Дело № 2-226/2021
75RS0032-01-2021-000322-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кыра 16 августа 2021 года
Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пановой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным И.А.,
с участием представителя истца- старшего помощника прокурора Кыринского района Нимаева Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к государственному профессиональному образовательному учреждению «Нерчинский аграрный техникум» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды. В силу требований ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохранения биологического разнообразия, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ- объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти. В соответствии с требованиями ч.ч.2 и 4 ст. 69 Закона №7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течении шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в течении десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта. Согласно ч.ч. 1 и4 ст. 4.2 данного Федерального закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделения на четыре категории. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ч.1 ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» государственный учет стационарных источников, состава объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч.2 ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Согласно ч.1 ст. 30 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. В силу п. 12.4.12 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года № 504, указанное Министерство ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Установлено, что на территории Мангутского филиала ГПОУ «Нерчинский аграрный техникум», расположенного по адресу: <адрес>, д. б/н имеется котельная, от котельной в холодное время года отапливается здание учебного корпуса Мангутского филиала ГПОУ «НАТ», для отопления используется твердое топливо- дрова. В результате эксплуатации котельной Мангутского филиала ГПОУ «НАТ» в атмосферный воздух осуществляются выбросы из дымовой трубы котельной, после отработки твердого топлива образуются отходы производства и потребления- зола и остатки коры, которые складируются на территории котельной. Фактически ГПОУ «НАТ» осуществляется эксплуатация объекта- стационарного источника выбросов вредных(загрязняющих) веществ- котельной, расположенной по адресу: <адрес>, д. б/н, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, которая подлежит постановке на государственный учет юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на указанном объекте. При этом, заявка о постановке на государственный учет данной котельной в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ГПОУ «НАТ» в Министерство природных ресурсов <адрес> и подведомственные ему учреждения не подавались, государственный учет указанного объекта не обеспечен. Более того, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух учреждением с момента начала эксплуатации данной котельной не производилась. По данному факту ранее прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ГПОУ «НАТ» вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако нарушения не были устранены, ответ на представление в прокуратуру района не представлен. Непринятие мер по постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду котельной, не проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, учитывая, что эксплуатация данной котельной оказывает влияние на воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, которые закреплены в качестве принципов охраны окружающей среды, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятные условия окружающей среды. Просит обязать Государственное профессиональное образовательное учреждение «Нерчинский аграрный техникум» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на стационарном источнике выбросов вредных (загрязняющих) веществ- котельной; обеспечить постановку котельной на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду с Министерстве природных ресурсов <адрес>.
Представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> Нимаев Б.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика – директор ГПОУ «Нерчинский аграрный техникум» ФИО4 надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Кроме того направил заявление о признании иска в полном объеме, в котором указал, что признает исковые требования в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены, известны и понятны.
Представитель третьего лица – Министерство природных ресурсов <адрес> в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон № 96-ФЗ) государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В силу п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
В силу п. 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объектов НВОС на учет в электронном виде утверждены приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Из письменных материалов дела установлено, что Мангутский филиал ГПОУ «Нерчинский аграрный техникум» эксплуатируя в течение длительного времени (более 6 месяцев) котельную, используя для отопления твердое топливо- дрова, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух, расположенную по адресу: <адрес>, б/н, инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не провело, их постановку на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не обеспечило, заявку об этом в уполномоченный орган (для объектов регионального государственного экологического надзора – министерство природных ресурсов забайкальского края) не направило.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора <адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, предложенный истцом – до ДД.ММ.ГГГГ, отвечает принципам разумности, обоснованности и достаточности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Представители ответчика исковые требования признал.
Представителю ответчиков разъяснены последствия признания иска в соответствии со ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые ему понятны.
В соответствии со ст. ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает признание заявленных требований истца представителем ответчика. Признание заявленных требований не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы сторон и других лиц.
В связи с изложенными обстоятельствами исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.39,173, 194 – 199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░- ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. ░/░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. ░/░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░