Дело № 2-1824/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Поташевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к ООО «Петрозаводская судоходная компания» об обязании к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Карельский транспортный прокурор обратился в Петрозаводский городской суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Петрозаводская судоходная компания», просит обязать ответчика обеспечить исполнение требований законодательства о транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Пассажирские причалы № 1, 2, 3», расположенного по адресу: Республики Карелия, <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда: организовать и провести профессиональную подготовку (обучение) сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности ААА; направить на аттестацию должностное лицо, отвечающее за обеспечение транспортной безопасности ААА; направить на аттестацию должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ВВВ
Далее исковые требования Карельским транспортным прокурором были уточнены, просит обязать ответчика обеспечить подготовку и аттестацию сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Пассажирские причалы № 1, 2, 3», расположенного по адресу: Республики Карелия, <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ААА, ВВВ, которые в дальнейшем на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ были исключены из числа третьих лиц.
При рассмотрении дела прокурор Шумилова А.С. измененные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и письменных объяснениях.
Представитель ответчика ВВВ, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в частности на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритета защиты прав и оконных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системности и комплексного использования политических, информационно- пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании пунктов 1, 4, 9, 10 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Обеспечение транспортной безопасности реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином - законном основании. Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 этого же ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Судом установлено, что Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в ООО «Петрозаводская судоходная компания», по результатам которой установлены факты неисполнения требований по соблюдению законодательства о транспортной безопасности.
Решением Федерального агентства морского и речного транспорта ДД.ММ.ГГГГ в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта (далее - ОТИ) за номером РНО-0001216 внесены пассажирские причалы № № 1, 2, 3 расположенные в <адрес> и им, с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствиях, присвоена 3 категория транспортной безопасности.
В соответствии с договорами аренды объекта недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ данные пассажирские причалы находятся в пользовании ООО «Петрозаводская судоходная компания» Субъектом транспортной инфраструктуры является ООО «Петрозаводская судоходная компания», поскольку по отношению к вышеуказанному ОТИ является его эксплуатантом.
Указанные пассажирские причалы используется для зимнего отстоя судов, для оказания по комплексному обслуживанию пассажирских судов и для размещения на территории причалов торговых павильонов.
Статьей 10 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять не прошедшие в порядке, установленном данным Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно подпункту 12 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требованиях антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 (далее - Требования) субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны помимо прочего обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности». К работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры необходимо допускать только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Как следует из проведенной прокурором проверки, приказом ООО «Петрозаводская судоходная компания» № от ДД.ММ.ГГГГ директор общества ВВВ назначен лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ с ДД.ММ.ГГГГ, который прошел профессиональную подготовку в сфере транспортной безопасности, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ рег.№.
Между тем, в нарушение ст. 12.1 Закона № 16-ФЗ, подпункта 12 п. 5 Требований ВВВ до настоящею времени не аттестован в установленном законом порядке.
Также старший караванной службы пассажирских причалов ООО «Петрозаводская судоходная компания» ААА, назначенный лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ с ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ст. 10 и ст. 12.1 Закона № 16-ФЗ, подпункта 12 п.5 Требований, тоже не прошел соответствующую подготовку и аттестацию в установленном законом порядке, тогда как в силу положений Закона № 16-ФЗ вышеуказанные должностные лица являются сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности на ОТИ.
Таким образом, не исполняя требований действующего законодательства о транспортной безопасности, ответчик создает угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, интересам личности, общества и государства, в сфере организации перевозок внутренним водным и морским транспортом.
Доводы стороны ответчика при рассмотрении дела о том, что причалы не являются объектами транспортной инфраструктуры в целях применения Закона № 16-ФЗ, судом не могут быть учтены по следующим основаниям.
С учетом положений подпункта «д» п. 5 ст. 1 Закона № 16-ФЗ объектам транспортной инфраструктуры признается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения.
С учетом положений закона для признания порта (причала, причального сооружения) объектом транспортной инфраструктуры в нем должна осуществляться посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности.
В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что причалом признается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
Речным портом согласно этого же Кодекса признается комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Перечня внутренних водных путей Российской Федерации» № 18000-р от 19.12.2002 акватория пассажирских причалов отнесена к участкам внутренних водных путей.
Судом установлено, что пассажирские причалы №№ 1, 2, 3 используются ответчиком для причаливания туристических пассажирских теплоходов, заходящих в г. Петрозаводск во время летней навигации, то есть фактически на данных причалах осуществляется посадка и высадка пассажиров.
Также суд учитывает, что Росморречфлотом по обращению ответчика об исключении объекта транспортной инфраструктуры «Пассажирские причалы № 1, 2, 3» из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта на момент вынесения судом решения положительного решения не принято.
При таких обстоятельствах исковые требования Карельского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход Петрозаводского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Карельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации, удовлетворить.
Обязать ООО «Петрозаводская судоходная компания» обеспечить подготовку и аттестацию сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Пассажирские причалы № 1, 2, 3», расположенного по адресу: Республики Карелия, <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с ООО «Петрозаводская судоходная компания» в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н.Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 04.06.2018.