УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Русакова И.В. Дело № 33-1942/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 2 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Калашниковой Е.В.,
судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гориной Нины Михайловны на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28 января 2021 года по делу № 2-66/2021, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Гориной Нины Михайловны к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) о признании права на выплаты стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», возложении обязанности направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Гориной Нины Михайловны, операционной медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации № 1, за периоды с 1 июля 2020 года по 31 июля 2020 года, с 1 октября 2020 года по 31 октября 2020 года в общей сумме 100 000 руб., на финансирование выплат стимулирующего характера, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» отказать.
Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., выслушав объяснения представителя Гориной Н.М. – Евстигнеева Е.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр) – Хохряковой Е.В., Верушкиной А.С., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Горина Н.М. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр) (далее – ГУЗ ГКБ №1) о взыскании выплат стимулирующего характера.
В обоснование заявленных требований указала, что с 20 ноября 2006 года она работает в ГУЗ ГКБ № 1 в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации № 1.
В рамках реализации распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 7 апреля 2020 года №743-р «О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции COVID-19» в ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр) было развернуто обсервационное отделение по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам, больным новой короновирусной инфекцией, по профилю «акушерство и гинекология».
13 апреля 2020 года между ней и ответчиком было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым она была переведена на работу в акушерское обсервационное отделение с 13 апреля 2020 года на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой короновирусной инфекции COVID-19.
В силу пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у кого выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. руб. в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. руб. в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. руб. в месяц.
Между тем, ответчиком обязанность по выплате стимулирующих выплат, предусмотренных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, на которые она имеет право, до настоящего времени не исполнена.
Просила признать за ней право на выплаты стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», возложить на ответчика обязанность направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении нее (Гориной Н.М.), операционной медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации № 1, за периоды с 1 июля 2020 года по 31 июля 2020 года, с 1 октября 2020 года по 31 октября 2020 года в общей сумме 100 000 руб., на финансирование выплат стимулирующего характера, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19».
Судом к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального
казначейства Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Горина Н.М. не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы в целом приведены доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске.
Также указывается на то, что в соответствии с распоряжениями Министерства здравоохранения Ульяновской области ГУЗ ГКБ № 1 была перепрофилирована для оказания медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции и с подозрением на нее. В учреждении ответчика было развернуто 20 коек для лечения таких больных. Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 года № 858-р утверждено и актом санитарно-эпидемиологического расследования подтверждено, что в учреждении ответчика производилось лечение новой коронавирусной инфекции. Из историй болезней усматривается, что пациентам также назначались препараты для лечения указанной инфекции. Настаивает на том, что в ходе судебного разбирательства было установлено создание в обсервационном отделении ответчика «красной зоны» для лечения коронавирусной инфекции у беременных и рожениц.
Кроме того, считает необоснованным отказ суда в назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения того, оказывалась ли специализированная медицинская помощь в стационарных условиях гражданам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУЗ ГКБ №1 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Пункт 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В спорный период отношений сторон действовали Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, утратившим силу с 1 ноября 2020 года (далее – Правила № 415), а также Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 (далее – Правила № 484).
Согласно пункту 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (пункт 3 Правил № 484).
Формула, по которой определяется размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации, определена в пункте 7 Правил № 484, из которой видно, что в расчет принимается количество коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19; численность врачей, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19; численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19; численность младшего медицинского персонала, обеспечивающего условия для оказания гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Пунктом 11 Правил № 484 установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) данных Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц (подпункт «б»).
Согласно пункту 12 Правил № 484 локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера (подпункт «а»); перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера (подпункт «б»); размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 данных Правил (подпункт «в»); срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (подпункт «г»).
Пунктом 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, действовавших в спорный период, было установлено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 данных Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт «ж»); среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт «з»).
Как было указано в пункте 11 Правил № 415, локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время (подпункт «а»); перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время (подпункт «б»); размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью (подпункт «в»); срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (подпункт «г»).
Субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 12 Правил № 415).
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области №724-р от 3 апреля 2020 года «О развертывании госпитальной базы для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией» определено развернуть с 4 апреля 2020 года на базе ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г.Ульяновска» госпитальную базу для взрослых, больных новой коронавирусной инфекцией и с подозрением на новую коронавирусную инфекцию.
