экологического контроля. В свою очередь, программа производственного экологического контроля в соответствии с п.3 ст. 67 Федерального закона об охране окружающей среды должна содержать, в том числе, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников. В соответствии с Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Согласно имеющегося в материалах разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки следует, что автоматизированная угольная котельная допускается в эксплуатацию по времени схеме на период пусконаладочных работ с 25.12.2018 г. На момент проведения проверки инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие окружающую среду, не была проведена. Кроме того, модульная котельная, расположенная адресу: г. Благовещенск, ул. Зеленая, д. 3, 481 квартал, была допущена к эксплуатации за 7 дней до окончания календарного года.

Таким образом, разработка программы производственного экологического контроля возможна, по мнению АО «АКС», только после проведения, в том числе, инвентаризации источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В законодательстве отсутствует информация о сроках разработки производственной программы экологического контроля, по исполнению которой акционерное общество в срок до 25 марта года, следующего за отчетным, обязано предоставить в Министерство природных ресурсе соответствующий отчет. Считают, что у АО «АКС» отсутствовала возможность предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на модульную котельную, расположенная по адресу: г. Благовещенск, ул. Зеленая, д. 3, 481 квартал, которая с 08.05.2018 г. работала в рамках режимно-наладочных испытаний, и только с 24.12.2018 г. – на основании разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки по временной схеме на период пусконаладочных работ до 24.03.2019 г. Также считают, что по итогам выездной внеплановой проверки должностным лицом министерства вынесено 8 постановлений в отношении АО «АКС» о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ на общую сумму 160 000 рублей, по одним и тем же основаниям - только по разным объектам (котельным), хотя проверка проводилась в рамках одного мероприятия, в один и тот же период времени, на предмет соблюдения требований законодательства и иных актов Российской Федерации в деятельности юридического лица, связанной с обращением с отходами, в связи с чем полагают, что в данном случае содеянное полностью охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности, вне зависимости от количества проверенных объектов, в отношении которых были допущены нарушения, подпадающие под действие указанной нормы.

В судебном заседании 15.08.2019 г. стороны поддержали свои точки зрения. Представитель АО «Амурские коммунальные системы» Климина В.С. дополнительно пояснила, что оборудование, которое поступило в адрес АО «АКС» в виде термороботов блочно-модульных котельных является новым оборудованием на рынке теплоснабжения. Для того, чтобы его запустить в производство и не оставить потребителя в отопительный период без водоснабжения и теплоснабжения, проводились режимно-наладочные испытания в рамках нахождения наиболее оптимальных режимов работы. Котельные работали параллельно с котельной мазутохранилища, но не плановом режиме, а в режиме апробирования, т.е. периодически вырабатываемое тепло пускали в сеть, чтобы оно не уходило в воздух, и в это время проводились режимно-наладочные испытания. 20, 21 декабря 2018 г. были составлены технические отчеты, было выяснено - каким образом должны работать котельные, о данном факте свидетельствуют режимные карты. В период до 21.12.2018 г. котельные работали в тестовом режиме, т.е. непостоянно.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Часть 1 ст. 23.29 КоАП РФ устанавливает, что органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 8.5 КоАП РФ. Часть 2 названной статьи уполномачивает рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, старших государственных инспекторов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1.1. Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утв. Постановлением Губернатора Амурской области от 01.09.2015 г. № 222 Министерство природных ресурсов Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим на территории Амурской области государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере недропользования, природопользования, горнодобывающего комплекса (за исключением предприятий угледобывающей промышленности), водных отношений, охраны атмосферного воздуха, окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и осуществления государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

Постановлением № 10-23/67 о назначении административного наказания старший государственный инспектор Амурской области ЕМ привлекла к административной ответственности АО «АКС» за нарушение ст. 8.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что по итогам выездной внеплановой проверки должностным лицом Министерства природных ресурсов Амурской области было вынесено 8 постановлений в отношении АО «АКС» о назначении административного наказания предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ на общую сумму 160 000 рублей, по одним и тем же основаниям, только по разным объектам - восьми котельным, расположенным по разным адресам в г. Благовещенске. Довод защитников АО «АКС» о том, что проведение проверки в рамках одного мероприятия, в один и тот же период времени, на предмет соблюдения требований законодательства и иных актов Российской Федерации одним юридическим лицом, в отношении обращения с отходами охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности, вне зависимости от количества проверенных объектов, в отношении которых были допущены нарушения, - не соответствует действующему законодательству.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Каждое правонарушение имеет свой субъект, объект, субъективную и объективную стороны. Поскольку действие (бездействие), причиняющее вред общественным отношениям, производится пусть и одним способом, но в разных местах, объективная сторона правонарушений в восьми указанных случаях различная. Кроме того, у административного органа и суда нет оснований и для обращения к части 2 ст. 4.4 КоАП РФ, которая применяется при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.

Судом установлено, что основанием для привлечения АО «АКС» к административной ответственности выступило непредставление (по результатам проведения проверки с 20 февраля 2019 года по 20 марта 2019 года) отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте модульная котельная, расположенная по адресу: г. Благовещенск, ул. Зеленая, д. 3, 481 квартал.

Пункт 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Пункт 3 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что программа производственного экологического контроля содержит, в том числе, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.

Следовательно, разработке программы производственного экологического контроля предшествует инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.

Согласно пункту 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74, программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Модульная котельная, расположенная по адресу: г. Благовещенск, ул. Зеленая, д. 3, 481 квартал относится к III категории объекта НВОС, что подтверждается Программой производственного экологического контроля на данный объект.

Согласно пункту 2 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Разрешение № 72 на допуск в эксплуатацию энергоустановки – автоматизированной угольной котельной, расположенной по адресу: ул. Зеленая, д. 3, 481 квартал было выдано Дальневосточным управлением Ростехнадхзора 24.12.2018 г. Инвентаризация была проведена в 2019 году.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, согласно содержанию Приказа Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» представляется по результатам выполнения программы производственного экологического контроля.

Согласно пункту 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (приложение № 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74), отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Поскольку такая Программа производственного экологического контроля (ПЭК) АО «АКС» в отношении котельной г. Благовещенска, ул. Зеленая, д. 3, 481 квартал была утверждена директором АО «АКС» 23.05.2019 г., следовательно, обязанность сдачи отчета по этой программе возникнет у АО «АКС» в 2020 году.

Доводы представителя Министерства природных ресурсов Амурской области о том, что рассматриваемая котельная была принята в эксплуатацию после комплексного апробирования Актом от 08.05.2018 г., осуществляла функционирование с этого времени, и на этот Акт в Разрешении на допуск в эксплуатацию энергоустановки имеется ссылка, не отрицает того факта, что само разрешение было выдано 24.12.2018 г., котельная на его основании в 2018 году функционировала 7 дней, программа экологического контроля по рассматриваемой котельной была утверждена 23.05.2019; значит, Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля не должен был представляться АО «АКС» в Министерство природных ресурсов Амурской области до 25.03.2019 г.

Следовательно, не было события правонарушения в действиях АО «АКС» по ст. 8.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 24.5 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление Министерства природных ресурсов по Амурской области от 24 мая 2019 года №10-23/67, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Амурские коммунальные системы» - отменить, производство по делу на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ – прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Благовещенского

городского суда                         В.В. Вискулова

12-1185/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
АО АКС
Другие
Колягина Татьяна Евгеньевна
Коннова Виктория Александровна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Вискулова В.В.
Статьи

КоАП: ст. 8.5

Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
01.07.2019Материалы переданы в производство судье
04.07.2019Истребованы материалы
19.07.2019Поступили истребованные материалы
15.08.2019Судебное заседание
16.08.2019Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее