Дело № 2-6503/8
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Гудковой Г.В.
при секретаре Шмуйло Я.М..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица занимала должности государственной службы, дающие прав на ежемесячную доплату к трудовой пенсии в соответствии Законом Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия». ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и получила отказ, мотивированный тем, что Управление Росприроднадзора по Республике Карелия не является органом государственной власти Республики Карелия и поэтому не имеет возможности и правовых оснований для принятия решения об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с законодательством о государственной службе Республики Карелия. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития РК с заявлением об установлении доплаты к трудовой пенсии и получила отказ со ссылкой на п. 4 Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, утв. постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 19.04.2001 г. № 85. В связи с указанным истица просит обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии согласно норм, действующего законодательства Республики Карелия, с ДД.ММ.ГГГГ.
13 сентября 2011 года истица исковые требования дополнила, просила установить ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии в размере <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица и ее представитель по ордеру заявленные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, уточнили заявленные требования, просили установить истице ежемесячную доплату к трудовой пенсии в размере <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
До настоящего времени на уровне Российской Федерации в сфере нормативного регулирования видов государственной службы федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей не принят.
В силу ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, административное законодательство. Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ установлено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона РК «О государственной службе Республики Карелия» от 10.01.1997 года № 167-ЗРК лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республики Карелия категории "Б" и "В" и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, получаемой в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного стажа государственной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 23, 27, 32, 38, 45, 53, 62, 72 и 80 процентов месячного должностного оклада государственного служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности РК и государственные должности государственной службы РК, утвержден постановлением Председателя Правительства РК от 19.04.2001 года № 85.
С 03.09.2011 года вступил в силу Указ Главы Республики Карелия от 03.08.2011 г. № 68, которым утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности, государственные должности государственной службы Республики Карелия и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, где урегулирован вопрос обращения граждан, имеющих право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и ранее занимавших государственные должности Республики Карелия, государственные должности государственной службы Республики Карелия и государственные должности государственной гражданской службы Республики Карелия. Согласно п. 2 указанного Порядка обращение гражданина в случае отсутствия государственного органа, которому переданы функции реорганизованного или ликвидированного государственного органа, должно осуществляться в уполномоченный орган – Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Судом установлено, что Кораблева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости. При этом истица имеет право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием стажа государственной службы в Республике Карелия. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кораблева Н.В. работала в <данные изъяты> Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия, <данные изъяты>
В 1998 году <данные изъяты> было преобразовано в <данные изъяты> получивший статус территориального органа федерального органа исполнительной власти. В 2000 году Комитет был реорганизован в форме присоединения к <данные изъяты>, который в 2002 году был реорганизован в форме преобразования в <данные изъяты> Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> переподчинено <данные изъяты> Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия реорганизовано в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия. Основания: постановление Верховного Совета Республики Карелия № № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ №, приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, в соответствии с Законом РК от 17.06.1994 г. № 1-ЗРК «О структуре исполнительной власти Республики Карелия» до 1998 года <данные изъяты> входило в структуру органов исполнительной власти Республики Карелия.
<данные изъяты> Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия, <данные изъяты> являлись территориальными органами федерального органа исполнительной власти Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Кораблева Н.В. была уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы. Согласно справке Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия о периодах государственной службы, учитываемых при исчислении стажа государственной службы, имеющейся в материалах дела, стаж государственной службы Кораблевой Н.В., принимаемый для исчисления размера доплаты к пенсии, составляет 20 лет 04 месяца 25 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Кораблева Н.В. обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия с заявлением об установлении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом РК «О государственной службе Республики Карелия». По результатам рассмотрения обращения истице было отказано в связи с отсутствием решения руководителя органа государственной власти Республики Карелия об установлении истице соответствующей доплаты к пенсии.
Между тем, <данные изъяты> являвшееся органом исполнительной власти Республики Карелия, упразднено, орган государственной власти Республики Карелия, которому переданы его полномочия, отсутствует. Таким образом, правопреемник органа исполнительной власти, в котором истица занимала должность государственной службы Республики Карелия, отсутствует.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и правопреемником <данные изъяты> не является, это учреждение не уполномочено принимать решение об установлении истице ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.
При этом Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, на момент обращения истицы в суд с настоящим иском не определял порядок установления надбавки лицам, имеющим право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, в случае реорганизации органа государственной власти республики, в котором они проходили государственную службу, либо его ликвидации.
Наличие пробела в правовом регулировании затронутых общественных отношений само по себе не может служить основанием для умаления прав граждан на пенсионное обеспечение, в частности, получение в соответствии с законодательством Республики Карелия ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. В соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право Кораблевой Н.В. на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в связи с наличием необходимого стажа государственной службы ответчиком не оспаривается. Согласно представленному ответчиком расчету размер ежемесячной доплаты Кораблевой Н.В. к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет (80%) составляет <данные изъяты>
Учитывая отсутствие органа государственной власти Республики Карелия, в котором Кораблева Н.В. занимала должность государственной службы РК, истица была лишена возможности реализовать свое право на получение доплаты к пенсии в соответствии с Законом РК «О государственной службе Республик Карелия». Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Карелия не является органом государственной власти Республике Карелия и по смыслу Порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, а также в силу своей компетенции не может принимать решений об установлении ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Республике Карелия.
В свою очередь, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, в соответствии с п. 6, 7 вышеуказанного Порядка, действовавшего на момент обращения истицы к ответчику, в суд, рассчитывает размер, принимает решение об установлении размера доплаты и дает поручение о выплате указанной доплаты к пенсии. При этом в силу п. 8 Порядка в случае несогласия Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия с решением органа государственной власти об установлении ежемесячной доплаты, министерство возвращает представленные документы, то есть разрешает вопрос о праве заявителя на получение такой доплаты к пенсии.
Таким образом, учитывая наличие пробела на момент обращения истицы в суд в правовом регулировании, принимая во внимание полномочия ответчика в сфере установления и выплаты доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кораблевой Н.В. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Согласно представленному ответчиком расчету размер ежемесячной доплаты Кораблевой Н.В. к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет (80%) составляет <данные изъяты> Данный расчет проверен судом, признан верным и является более точным, чем представленный истицей <данные изъяты>
В соответствии с п. 9 Порядка ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от государственной должности и назначения трудовой пенсии. Кораблева Н.В. обратилась к ответчику с заявлением об установлении доплаты к пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, установленные по делу обстоятельства, суд считает заявленные истицей требования обоснованными, однако подлежащими удовлетворению частично. Следует возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия обязанность установить Кораблевой Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики Карелия.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия установить ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственные должности и государственные должности государственной службы Республики Карелия, с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия в пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней.
Судья Г.В. Гудкова