Распоряжением
Министерства здравоохранения Ульяновской области от 7 апреля 2020 года №
743-р «О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных
в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» был утвержден порядок временной маршрутизации
беременных женщин и рожениц с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по
COVID-19; главным врачам медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, имеющих в составе структурные
подразделения родовспоможения, было предписано при наличии противопоказаний для
транспортировки пациентки обеспечить: перевод родильницы при стабильном
состоянии и отсутствии клинических проявлений респираторной инфекции, новой
коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) (пункт
6.2); перевод родильницы при стабильной состоянии и наличии клинических
проявлений респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ
«Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (пункт 6.3).
Распоряжением Министерства здравоохранения
Ульяновской области от
24 апреля 2020 года № 861-р был утвержден в том числе Перечень
медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным
диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую
коронавирусную инфекцию COVID-19 в условиях круглосуточного стационара
(Приложение № 1). В числе данных медицинских организаций указано ГУЗ ГКБ № 1
(Перинатальный центр).
Распоряжением Министерства здравоохранения
Ульяновской области от 28 мая 2020 года № 300-пр утвержден Перечень медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с
подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или с
подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных
условиях, в который включено Учреждение ответчика с количеством
перепрофилируемых коек 20.
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской
области от 24 апреля
2020 года № 858-р «О предоставлении выплат стимулирующего характера за
выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских
организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области,
непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» утверждены Правила
предоставления в 2020 году субсидий на иные цели из федерального бюджета, на
осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ
медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19 (Приложение № 1).
Пунктом 3 указанного распоряжения № 858-р
установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и
иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена
новая коронавирусная инфекция COVID-19, в следующих размерах: оказывающим специализированную
медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19: врачам – 80 000 руб. в месяц; среднему
медицинскому персоналу – 50 000 руб. в месяц; младшему медицинскому
персоналу – 25 000 руб. в месяц (подпункт «б»).
Как указано в пункте 4 названных Правил, выплата,
предусмотренная данным Распоряжением, является стимулирующей выплатой, носит
дополнительный характер, не отменяет ранее установленные компенсационные и
стимулирующие выплаты работникам. Выплаты производится за фактически
отработанное время работником и не может превышать предельного значения,
определенного в пункте 3 Правил.
Приказом ГУЗ ГКБ № 1 от 17 апреля 2020 года № 330
во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020
года № 415 утверждены Перечень наименований подразделений ГУЗ ГКБ № 1, работа в
которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за
фактически отработанное время, в том числе: первичной медико-санитарной помощи;
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (приложение №1);
Перечень должностей медицинских работников подразделений ГУЗ ГКБ № 1, работа в
которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за
фактически отработанное время в соответствии с пунктом 3 Правил с указанием
размера ежемесячной выплаты (приложение № 2). Размер выплаты стимулирующего
характера предписано установить в соответствии с занимаемой должностью
медицинского персонала от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в
Ульяновской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы
государственной статистики в размере 25 763 руб.; бухгалтерии предписано
осуществлять выплаты из средств, предоставляемых медицинской организации на
осуществление данных стимулирующих выплат, ежемесячно согласно отработанному
времени.
Приложением № 1 к приказу ответчика № 330 в
Перечень подразделений Учреждения ответчика, оказывающих специализированную
медицинскую помощь в стационарных условиях, включено акушерское обсервационное
отделение акушерского блока.
Согласно Приложение № 2 к приказу ответчика № 330
в число должностей медицинских работников подразделений, работа в которых дает
право на установление выплат стимулирующего характера в связи с оказанием
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, включены, в том
числе врачи, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных
условиях; средний медицинский персонал, участвующий в оказании
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Приложением № 3 к приказу ответчика № 330
определен размер выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и
дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп
риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а именно: за оказание
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях врачам - в
размере 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности – 25 763
руб.; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях – 50%
среднемесячного дохода от трудовой деятельности – 12 882 руб.
Приказом ГУЗ ГКБ № 1 № 331 от 20 апреля 2020 года
во исполнение указа Губернатора Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 42
«О мерах поддержки работников медицинских организаций, подведомственных
Министерству здравоохранения Ульяновской области, в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ульяновской области»
утверждены Перечень должностей работников Учреждения, которые имеют право на
получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и
дополнительную нагрузку в случае оказания медицинской помощи пациентам, у
которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из группы
риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Приказом № 331 также установлено, что право на
получение выплаты имеют работники, указанные в приложении № 1 к приказу.
Условием предоставления выплаты является участие работника в оказании
медицинской помощи пациентам и лицам из группы риска на территории Ульяновской
области.
Пунктом 4 приказа № 331 предписано производить
выплату стимулирующего характера из средств областного бюджета, работникам,
оказывающим медицинскую помощь пациентам, в том числе: врачам – 20 000
руб., среднему медицинскому персоналу – 10 000 руб.; работникам,
оказывающим медицинскую помощь лицам группы риска, в том числе врачам –
10 000 руб., среднему медицинскому персоналу – 5000 руб.
Пунктом 5 приказа № 331 установлено, что выплата
производится в составе заработной платы работников за фактически отработанное
время из расчета месячной нормы рабочих часов за одну занятую ставку.
В Перечень должностей по приказу ответчика № 331
включены, в том числе врачи, оказывающие специализированную медицинскую помощь
в стационарных условиях; средний медицинский персонал, участвующий в оказании
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУЗ ГКБ № 1 является многопрофильным стационаром, который оказывает медицинскую помощь женщинам и детям. В структуру Учреждения входит родильный дом, где оказывается экстренная и плановая медицинская помощь по профилю «акушерство и гинекология», в том числе в Учреждении ответчика функционирует обсервационное отделение.
С 20 ноября 2006 года Горина Н.М. состоит в трудовых отношениях с ГУЗ ГКБ №1 на основании трудового договора от 20 ноября 2006 года № ***. В соответствии с условиями договора истица принята на работу в отделение анестезиологии-реанимации №1 на должность медицинской сестры-анестезиста.
13 апреля 2020 года между ГУЗ ГКБ № 1 и Гориной Н.М. было
заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого:
медицинская сестра-анестезист переводится на работу в акушерское обсервационное
отделение с 13 апреля 2020 года на период организации госпитальной базы для
оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим
анамнезом по COVID-19 и с признаками
респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Дополнительным
соглашением также установлено, что работнику устанавливается повременная
система оплаты труда (пункт 4.1).
Заработная плата состоит
из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера
(пункт 4.1.1).
Должностной оклад работника устанавливается в размере 11 625 руб. (пункт 4.1.2).
Согласно пункту 4.1.3 работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями работодателя производятся: выплаты компенсационного характера в процентном отношении к должностному окладу (выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда – 25%; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных – 90%); выплаты стимулирующего характера (выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет).
Пунктом 4.1.4 дополнительного соглашения установлено, что оплата производится за фактически отработанное время.
Согласно пункту 4.2 дополнительного соглашения в качестве
поощрения за особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция,
и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, работнику
устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с приказом ГУЗ
ГКБ № 1 № 330 от 17 апреля 2020 года «Об осуществлении выплат стимулирующего
характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским
работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной
инфекцией», приказом ГУЗ ГКБ № 1 № 331
от 20 апреля 2020 года «О мерах поддержки работников медицинской организации в условиях угрозы новой
коронавирусной инфекции COVID-19 на
территории Ульяновской области».
Приказом ответчика от 13
апреля 2020 года № *** Горина Н.М. была переведена с должности медицинской
сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации
№1 на время работы госпитальной базы на
должность медицинской сестры-анестезиста в акушерское обсервационное отделение.
Приказом ГУЗ ГКБ №
1 от 29 апреля 2020 года № *** истица была
переведена постоянно из акушерского обсервационного отделения с должности медицинской
сестры-анестезиста на время работы госпитальной базы в отделения анестезиологии-реанимации №1 на должность медицинской сестры-анестезиста.
Приказом ответчика от 30
июня 2020 года № *** Горина Н.М. с 2 июля 2020 года была переведена с должности
медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации №1 временно на должность медицинской сестры-анестезиста
в акушерское обсервационное отделение.
Приказом ГУЗ ГКБ №
1 от 15 июля 2020 года № *** истица была
переведена постоянно из акушерского обсервационного отделения с должности медицинской
сестры-анестезиста на время работы госпитальной базы в отделения анестезиологии-реанимации №1 на должность медицинской сестры-анестезиста.
Материалами дела подтверждено, что в спорный период Горина Н.М. получала в составе заработной платы выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» и указом Губернатора Ульяновской области от 3 апреля 2020 года №42 «О мерах поддержки работников медицинских и иных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ульяновской области»
Горина Н.М., полагая, что за спорный период также имеет право на выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Судом
установлено, что в
ГУЗ ГКБ № 1
оказывается медицинская помощь беременным и роженицам с неблагополучным
эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и (или) с признаками
респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-2019 по профилю «акушерство и гинекология». После
оказания медицинской помощи по данному профилю, если женщина нуждается в специализированном лечении новой коронавирусной инфекции, она согласно утвержденной и указанной выше маршрутизации направляется в
ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» или домой на амбулаторное лечение.
По статистическим данным ГУЗ ГКБ №1 (Перинатальный центр) в
акушерском обсервационном отделении за период с 11 апреля по 30 ноября 2020
было пролечено 311 женщин, из них с подтвержденным диагнозом: «новая
коронавирусная инфекция» - 179 чел., что составляет порядка 57% от общего числа
пролеченных. Из 179 женщин - 67% поступали непосредственно на роды (в среднем
пребывание в отделении 4,5 дня); с угрозой прерывания беременности 21% (в среднем пребывание в отделении
7,8 дня); перевод из других родильных домов в послеродовом периоде -19 % (в
среднем пребывание в отделении 4 дня). Заболевание новой коронавирусной
инфекцией протекало в легкой форме у 51% рожениц и беременных, бессимптомное
носительство вируса - 40%, в среднетяжелой форме 9%. Все женщины с выявленной
среднетяжелой формой в течение суток переводились в ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска».
Пациентки с легкой формой и бессимптомным носительством новой коронавирусной
инфекции после оказания им медицинской помощи по акушерско-гинекологическому профилю, выписывались домой на 4-6
сутки с момента поступления в стационар.
Данный порядок маршрутизации пациентов и оказания им медицинской помощи в зависимости от тяжести состояния согласуется с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Материалами дела также подтверждено, что выплаты истице производились в соответствии с локальным актом работодателя, принятым во исполнение Правил №415, которые также предусматривают выплату врачам и среднему медицинскому персоналу, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965 выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 373.
Как указано в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2020 года № 16-3/И/1-3061, стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, полагается медицинским работникам стационарных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н, то есть для лечения пациентов со среднетяжелым и тяжелым течением новой коронавирусной инфекции, которое в Учреждении ответчика не осуществлялось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ГУЗ ГКБ № 1 осуществлялось лечение пациентов с подтвержденным диагнозом: «новая коронавирусная инфекция», судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждено, что пребывание данных пациентов в ГУЗ ГКБ № 1 заканчивалось оказанием им специализированной помощи по профилю «акушерство и гинекология», а не до выздоровления от коронавирусной инфекции.
Горина Н.М. принимала участие в оказании медицинской помощи пациентам именно по профилю «акушерство и гинекология».
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом незаконно было отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебно-медицинской экспертизы по делу не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения суда, поскольку вопрос об удовлетворении такого ходатайства является правом суда, а не обязанностью, суд правомочен самостоятельно решать вопрос о достаточности доказательств, при этом подобные заявления разрешаются судом в каждом конкретном деле, исходя из его фактических обстоятельств и сведений, которые могут быть получены судом. В силу принципов судейского руководства процессом, призванных обеспечить правильное рассмотрение и разрешение дела, не предусматривается обязанность суда во всех случаях удовлетворять ходатайства лиц, участвующих в деле, в том числе о назначении экспертизы.
Вопреки доводам жалобы, обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о не применении судом закона, подлежащего применению, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и по существу повторяют ранее выраженную истцом в суде первой инстанции позицию, которой судом дана надлежащая правовая оценка.
Ссылок на обстоятельства, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и не получили соответствующую оценку в решении, в апелляционной жалобе не приведено.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 28 января 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гориной Нины Михайловны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи