мотивированное решение изготовлено 31 июля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
2-9457/2017 (12)
31 июля 2017 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Жилиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солоненко Н. Г., Солоненко А. Ю., действующего также в интересах несовершеннолетней Солоненко И. А. к Администрации г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Солоненко Н.Г., Солоненко А.Ю., действующий в интересах несовершеннолетней Солоненко И.А., обратились в суд с иском к Администрации г.Екатеринбурга о понуждении ответчика предоставить истцам жилое помещение площадью не менее <данные изъяты> кв.м. на условиях социального найма.
В обоснование заявленного иска указано, что ранее истцы проживали в жилом помещении <адрес>. Данный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем истцам предложено равноценное жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м. Однако данное предложение нарушает права и законные интересов истцов на комфортное проживание, учитывая, что истцы являются членами разных семей, в одной из которых имеется несовершеннолетний ребенок. По основаниям ст.ст. 50, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик обязан предоставить истцам жилое помещение не менее нормы предоставления.
В судебном заседании истцы на иске настаивали, указав, что предоставляемая им комната не может быть использована всеми ответчиками, которые ведут разное хозяйство, имеют различные бюджеты. Более того, истцы в течение продолжительного периода времени обращались в Администрацию, в том числе районов, и их заверяли в том, что жилое помещение будет предоставлено по нормам предоставления. На учет нуждающихся истцы не поставлены, ранее с таким заявлением не обращались.
В судебном заседании представители Администрации г.Екатеринбурга просили в удовлетворении иска отказать, так как согласно требованиям действующего жилищного законодательства жилое помещение должно быть предоставлено истцам равнозначное ранее занимаемому.
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить заявленный иск при установленной явке.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от 03.11.2006 года, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Решением <данные изъяты> районного суда г.Екатеринбурга от <данные изъяты>, имеющего для настоящего спора преюдициальное значение, Солоненко Н.Г., Солоненко А.Ю. выселены из квартиры <адрес> с предоставлением другого жилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>
При этом судом установлено, что в соответствии с ордером <данные изъяты> Солоненко Н.А. было предоставлено в пользование жилое помещение – квартира <адрес> <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.
В данном жилом помещении по месту жительства зарегистрированными значатся Солоненко Н.Г. (брат нанимателя), Солоненко А.Ю. (внук нанимателя), Солоненко И.А. (другая степень родства).
На основании постановления администрации от 19.01.2016 № 92 многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации от 31.10.2016 № 2163 данный жилой дом включен в муниципальную программу «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург» на 2017-2020 годы».
В связи с признанием данного жилого помещения непригодным для проживания, администрация <данные изъяты> района г. Екатеринбурга предложила ответчикам жилое помещение в виде комнаты площадью <данные изъяты> кв.м в квартире <адрес> (разрешение на осмотр жилого помещения от <данные изъяты>).
В связи с этим, по основаниям ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации истцы выселены в указанное жилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м.
Как указали истцы, на учете нуждающихся они не состоят, и ранее с таким заявлением в районную администрацию они не обращались.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Указанной нормой установлено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Законом Свердловской области от 22 июля 2005 г. N 96-ОЗ "О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области", постановлением администрации г. Екатеринбурга от 2 июля 2012 г. N 2863 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению для признания граждан малоимущими) в целях применения Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Свердловской области.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Таким образом, постановка на учет осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, предусмотренным жилищным законодательством. Рассмотрение данного вопроса, минуя административный порядок, не входит в компетенцию суда. Соответствующие решения органа местного самоуправления в связи с реализацией гражданином права на принятие на учет нуждающихся в жилом помещении, не принимались.
Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации" судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, поскольку истцами не представлены доказательства наличия предусмотренных законом оснований для предоставления жилого помещения, поскольку право на внеочередное предоставление жилого помещения гарантируется лицам, признанным малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М.Василькова