Решение по делу № 2-612/2019 ~ М-528/2019 от 11.07.2019

Дело №2-612/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык                                  31 июля 2019 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Беловой Л.В.,

при секретаре Филатовой О.Н.,

с участием прокурора Бунковского А.В.,

представителя ответчика Душко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 15 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» о признании незаконным бездействия, устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

    Орский межрайонный природоохранный прокурор Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 15 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» (далее - ФКУ КП-15 УФСИН России по Оренбургской области). В обоснование иска указал, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой Оренбургской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в ФКУ КП-15 УФСИН России по Оренбургской области. По результатам проверки установлено, что одним из видов деятельности учреждения является деятельность по разведению свиней и крупного рогатого скота. В процессе осуществления указанной деятельности в период с 1 сентября 2018 г. по 1 июня 2019 г. образовались отходы животноводства - навоз от крупного рогатого скота в количестве 1,118 тонн; навоза от свиней - 0,6 тонн. Накопление данных отходов производится на земельном участке, занятом подсобным хозяйством, расположенным напротив строения по адресу: <адрес> Место накопления отходов животноводства - «навоза» не защищено от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки хранения отходов не имеет искусственного водонепроницаемого и химического стойкого покрытия, а также обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Прокурор просит признать деятельность ФКУ КП -15 УФСИН России по Оренбургской области не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании при накоплении (размещении) отходов животноводства 3-5 классов опасности на необорудованной в соответствии с требованиями законодательства площадке, расположенной на территории подсобного хозяйства по разведению животных напротив строения по адресу: <адрес> Обязать ответчика в срок до 01 декабря 2019 г. оборудовать место накопления отходов животноводства - навоза в соответствии с требованиями законодательства путем защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и так далее), создания искусственного водонепроницаемого химически стойкого покрытия (асфальта, керамзитобетона, полимербетонной керамической плитки и др.), обваловки и обособленной сети ливнестоков.

В судебном заседании прокурор Бунковский А.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам. С учетом объема работ просил установить срок для исполнения ответчиком обязанности по оборудованию места накопления отходов животноводства в соответствии с требованиями законодательства до 1 июня 2020 г.

Представитель ответчика ФКУ КП-15 УФСИН России по Оренбургской области Душко А.Ю., действующий на основании доверенности от 1 июля 2019 г., исковые требования прокурора признал. Просил установить срок исполнения обязанности по оборудованию места накопления отходов животноводства в соответствии с требованиями законодательства до 1 июля 2020 г. Пояснил, что свинарники в п.Краснощеково Кувандыкского городского округа Оренбургской области, в которых учреждение разводит и содержит животных, являются собственностью ФГУ СХП «Ильинское» ФСИН России и находятся на ответственном хранении ФКУ КП -15 УФСИН России по Оренбургской области. Навоз от деятельности по разведению животных складируется учреждением рядом на необорудованном земельном участке.

Суд, выслушав стороны, исследовав документы дела, приходит к следующему.

Установлено судом, что одним из видов деятельности ФКУ КП-15 УФСИН России по Оренбургской области, предусмотренной уставом учреждения, является деятельность по разведению свиней и крупного рогатого скота (л.д.5-28). В процессе осуществления указанной деятельности в период с 1 сентября 2018 г. по 1 июня 2019 г. образовались отходы животноводства - навоз от крупного рогатого скота в количестве 1,118 тонн; навоза от свиней - 0,6 тонн. Накопление данных отходов производится на земельном участке, занятом подсобным хозяйством, расположенным напротив строения по адресу: <адрес>

Орской межрайонной природоохранной прокуратурой Оренбургской области проведена проверка соблюдения ФКУ КП-15 УФСИН России по Оренбургской области требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, по результатам которой установлено, что место накопления отходов животноводства - «навоза» от хозяйственной деятельности ответчика не защищено от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки хранения отходов не имеет искусственного водонепроницаемого и химического стойкого покрытия, а также обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что подтверждается справками о количестве образованных отходов (л.д.43-44, л.д.55-56), актом осмотра земельного участка от 21 сентября 2018 г. и фотографиями к нему (л.д. (л.д.49-54, л.д.38), актом проверки от 28 сентября 2018 г. (л.д.59-62).

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Частью 2 ст.11 Закона об отходах производства и потребления, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Согласно п. 1, 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Согласно п. 1, 2 ст. 49 названного Федерального закона, юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г., при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: 1) поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); 2) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); 3) по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

Согласно приказу Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», в результате содержания сельскохозяйственных животных образуются отходы: навоз крупного рогатого скота свежий (код ФККО - 1 12 110 01 33 4), навоз крупного рогатого скота перепревший (код ФККО - 1 12 110 02 29 5), навоз свиней свежий (код по ФККО - 1 12 510 01 33 3), навоз свиней перепревший (код по ФККО - 1 12 510 02 29 4).

В соответствии с пунктам 1, 7, 7.3, 7.6 РД-АПК 1.10.15.02-08. Система рекомендательных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендательные документы. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (утверждены и введены в действие Минсельхозом РФ 29 апреля 2008 г.) территория сооружений подготовки навоза и помета к использованию должна быть: огорожена; освещена; благоустроена путем планировки, применения твердых покрытий на проездах и технологических площадках, посева трав, обеспечения соответствующих уклонов и специальных устройств для отвода поверхностного стока; защищена лесозащитной полосой шириной не менее 10 м. Проектирование благоустройства территории сооружений осуществляют в соответствии с требованиями СНиП П-97-76 и СНиП 2.05.11-83 (п. 1, 7).

Для сбора и отвода жидкости, атмосферных осадков на открытых площадках приготовления компостной смеси, компостирования и хранения влагопоглощающих компонентов следует предусматривать жижесборники.

Сами площадки должны иметь уклон 0,002 - 0,003 в сторону жижесборников или отводные канавки (лотки), расположенные по всему периметру (п. 7.6).

    В соответствии с п. 6.6 «ГОСТ Р 53117-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. № 537-ст) для защиты грунтовых вод от загрязнения хранение удобрений должно проводиться на площадках хранения, в навозо -, пометонакопителях, имеющих монолитные бетонные, герметично сваренные пленочные покрытия либо имеющих в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 - 25 см.

Площадки хранения удобрений с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги. Избыточную влагу и навозную жижу отводят в существующую дренажно-канализационную систему либо засыпают сорбирующими материалами (опилками, торфом), которые после полного насыщения возвращают на площадку для производства удобрения.

Удобрения хранят на площадках, в накопителях, защищенных от проникновения подпочвенных, ливневых и поверхностных стоков, площадки хранения твердых видов удобрений органических должны быть оборудованы жижесборниками (п. 10.4 ГОСТ Р 53117-2008).

Таким образом, совокупностью исследованных судом доказательств подтверждается, что ФКУ КП-15 УФСИН России по Оренбургской области осуществляет хозяйственную деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления, их накопление (хранение) осуществляется с нарушением установленных требований природоохранного законодательства, что негативно влияет на окружающую природную среду.

При таких обстоятельствах, исковые требования Орского природоохранного прокурора Оренбургской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Необходимо возложить на ФКУ КП -15 УФСИН России по Оренбургской области обязанность оборудовать место накопления отходов животноводства - навоза в соответствии с требованиями законодательства.

    На основании ст.206 ГПК РФ с учетом объема работ суд определяет срок для оборудования места для накопления отходов 3-5 класса опасности - до 01 июня 2020 г.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора (п.11 подраздела «Вопросы уплаты государственной пошлины» раздела «Судебная практика по гражданским делам» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 г.).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 раздела I Положения о Федеральной службе исполнения наказаний).

ФКУ ИК-15 УФСИН России по Оренбургской области является территориальным органом ФСИН России, поэтому учреждение освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ № 15 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 3-5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ № 15 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.), ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-612/2019 ~ М-528/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орский межрайонный прироохранный прокурор
Ответчики
ФКУ КП-15 УФСИН России по Оренбургской области
Суд
Кувандыкский районный суд Оренбургской области
Судья
Белова Лариса Викторовна
Дело на сайте суда
kuvandyksky--orb.sudrf.ru
11.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2019Передача материалов судье
12.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2019Подготовка дела (собеседование)
24.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее