Дело №2-1-388/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 августа 2018 года |
рабочий поселок Базарный Карабулак Саратовская область |
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Левошиной О.Н.,
при секретаре Голыдьбиной М.В.,
с участием представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области – Соколовой Т.С. по доверенности от 14 июня 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тугушевой А.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение,
установил:
Тугушева А.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением.
Заявленные требования (с учетом уточнений) мотивирует тем, что 12.03.2018 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (далее УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. К заявлению приложила необходимые документы. Решением УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе от 13.04.2018 года в досрочном назначении пенсии ей было отказано, при этом не включены в специальный стаж периоды работы с 13.08.1987 года по 05.10.1988 года, с 13.10.1988 по 01.08.1990 года в должности заведующего Васильевским медпунктом, так как должность «заведующий» не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых насчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Не засчитаны в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.05.2017 года по 22.06.2017 года (1 месяц) в календарном порядке. Учтен специальный стаж в размере 20 лет 05 месяцев 09 дней. Считает, что ответчиком нарушается его право на льготную пенсию, так как должность заведующий медицинским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу, для которого предусмотрено право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Являясь единственным медработником в медпункте, она выполняла обязанности как заведующего, так и фельдшера. Периоды обучения на курсах повышения квалификации должны быть зачтены в специальный стаж, так как на курсы она была направлена приказом главного врача, при направлении на курсы повышения квалификации за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. Просит включить в специальный стаж периоды: работы с 13.08.1987 года по 05.10.1988 года, с 13.10.1988 по 01.08.1990 года в должности заведующего Васильевским медпунктом, в льготном исчислении; период нахождения на курсах повышения квалификации с 22.05.2017 года по 22.06.2017 года (1 месяц) в календарном порядке, взыскать с ответчика оплату государственной пошлины 300 рублей.
В судебном заседании истец Тугушева А.А. и ее представитель Михайлова Е.А. заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснила, что была принята на работу в Васильевский медпункт Кондольской ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ. Она работала одна, выполняла как обязанности заведующего (составляла материальные отчеты, закупала лекарства), так и обязанности фельдшера (вела прием больных, назначала лечение, выдавала больничные, вела карточки больных, наблюдала больных, состоящих на учете, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, проводила лечение по назначению врачей районной больницы, делала прививки), то есть осуществляла всю лечебную деятельность на территории сельского населенного пункта, также работала в должности санитарки. За время работы неоднократно направлялась на курсы повышения квалификации.
Представитель ответчика Соколова Т.С. иск не признала, представила возражения на исковое заявление, согласно которым факт осуществления лечебной деятельности истцом документально не подтверждается. Периоды нахождения Тугушевой А.А. на курсах повышения квалификации не могут быть включены в специальный страховой стаж, с учетом которого назначается досрочная страховая пенсия по старости, так как данные периоды работы не предусмотрены соответствующими Правилами исчисления периодов работы.
Представитель третьего лица «Базарно-Карабулакская районная больница» Кузнецова Т.О. согласна с требованиями истца, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Свидетель ФИО1 пояснила, что она вместе с истцом училась, затем вместе начали работать в сельских медицинских пунктах, в 8 км друг от друга. Она тоже работала заведующим, выполняла всю лечебную деятельность одна как фельдшер, подтвердила пояснения истца. В настоящий момент она уже получает льготную пенсию.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно конституционным принципам, новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают прав пенсионеров. Принимая во внимание статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о действии закона во времени, для зачета предыдущей деятельности по охране здоровья граждан в лечебном учреждении должны применяться те нормы, которые действовали в период этой деятельности.
С 01.01.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Целью данного Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения. Со дня вступления в силу указанного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (части 3 и 4 статьи 36 Федеральный закон от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 6 указанного Федерального закона устанавливается страховая пенсия по старости как вид страховых пенсий.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При этом частями 2-4 вышеуказанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» было принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которым установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (подпункт «н» пункта 1).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Согласно пункту 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. В соответствии с пунктом 3.3 мотивировочной части данного постановления у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 14 Постановления от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Тугушева А.А. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность заведующего Васильевского медицинского пункта Кондольской ЦРБ Пензенской области, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 10).
Тугушева А.А. 12.03.2018 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением Управления ПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области от 13.04.2018 года № (л.д. 15) Тугушевой А.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Указано, что Тугушева А.А. имеет 20 лет 05 месяцев 09 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
Как усматривается из протокола от 10 апреля 2018 года №, в специальный стаж работы Тугушевой А.А. не включены периоды с 13.08.1987 года по 05.10.1988 года, с 13.10.1988 по 01.08.1990 года в должности заведующего Васильевским медпунктом, в льготном исчислении; период нахождения на курсах повышения квалификации с 22.05.2017 года по 22.06.2017 года (1 месяц) в календарном порядке (л.д.16-18).
В судебном заседании истец Тугушева А.А. пояснила, что в медпункте она выполняла обязанности как заведующего, так и фельдшера и санитарки: вела прием больных, назначала лечение, выдавала больничные, вела карточки больных, наблюдала больных, состоящих на учете, оказывала первую неотложную медицинскую помощь, проводила лечение по назначению врачей районной больницы. Также осуществляла профилактическую работу: делала прививки, то есть осуществляла всю лечебную деятельность на территории сельского населенного пункта. Полагает, что данные периоды подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении.
Представитель ответчика Соколова Т.С. в судебном заседании не оспаривает факт работы Тугушевой А.А. в должности заведующего медпунктом, однако, указала, что документов, подтверждающих доводы истца о том, что в медицинском пункте она осуществляла лечебную деятельность, не имеется.
Согласно подпункту «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», применятся Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (подпункт «н» пункта 1).
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что период работы Тугушевой А.А. с 13.08.1987 года по 05.10.1988 года, с 13.10.1988 по 01.08.1990 года в должности заведующего Васильевским медпунктом, должен быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в льготном порядке (1 год за 1,3 месяца).
Требования Тугушевой А.А. о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно архивной справки и свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации Тугушева А.А. в период работы медицинской сестрой Яковлевского ФАП направлялась на курсы повышения квалификации с 22.05.2017 года по 22.06.2017.
В судебном заседании Тугушева А.А. пояснила, что обучение на курсах повышения квалификации для нее обязательно, так как она является медицинским работником, наличие свидетельства об окончании курсов является основанием для допуска ее к работе. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялись место работы и заработная плата. Из заработной платы в период нахождения на курсах повышения квалификации производились все необходимые налоговые удержания, вычеты в пенсионный фонд.
Доводы истца подтверждаются представленными материалами и не опровергнуты представителем ответчика, который указал, что включение период нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено ни одним из нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере пенсионного обеспечения.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что период нахождения Тугушевой А.А. на курсах повышения квалификации с 22.05.2017 года по 22.06.2017 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку обучение на данных курсах явилось не личной инициативой истца, а имело место по направлению работодателя с сохранением средней заработной платы и места работы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, обучение на курсах повышения квалификации является условием дальнейшей профессиональной деятельности медицинского работника, подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении с учетом того, что данный период работы включен в специальный стаж в календарном исчислении.
На основании изложенного, принимая во внимание сведения о специальном стаже, имеющиеся в материалах дела, которые не оспариваются ответчиком, а также с учетом удовлетворенных в части требований истца о включении в специальный стаж периодов работы в должности заведующего медпунктом и курсов повышения квалификации, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения 12.03.2018 года к ответчику с заявлением о назначении пенсии, и на день вынесения решения суда, Тугушева А.А. не имела необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Расходы истца по оплате государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика в размере 300 рублей, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Тугушевой А.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) в учетом уточнений о включении периодов работы в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение удовлетворить.
Включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью Тугушевой А.А. периоды работы с 13.08.1987 года по 05.10.1988 года, с 13.10.1988 по 01.08.1990 года в должности заведующего Васильевским медпунктом, в льготном исчислении (1 год за 1год 3 месяца).
Включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью Тугушевой А.А. период нахождения на курсах повышения квалификации с 22 мая 2017 года по 22 июня 2017 года в календарном исчислении.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области в пользу Тугушевой А.А. государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья О.Н. Левошина