Дело № 2-6166/9/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия к Воронову Г.А. об исправлении кадастровой ошибки,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – истец, Управление Росреестра по РК) обратилось в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Воронову Г.А. (далее – ответчик), в котором просит признать технической ошибкой внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи о государственной регистрации права собственности Воронова Г.А. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>. Также истец просит внести в Единый государственный реестр недвижимости запись о государственной регистрации права общей долевой собственности Воронова Г.А. на 26/55 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>.
В качестве третьего лица были привлечены администрация Петрозаводского городского округа (далее – администрация), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство), инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее – ИФНС), Шевчук О.М.
Представитель Управления Росреестра по РК Дадакин В.В. в судебном заседании требования поддержал по доводам, подробно изложенным в исковом заявлении. Истец считает, что иным способом восстановить право Шевчук О.М. невозможно, тем более ошибочные сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) уже использовались ФНС России, иными органами. Срок исковой давности следует исчислять с того момента, когда Росреестру стало известно о реестровой ошибке. Это произошло после обращения Шевчук О.М. в марте – апреле 2019 года.
Воронин Г.А. просил в иске отказать. Он зарегистрировал право собственности на весь земельный участок, не смотря на то, что имел право на долю в нём, но считает, что в этом вина Управления Росреестра по РК, они и должны нести ответственность. То, что Шевчук О.М. также принадлежит земельный участок, он знал при регистрации участка и в дальнейшем. Раздела земельного участка не было. Кроме того, срок давности для обращения в суд истек.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении заседании по делу не представили. В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц и их представителей.
Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
02.04.2015 ФИО12 (продавец) и Воронов Г.А. (покупатель) заключили договор купли-продажи 26/55 доли жилого дома, находящегося по адресу: Республики Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>. Стороны подписали передаточный акт. В Управление Росреестра по РК была произведена государственная регистрация, Воронову Г.А. было выдано свидетельство о государственной регистрации права. В ЕГРН (прежнее наименование – ЕГРП) была внесена соответствующая запись. 29/55 доли в праве на указанный дом принадлежит Шевчук О.М. (запись в ЕГРН от 20.04.2009).
Земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположен дом, ранее был предоставлен в бессрочное пользование на основании договора № 1063 от 29.05.1952. Земельный участок не был разделен между собственниками, право собственности на него не было зарегистрировано в ЕГРН.
10.04.2015 Воронов Г.А.обратился в Управление Росреестра по РК с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок, приобщив соответствующие документы, в которых имелись сведения о том, что ему принадлежит только доля в праве общей собственности на жилой дом.
Несмотря на наличие таких сведений, была произведена регистрации права собственности на земельный участок только за Вороновым Г.А. без учёта доли в праве на этот же участок второго собственника Шевчук О.М. В ЕГРН внесена соответствующая запись. Регистрация права собственности проводилась в так называемом упрощенном порядке.
При проведении регистрационных действий произошла техническая ошибка, в результате которой была внесена запись о государственной регистрации права собственности Воронова Г.А. Сведения о праве собственности иных лиц не были внесены государственным регистратором.
Конституция Российской Федерации в статье 40 закрепляет право каждого гражданина на жилище. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
К жилым помещениям частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как указано в пункте 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
Частями 3 и 5 статьи 1 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
На основании части 4 статьи 61 названного Закона в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Согласно частям 4, 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Как было установлено из представленных в материалы дела доводов и доказательств, при проведении регистрационных действий государственным регистратором прав допущена техническая ошибка, в результате которой в ЕГРН была внесена запись о государственной регистрации права собственности только за одним из долевых собственников.
С учетом положений вышеизложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления Росреестра по РК заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Иным способом разрешить спорную ситуацию невозможно, ошибочные сведения из ЕГРН были использованы иными лицами, в частности, ФНС России и пр.
Данный иск обусловлен защитой прав второго собственника Шевчук О.М. Суд также учитывает, что в любом случае Воронов Г.А. не имел и не имеет право собственности на весь земельный участок. Регистрация земельного участка только в его единоличную собственность грубо нарушает права второго участника долевой собственности, что с точки зрения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустимо. В этой связи судебная защита прав Воронова Г.А. невозможна.
Суд также учитывает, что исправлением реестровой ошибкой будут с минимальными правовыми и экономическими затратами восстановлены права всех участников долевой собственности, что не потребует обращения второго собственника с иском к ответчику о признании зарегистрированного права отсутствующим и так далее.
Стороной ответчика также заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная позиция содержится в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
Таким образом, поскольку о состоявшейся реестровой ошибке истец узнал только после обращения второго собственника за совершением регистрационных действий, а произошло это в марте 2019 года, то именно с 27.03.2019 (дата обращения) и начинает течь срок исковой давности. Ранее ни истец, ни Шевчук О.М. о нарушенном праве не знали, а ответчик об этом не заявлял. В этой связи ходатайство ответчика не подлежит применению, истцом не пропущен срок для обращения в суд.
Исходя из характера спорных отношений, а также разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» суд не рассматривает вопрос о судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия удовлетворить полностью.
Признать реестровой ошибкой внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи о государственной регистрации права собственности Воронова Г.А. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>.
Внести в Единый государственный реестр недвижимости запись о государственной регистрации права общей долевой собственности Воронова Г.А. на 26/55 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2019 года.