Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1068/2012 ~ М-1171/2012 от 19.07.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2012 года                                                                        город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи     Хетагуровой М.Э.

при секретаре судебного заседания                                Пилипенко С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов Ковалева С.С. к Администрации города Ессентуки о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ессентуки обратился в суд в защиту интересов ребенка-сироты Ковалева С.С. к Администрации города Ессентуки о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая следующее.

В прокуратуре города проверено и признанно обоснованным заявление бывшего воспитанника государственного казенного образовательного учреждения «Детский дом (смешанный) ***» *** Ковалева С.С. о нарушении сотрудниками администрации г. Ессентуки требований Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Жилищного кодекса Российской Федерации.

Установлено, что *** Ковалев С.С. обратился в администрацию города с заявлением о постановке его на льготную очередь на получение жилья.

Согласно письму первого заместителя главы администрации города В.В. от *** *** Ковалев С.С. признан не имеющим права на внеочередное обеспечение жильем.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Конституция Российской Федерации в ч.ч. 1, 2, 3 ст. 40 закрепляет право каждого гражданина на жилище. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и абзац 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159 подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П и от 07.06.2011 № 746-O-O. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении(ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также ч. 2 ст. 49, ст. 51, пунктами 1 и 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи.

Как установлено проверкой, решением Нефтекумского районного суда от
*** мать и отец Ковалева С.С. лишены родительских прав в
отношении сына. Ковалев С.С, *** года рождения, *** был
передан на попечение Детского дома. Согласно справке государственного
казенного образовательного учреждения «Детский дом (смешанный) ***»
*** Ковалев С.С. с *** по *** являлся
воспитанником указанного учреждения, находился на полном
государственном обеспечении. Жилое помещение по адресу: ***,
***, в котором Ковалев С.С. проживал до
направления в Детский дом, было закреплено за ним и его братом
Ковалевым С.С, *** года рождения, при жилой площади 28,6 кв. м. В
указанной квартире также зарегистрированы его мать Ковалева СЮ.
(лишенная родительских прав) и бабушка Т.А., являющаяся
основным квартиросъемщиком. То есть, жилая площадь на каждого члена
семьи ниже учетной нормы. Иного жилого помещения на праве собственности у Ковалева С.С. не имеется.

*** Ковалев С.С. заключил брак с Е.С., ввиду чего она стала членом его семьи.

Таким образом, проживание Ковалева С.С. с семьей на площади 28,6 кв.м., предоставленной по договору социального найма Т.А. и при этом не свободной от пользования его братом Ковалевым С.С. и Ковалевой С.Ю., прекратившей социальные и родственные связи с Ковалевым С.С, отразится и на статусе жилого помещения, и на реализации прав Ковалева С.С, способствуя их ограничению.

То есть, у Ковалева С.С. фактически отсутствует реальная возможность проживать в зарегистрированном за ним жилом помещении, а, следовательно, и реализовать свои жилищные права, поскольку его проживание на закрепленной за ним жилой площади в любом случае оставит его в числе нуждающихся в жилом помещении, предусмотренном нормами жилищного законодательства.

По смыслу ч. 2 ст. 8 Закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Из содержания абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ следует, что жилое помещение детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется по месту их жительства.

Не смотря на то, что за Ковалевым С.С. закреплено право на жилье в городе Палласовке, проверкой установлено, что на момент достижения совершеннолетия Ковалев С.С, то есть на момент возникновения у него права на внеочередное обеспечение жилым помещением, проживал в ***, где с *** и по настоящее время имеет регистрацию по адресу: ***.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Местом жительства может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Местом жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на полном государственном обеспечении, является соответствующее детское государственное учреждение.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что место регистрации Ковалева С.С. - жилая площадь, закрепленная в ***, при определении его в детский дом, не является его местом жительства, из чего следует, что Ковалев С.С. жильем не обеспечен и как ребенок, оставшийся без попечения родителей, после окончания учебного заведения, имеет право на внеочередное получение жилья, в порядке ст. 57 ЖК РФ.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Законом Ставропольского края от 31.12.2004 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отдельные государственные полномочия Ставропольского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот переданы органам местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, указанные выше лица выделены в ЖК РФ не только в целях обеспечения жильем во внеочередном порядке (ст. 57 ЖК РФ), но и как особая категория, общее право которой получить жилое помещение по договору социального найма закрепляется федеральным законом (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

При этом, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма должно быть обеспечено лицам, указанным в ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не только в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения (которыми граждане пользовались до направления в специализированные учреждения и т.п.), но и в иных случаях нуждаемости в жилых помещениях, предусмотренных нормами жилищного законодательства.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Статья 5 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72- кз устанавливает не менее 42 квадратных метров общей площади жилого помещения - на семью из двух человек.

