Дело № 2-1726/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2015 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З., при секретаре Яковлевой И.В.,
с участием представителя истца Бочкарева А.С. по доверенности Королевой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бочкарева А.С. к ООО «<данные изъяты>» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Бочкарев А.С. обратился в суд с уточненным иском к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконными и нарушающими права потребителя действия ООО «<данные изъяты>», выразившееся в применении значения КБМ «<данные изъяты>» и <данные изъяты> водительского класса страхователя Бочкарева А.С. при расчете страховой премии по полису ОСАГО серии № признании за Бочкаревым А.С. право на «<данные изъяты>» водительский класс на начало годового срока страхования по полису серии №; обязании ООО «<данные изъяты>» внести в автоматизированную информационную систему обязательного страхования сведения о наличии у Бочкарева А.С. «<данные изъяты>» водительского класса по полису ОСАГО серии №; взыскании с ООО «<данные изъяты>» в пользу Бочкарева А.С. в качестве возврата переплаченной страховой премии <данные изъяты> рублей, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, штрафа, расходов на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что при заключении договора страхования ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ, полис серии №, ответчиком не установлен действительный водительский класс страхователя, что привело к завышению размера страховой премии без учета понижающего коэффициента, внесению в автоматизированную информационную систему обязательного страхования недостоверных сведений относительно водительский класс страхователя. Претензия о возврате излишне оплаченной страховой премии и внесении изменений в АИС <данные изъяты> объективных сведений о водительском классе страхователя оставлена ответчиком без ответа.
Истец, извещенный надлежащим образом, на судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, возражений на исковое заявление не представил.
Суд, с учетом мнения представителя истца, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Представитель истца на судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым исковое заявление удовлетворить частично по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор страхования ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ, полис серии № размер оплаченной страховой премии составил <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истцом страховщику была направлена претензия с требованием о возврате излишне оплаченной страховой премии и внесении изменений в АИС <данные изъяты> объективных сведений о водительском классе страхователя, которая оставлена ответчиком без ответа.
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда <данные изъяты> сообщил, что в АИС <данные изъяты> имеются сведения о страховании Бочкарева А.С., согласно которым до заключения договора страхования ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ, полис серии №, между истцом и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор страхования № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения о страховых выплатах отсутствуют, КБМ = <данные изъяты>. Значение КБМ при заключении договора страхования ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ, полис серии №, указанное страхователем - «<данные изъяты>».
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В силу положений пунктов 1, 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Страховые тарифы и коэффициенты страховых тарифов установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У, в соответствии с пунктом 3 примечания которого Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
С учетом указанных обстоятельств и требований закона суд приходит к выводу о том, что ООО «<данные изъяты>» при заключении договора страхования ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ, полис серии №, не выполнило обязанности по проверке в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о водительском классе страхователя, что привело к завышению размера страховой премии, внесению в автоматизированную информационную систему обязательного страхования недостоверных сведений о КБМ страхователя.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконными и нарушающими права потребителя действия ООО «<данные изъяты>», выразившееся в применении значения КБМ «<данные изъяты>» и <данные изъяты> водительского класса страхователя Бочкарева А.С. при расчете страховой премии по полису ОСАГО серии №; признать за Бочкаревым А.С. право на «<данные изъяты>» водительский класс на начало годового срока страхования по полису серии №; обязать ООО «<данные изъяты>» внести в автоматизированную информационную систему обязательного страхования сведения о наличии у Бочкарева А.С. «<данные изъяты>» водительского класса по полису ОСАГО серии №.
Размер страховой премии с учетом КБМ <данные изъяты>, соответствующему водительскому классу «<данные изъяты>», составляет: <данные изъяты>
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в качестве возврата переплаченной страховой премии <данные изъяты> рублей.
Согласно пунктам 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются нормами главы 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1), Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) в части, не урегулированной специальными законами, а также Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 431-П (далее - Правила страхования), и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На отношения, возникающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Закон о защите прав потребителей распространяется в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку вопросы компенсации морального вреда в случае нарушения страховщиком прав потребителей в связи с исполнением договора страхования не урегулированы, суд считает возможным применить к спорным правоотношениям положения статьи 15 Закона о защите прав потребителей.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Суд, учитывая степень нравственных страданий истца и фактические обстоятельства, при которых причинен вред, считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей, в удовлетворении остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда следует отказать за необоснованностью.
Согласно пункту 7 статьи 16.1 Закона об ОСАГО со страховщика не могут быть взысканы не предусмотренные настоящим Федеральным законом и связанные с заключением, изменением, исполнением и (или) прекращением договоров обязательного страхования неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, штраф.
С учетом изложенного оснований для взыскания штрафа со взысканной суммы переплаченной страховой премии и компенсации морального вреда в соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей суд не усматривает.
В соответствии со статьями 98, 100, 103 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей согласно представленным квитанциям с учетом требований разумности, объема проделанной представителем работы, категории сложности дела, количества судебных заседаний, на которых принимал участие представитель, в доход местного бюджета - государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 8, 9, 15, 16.1 Закона об ОСАГО, 15 Закона о защите прав потребителей, 98, 100, 103, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Бочкарева А.С. к ООО «<данные изъяты>» удовлетворить частично.
Признать незаконными и нарушающими права потребителя действия Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», выразившееся в применении значения КБМ «<данные изъяты>» и <данные изъяты> водительского класса страхователя Бочкарева А.С. при расчете страховой премии по полису ОСАГО серии №
Признать за Бочкаревым А.С. право на «<данные изъяты>» водительский класс на начало годового срока страхования по полису серии №
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» внести в автоматизированную информационную систему обязательного страхования сведения о наличии у Бочкарева А.С. «<данные изъяты>» водительского класса по полису ОСАГО серии №
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в пользу Бочкарева А.С. в качестве возврата переплаченной страховой премии <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья подпись М.З. Галлямов
Копия верна: судья М.З. Галлямов
Секретарь И.В. Яковлева
Подлинник решения подшит в дело № Стерлитамакского городского суда РБ