Дело № 2 - 126/2020 года
УИД № 34RS0027-01-2019-003722-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» февраля 2020 года город Михайловка
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Гудченковой С.Г.,
при секретаре Бахолдиной Н.Ф.,
с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Стаценко А.А., представителя ответчика – администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г.,
рассмотрев исковое заявление Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении создания площадок для складирования крупногабаритных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проверки установлено, что на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области находится 76 контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, которые переданы в хозяйственное ведение МУП «Городское хозяйство». Вместе с тем, на территории городского округа город Михайловка отсутствуют места (площадки) складирование крупногабаритных отходов. По данному Факту Дата в адрес главы администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области вынесено представление об устранении нарушений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В удовлетворении требований, указанных в представлении, отказано.
Просит суд обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать площадки для складирования крупногабаритных отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Стаценко А.А. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г., действующая на основании доверенности от Дата, исковые требования признала в части и пояснила, что не согласна с определенным месячным сроком на исполнение решения суда. Просит суд при вынесении решения суда установить администрации срок до 01 ноября для создания площадок для складирования крупногабаритных отходов.
Представитель третьего лица ООО «Управление отходами-Волгоград» в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Закона № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Судом установлено, что Михайловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области по обращению граждан проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области.
Согласно письма администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Номер от Дата, на территории городского округа г. Михайловка находится 51 контейнерная площадка, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в настоящее время переданы в хозяйственное ведение в МУП «Городское хозяйство» (л.д.13)
Вместе с тем проверкой установлено, что на территории городского округа город Михайловка отсутствуют места (площадки) складирование крупногабаритных отходов.
По данному факту Дата в адрес главы администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области вынесено представление об устранении нарушений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Главой администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Фоминым С.А. в ответе на представление прокурора, представление оставлено без удовлетворения в части устранения нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, так как данную услугу на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области предоставляет региональный оператор ООО «Управление отходами – Волгоград».
Администрация руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами Волгоградской области, Уставом городского округа город Михайловка Волгоградской области.
В соответствии со статьей 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128-4690-88) предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых), в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Закона № 89-ФЗ предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ).
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 02 августа 2019 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращений с ТКО).
Согласно п.9 Правил обращений с ТКО потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с п.11 Правил обращений с ТКО в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В силу п.12 Правил обращений с ТКО вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Аналогичные положения установлены п.7.1-7.4Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области, утвержденных приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 № 1923.
Таким образом, исходя из положений приведенных нормативных актов прямая обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района; по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; по обеспечению согласования мест размещения контейнерных площадок, площадок временного накопления крупногабаритных отходов, по организации мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области возложена на администрацию.
Вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесен к полномочиям органов местного самоуправления. Администрация городского округа город Михайловка уклоняется от выполнения требований п.4 ст. 8, ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039. В связи с бездействием Администрации городского округа город Михайловка нарушается гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивается реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора и обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области создать площадки для складирования крупногабаритных отходов. Вмесите с тем запрашиваемый прокурором срок для исполнения решения суда в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит необоснованными, так как работы, которые необходимо будет для это провести не соответствуют времени года и погодным условиям.
В связи с чем суд находит обоснованным для выполнения работ по созданию площадки для складирования крупногабаритных отходов в трёх месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, будет соответствовать условиям в которых будет возможно проводить данные работы.
Таким образом, в удовлетворении требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в части установления месячного срока для администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области для создания площадки для складирования крупногабаритных отходов, необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о понуждении создания площадок для складирования крупногабаритных отходов, удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области в трёх месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, создать площадки для складирования крупногабаритных отходов.
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Судья: Гудченкова С.Г.
решение в окончательной форме
изготовлено 18 февраля 2020 года