Дело № 2а-411/2020
УИД 28RS0024-01-2020-000650-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года г. Шимановск
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скрастиной И.С.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области к Шлыкову Александру Александровичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец межрайонная ИФНС России №5 по Амурской области обратилась в Шимановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к Шлыкову А.А. о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2018 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 4 098 рублей, пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 073,43 рублей, на общую сумму 5 171,43 рублей.
Из административного искового заявления усматривается, что налогоплательщик Шлыков А.А. является собственником транспортных средств: ЗИЛ130, государственный регистрационный знак №, государственный регистрационный знак №, государственный регистрационный знак № В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. ст. 2, 4 закона Амурской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года №142-ОЗ, налоговые ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспорты средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства. В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ ответчик обязан уплачивать законно установленные налоги. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Шлыковым А.А. налог уплачен не был, на суму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени. В соответствии с действующим законодательством было направлено налоговое уведомление от 25с июля 2019года №. Налоговым органом в отношении Шлыкова А.А. выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, на котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. Исходя из положений п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Налоговый орган обратился к мировому судье по Шимановскому городскому судебному участку с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шлыкова А.А. недоимки в размере 5 171,43 рублей. Мировым судьей вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа № о взыскании со Шлыкова А.А. недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2018 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 4 098 рублей, пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 073,43 рублей, на общую сумму 5 171,43 рублей. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. По состоянию на дату подачи заявления сумма задолженности в размере 5 171,43 рублей не оплачена, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №5 по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Административный ответчик Шлыков А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания не заявил, о причинах неявки суд не известил.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) суд рассмотрел административное дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ч. 1, ч. 4 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела судом установлено, что Шлыков А.А. являлся владельцем транспортных средств: <данные изъяты> выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. Указанные транспортные средства сняты с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с утилизацией в РЭО ГИБДД МО МВД России «Шимановский» (л.д. 45).
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 2, 4 Закона Амурской области от 18 ноября 2002 года №142-ОЗ «О транспортном налоге», налоговые ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства.
В силу ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики транспортного налога – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика о том, что спорные транспортные средства сняты с регистрационного учета в 2004 году, последний в соответствии со ст. 357 НК РФ имеет обязанность по уплате транспортного налога до ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом налогоплательщику Шлыкову А.А. начислен транспортный налог за 2015 год, за 2016 год, за 2017 год и за 2018 год на указанные автомобили: <данные изъяты>.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 397, 409 НК РФ налоговым органом для исполнения обязанности по уплате налога в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4 098 рублей, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4 098 рублей, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4 098 рублей, сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4 098 рублей, сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).
В силу ст. 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу положений ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Обязанность по уплате налогов должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно (п. 1 ст. 70 НК РФ).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в сроки, указанные в уведомлениях, административному ответчику были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, пени.
Указанные требования в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, требование об уплате задолженности по налогам № направлено в адрес Шлыкова А.А., срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с учетом п. 2 ст. 48 НК РФ срок подачи заявления о вынесении судебного приказа не позднее – ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, требование об уплате задолженности по налогам № направлено в адрес Шлыкова А.А., срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с учетом п. 2 ст. 48 НК РФ срок подачи заявления о вынесении судебного приказа не позднее – ДД.ММ.ГГГГ.
Межрайонная ИФНС России №5 по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье Амурской области по Шимановскому городскому судебному участку с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании со Шлыкова А.А. недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 4 098 рублей, пени в размере 2 318 рублей 29 копеек, на общую сумму 6 416 рублей 29 копеек.
Мировым судьей Амурской области по Шимановскому городскому судебному участку вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ № по указанному заявлению налогового органа.
Определением мирового судьи Амурской области по Шимановскому городскому судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ № был отменен.
Таким образом, шестимесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании со Шлыкова А.А. недоимки и пени по транспортному налогу в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ истекает ДД.ММ.ГГГГ, в суд с административным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом шестимесячный срок с момента вынесения определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным истцом порядок и процедура, а также сроки принудительного взыскания с административного ответчика недоимки и пени по транспортному налогу не нарушены.
Проанализировав документы, имеющиеся в материалах административного дела, проверив расчеты, представленные административным истцом, суд приходит к выводу об обоснованности требований Межрайонной ИФНС России №5 по Амурской области о взыскании со Шлыкова А.А. недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2018 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 4 098 рублей, пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 073,43 рубля, на общую сумму 5 171 рубль 43 копейки. При этом указанные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов между сторонами, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец при подаче иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, а исковые требования удовлетворены в полном объеме, постольку с административного ответчика с учетом ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области удовлетворить.
Взыскать со Шлыкова Александра Александровича в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области сумму недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2018 год по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 4 098 рублей, пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 073 рублей 43 копеек, на общую сумму 5 171 рубль 43 копейки.
Взыскать со Шлыкова Александра Александровича в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято 09 декабря 2020 года.