Проверка показала, что на период обращения Ковалева С.С. в администрацию города по вопросу постановки на соответствующий учет, он относился к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающему объективную нуждаемость в жилом помещении.

*** в администрацию города внесено представление, в котором ставился вопрос о постановке Ковалева С.С, относящегося к категории детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающегося в жилье.

*** по результатам рассмотрения представления в удовлетворении его требований, равно как и в постановке Ковалева С.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказано.

Принимая решение, должностные лица администрации не учли, что Ковалев С.С. относится к незащищенным слоям населения и умаление его жилищных прав, гарантированных Конституцией по причине ненадлежащего исполнения обязанностей государственными органами недопустимо.

Старший помощник прокурора города Ессентуки Степовая В.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Ответ Администрации города Ессентуки прокуратурой был воспринят как отказ в постановке Ковалева С.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем, был подан иск в суд. Просила суд признать незаконным отказ Администрации города Ессентуки в принятии на учет Ковалева С.С. в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать Администрацию города Ессентуки принять Ковалева С.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец Ковалев С.С. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором города Ессентуки требования по основаниям, изложенным в иске, а также пояснил, что после того как он сдал в Администрацию города Ессентуки заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, никаких документов от него не требовали, никаких разъяснений по поводу предоставления необходимых документов для постановки на учет ему также не давали.

Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности Бондаренко Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки требований, а также пояснила, что согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений вСтавропольском крае» заявление граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, и предоставляемые ими документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определенные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края, подаются ворганы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края и подлежат регистрации в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006г. № 126-н «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» утвержден перечень документов, подтверждающих право малоимущих граждан, признанных таковыми в установленном порядке в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Ставропольского края в соответствии с законодательством Ставропольского края; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно вышеупомянутому постановлению заявитель представляет следующие документы:паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста), документ, заменяющий паспорт (документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом),документы, подтверждающие гражданское состояние и состав семьи
гражданина (свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении детей, решение об усыновлении (удочерении), решение суда об определении состава семьи (при необходимости), документы, подтверждающие право гражданина быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (копия финансового лицевого счета по месту жительства гражданина и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выписка из домовой книги (поквартирной карточки, похозяйственней
книги) по месту жительства гражданина и членов его семьи за пять лет,
предшествующих подаче заявления, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор найма жилого помещения, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и иные), выписка     из     технического     паспорта     предприятия     технической инвентаризации с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией, справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления, свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданина и членов его семьи на жилое помещение и (или) земельный участок, выделенный для строительства жилого дома); документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление
жилого помещения (решение органа местного самоуправления поселения Ставропольского края о признании жилого помещения непригодным для проживания, документы из органа опеки и попечительства (т.е. документы подтверждающие факт отсутствия закрепленного жилого помещения, а так же факт признания его нуждающимся в предоставлении жилья; документ подтверждающий факт     окончания     пребывания      в     государственном      или     муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждений социального обслуживания населения Ставропольского края, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), заключение учреждения здравоохранения, акт обследования жилищных условий гражданина, составленный органом местного самоуправления поселения Ставропольского края, решение органа местного самоуправления поселения Ставропольского края
о признании гражданина малоимущим в целях принятия его на учет в качестве нуждающегося вжилом помещении, предоставляемом по договору социального найма), иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Документы предоставленные в копиях подаются с одновременным предоставлением оригинала. Копии документов после проверки на соответствие оригиналу заверяется лицом, принимающим документы.

Ковалев С.С. обратился с письменным заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако необходимые документы им не были представлены. Она неоднократно на личном приеме Ковалеву С.С. разъясняла о необходимости предоставления документов, однако они так и не были предоставлены.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Таким образом, Администрацией города Ессентуки были даны лишь разъяснения на поступившее заявление от Ковалева С.С., никакого отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не было. Если Ковалев С.С. предоставит в Администрацию города Ессентуки документы, подтверждающие его право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, то он будет поставлен на учет. Однако в настоящее время об этом говорить преждевременно, так как Администрация города не представлены документы, необходимые для решения данного вопроса. В случае, если суд удовлетворит заявленные прокурором города Ессентуки требования, то такое решение будет неисполнимо, поскольку необходимые документы не представлены, и неизвестно, есть ли еще у Ковалева С.С. какие-либо права на недвижимое имущество. Суждение Администрации города Ессентуки, данное в разъяснении, о том, что Ковалев С.С. не имеет права на жилое помещение, было сделано исходя из информации, предоставленной органом опеки и попечительства управления образования администрации города Ессентуки, однако для принятия решения Администрацией города Ессентуки необходим полный пакет документов. Поскольку Администрацией города Ессентуки не было вынесено решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, считает, что отсутствует предмет спора. Данные Администрацией города Ессентуки разъяснения нельзя принимать за отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку по существу заявление Ковалева С.С. не рассматривалось, в связи с непредставлением им необходимых для этого документов. На основании изложенного, просила суд отказать в удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки требований.

Представитель ответчика Администрации города Ессентуки по доверенности Бондаренко Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных прокурором города Ессентуки требований по основаниям, изложенным представителем Администрации Бондаренко Т.А.

Представитель 3-го лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Савченко С.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в суд возражения, в которых просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки требований отказать, по следующим основаниям.

Пунктом 6 ст. 26.3.Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 Закона № 120-кз органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.Необходимость состоять на учёте на получение жилого помещения также закреплена в ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представленные к исковому заявлению документы свидетельствуют о наличии закрепленного жилого помещения за Ковалевым С.С. Постановлением *** от *** *** за Ковалевым С.С. закреплено жилое помещение по адресу: ***. Квартира не приватизирована, находится в ведении администрации городского поселения ***-ласовки. Нанимателем квартиры является бабушка Ковалева С.С. - Т.А. Т.А. Данная квартира пригодна для проживания, состоит из двух комнат, жилой площадью 28,6 кв.м. благоустроенное, с удобствами (отопление, водоснабжение и канализация централизованные).

Таким образом, у Ковалева С.С. отсутствует право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-го лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В материалах дела имеется заявление Ковалева С.С., подписанное им собственноручно, на имя прокурора г. Ессентуки, в котором он просит в его интересах обратиться в суд с исковым заявлением.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку Ковалев С.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу своего материального положения и отсутствия юридического образования не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, обращение прокурора г. Ессентуки в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов Ковалева С.С. законно.

Согласно ст. 254 ГПК РФ в суде может быть оспорено решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если нарушены права и свободы гражданина.

Как следует из Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 Закона дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые, в частности, остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 6 ст. 26.3.Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Закона Ставропольского края от 16.03.2006г. № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений вСтавропольском крае» заявление граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, и предоставляемые ими документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определенные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края, подаются ворганы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края и подлежат регистрации в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006г. № 126-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» утвержден перечень документов, подтверждающих право малоимущих граждан, признанных таковыми в установленном порядке в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Ставропольского края в соответствии с законодательством Ставропольского края; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно вышеуказанному постановлению, необходимо предоставить следующие документы:

Документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи:

1) паспорт гражданина Российской Федерации;

2) свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста);

3) документ, заменяющий паспорт (документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом).

2. Документы, подтверждающие гражданское состояние и состав семьи гражданина:

1) свидетельство о заключении брака;

2) свидетельства о рождении детей;

3) решение об усыновлении (удочерении);

4) решение суда об определении состава семьи (при необходимости).

3. Документы, подтверждающие право гражданина быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма:

1) копия финансового лицевого счета по месту(ам) жительства гражданина и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее - заявление);

2) выписка из домовой книги (поквартирной карточки, похозяйственной книги) по месту(ам) жительства гражданина и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления;

3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор найма жилого помещения, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и иные);

4) выписка из технического паспорта предприятия технической инвентаризации с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;

5) справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления;

6) свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданина и членов его семьи на жилое помещение и (или) земельный участок, выделенный для строительства жилого дома.

4. Документы, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения (при наличии права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма):

1) решение органа местного самоуправления поселения *** о признании жилого помещения непригодным для проживания;

2) документы из органа опеки и попечительства;

3) заключение учреждения здравоохранения.

5. Акт обследования жилищных условий гражданина, составленный органом местного самоуправления поселения Ставропольского края.

6. Решение органа местного самоуправления поселения Ставропольского края о признании гражданина малоимущим в целях принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

7. Иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

В соответствии с п.п.3,4 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Решение относительно постановки на учет обязательно доводится до сведения заявителя: в случае положительного решения - выдачей соответствующего документа, в случае отрицательного - письменным сообщением (решение об отказе).

Из материалов дела следует, что Ковалев С.С. *** обращался в Администрацию города Ессентуки с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Письмом Администрации города Ессентуки от ***, было указано, что права на внеочередное обеспечение жильем отсутствует, так как Постановлением *** от *** *** за Ковалевым С.С. было закреплено жилое помещение в ***. Как пояснила в судебном заседании представитель Администрации города Ессентуки Бондаренко Т.А. указанное суждение основано на информации, предоставленной органом опеки и попечительства управления образования администрации города Ессентуки. По существу вопрос рассмотрен не был, поскольку Ковалевым С.С. не были предоставлены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как следует из сообщения Администрации города Ессентуки *** от *** на представление прокурора города Ессентуки об устранении нарушений требований ФЗ от *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Ковалев С.С. обратился в Администрацию города Ессентуки с письменным заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилье, как сирота, однако документы, список которых утвержден Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.09.2006 года №126-п, Ковалевым С.С. представлены не были.

Кроме того, представитель Администрации города Ессентуки Бондаренко Т.А. в судебном заседании пояснила, что Ковалеву С.С. неоднократно на приемах было разъяснено о необходимости предоставления документов, необходимых для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд учитывает, что обязанность органа местного самоуправления по рассмотрению заявления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении возникает в случае подачи им лично такого заявления по установленной форме с приложение всех необходимых документов.

Между тем, как установлено судом, Ковалев С.С. подал заявление без приложения необходимых документов для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем, Администрация города Ессентуки правомерно рассмотрела заявление Ковалева С.С. как обращение в соответствие с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и дала соответствующее разъяснение.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления, к компетенции которого относится рассмотрение вопросов о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, заявление Ковалева С.С. по существу не рассматривалось, решения о принятии на учет или отказе в принятии на учет по результатам рассмотрения заявления по существу не принималось, поскольку Ковалевым С.С. не представлены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о постановке либо отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что действия администрации города Ессентуки не нарушили права и законные интересы Ковалева С.С. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Кроме того, суд учитывает, что Ковалев С.С. в целях реализации права на обеспечение жилым помещением, вправе обратиться в Администрацию города Ессентуки с соответствующим заявлением и необходимыми документами, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Ставропольского края №126-п от 05.09.2006 года «О мерах по реализации Закона Ставропольского края « О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае», для решения вопроса о постановке либо отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а в случае нарушения его прав, прокурор вправе обратиться в суд, в порядке ст.45 ГПК РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором города Ессентуки требований.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов Ковалева С.С. к Администрации города Ессентуки о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 5 сентября 2012 года.

Судья              М.Э. Хетагурова

2-1068/2012 ~ М-1171/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Ессентуки
Ковалев С.С.
Ответчики
Администрация г. Ессентуки
Другие
Министерство стриотельства и архитектуры Старвопольского края
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Хетагурова Мадина Эмбековна
Дело на странице суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
19.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2012Передача материалов судье
24.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2012Подготовка дела (собеседование)
14.08.2012Подготовка дела (собеседование)
14.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2012Судебное заседание
31.08.2012Судебное заседание
07.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2013Дело оформлено
16.04.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее