№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 февраля 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Митрясове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Прокурора г. Самара к Главе г.о. Самара, Первому заместителю Главы г.о. Самара о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия,
установил:
Прокурор г. Самара обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе г.о. Самара, Первому заместителю Главы г.о. Самара о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия.
В обоснование заявления указал, что в отношении Администрации г.о. Самара была проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства о противодействии коррупции, бюджетного законодательства при расходовании бюджетных средств на цели, связанные с командированием, материально-техническим обеспечением органов местного самоуправления.
По результатам проверки были выявлены нарушения в части утверждения авансовых отчетов и возмещения денежных средств сотрудниками Администрации г.о. Самара за нахождение в служебных командировках.
Для устранения выявленных нарушений прокуратурой города Самара Главе г.о. Самара внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп262-22-201 об устранении нарушений бюджетного законодательства при расходовании денежных средств бюджета г.о. Самара, в котором содержались требования:
Рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры г. Самара;
Принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим. Возместить в бюджет г.о. Самара незаконно израсходованные денежные средства;
Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности <данные изъяты> и иных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ Главой г.о. Самара представлена письменная позиция, выраженная в сообщении № о рассмотрении указанного представления, согласно которой оснований для удовлетворения требований представления не усматривается, которая поступила в прокуратуру г. Самара ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений <данные изъяты>, просят признать незаконным бездействие главы г.о. Самара, выразившееся в неисполнении законных требований прокурора, изложенных в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать главу г.о. Самара вернуться к рассмотрению представления прокурора г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, выполнив законные требования прокурора по устранению нарушений бюджетного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора г. Самара Ларичева Н.В. и заместитель прокурора г. Самара Никитина Ю.Б. требования уточненного иска поддержали, просили их довлетворить.
Представители Главы г.о. Самара, заместителя главы г.о. Самара Харитонова М.Н., Администрации г.о. Самара возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенном в отзыве на исковое заявление, полагая, что нарушений, выявленных прокурором Главой г.о. Самара не обнаружено, в связи с чем основания для удовлетворения требований представления не усматривается.
Заинтересованное лицо Москвичева Е.Ю. в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Попов Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, в связи с отсутствием оснований.
Заинтересованное лицо Архипова Е.Е. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку она как главный бухгалтер, не выявила никаких нарушений.
Представитель заинтересованного лица ООО "Интурист-Самара" в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей <данные изъяты> изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Согласно п. 5 приказа Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» (действовавшим на момент проведения проверки):
прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1) с целью получения данных о коррупционных проявлениях наладить и поддерживать деловое взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности. Безотлагательно организовывать проверки сведений о коррупционных правонарушениях и принимать по ним решения о привлечении виновных к установленной законом ответственности, в том числе о привлечении юридических лиц к административной ответственности. Систематически анализировать работу по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции;
2) в целях совершенствования деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности обеспечить функционирование постоянно действующих рабочих групп из числа представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, в рамках работы которых планировать и осуществлять совместные профилактические мероприятия, рассматривать ход реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции и действующими на поднадзорной территории долгосрочными планами противодействия коррупции;
3) усилить надзор за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области противодействия коррупции, включая акты, устанавливающие запреты и ограничения в сфере предпринимательской деятельности, реализации прав и свобод граждан, бюджетных правоотношений. Добиваться отмены незаконных правовых актов, в том числе посредством обращения в суд;
4) при выявлении нарушений закона в сферах бюджетного, антимонопольного законодательства, законодательства о закупочной деятельности, в разрешительной и контрольной сферах, при распределении ограниченного ресурса, включая случаи оказания необоснованных преференций, давать им оценку на предмет наличия нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе несоблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;
5) принять меры к повышению превентивной направленности прокурорского надзора, активизации работы по недопущению причинения ущерба коррупционными правонарушениями, а при наличии ущерба - к обеспечению его взыскания, в том числе возврату из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений;
6) обеспечить социальную направленность надзорной деятельности путем усиления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сферах образования, охраны здоровья граждан, регулирования градостроительной деятельности и за соблюдением законности при реализации программ социально-экономического развития регионов, а также в иных сферах (областях);
7) обеспечить постоянное проведение проверок соблюдения требований федеральных законов от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
8) обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях коррупционной направленности, законностью принимаемых процессуальных решений о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовных дел. При установлении фактов волокиты, принятия незаконных решений, неполноты проверок ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, а также рассматривать вопрос об ответственности прокурорских работников, не обеспечивающих надлежащий надзор за их деятельностью;
9) поручать наиболее квалифицированным работникам поддержание государственного обвинения, по делам указанной категории, по особо значимым делам поддерживать государственное обвинение лично;
10) взвешенно, с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства и норм о недопустимости разглашения данных предварительного следствия информировать общественность о работе органов прокуратуры по противодействию коррупции и конкретных результатах прокурорского надзора.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Самара принято решение № о проведении проверки в отношении Администрации г.о. Самара <данные изъяты>
Целью проверки являлось соблюдение Администрацией г.о. Самара законодательства о противодействии коррупции, бюджетного законодательства при расходовании бюджетных средств на цели, связанные с командованием, материально-техническим обеспечением органов местного самоуправления. Основанием проверки являлся п. 5 приказа Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
Указанное решение было направлено в адрес Главы г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ, со сроком предоставления документов до ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенной проверки законности расходования Администрацией г.о. Самара бюджетных денежных средств при направлении сотрудников ведомства в служебные командировки на территории РФ и за её пределы, прокурором были выявлены нарушения, повлекшие за собой необоснованное и неэффективное расходование бюджетных денежных средств.
По итогам проведенной проверки прокурором г. Самара в адрес Главы г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление№, согласно которому прокурор просил рассмотреть настоящее представление с его участием, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим. Возместить в бюджет г.о. Самара незаконно израсходованные денежные средства; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности <данные изъяты> и иных лиц, виновных в допущенных нарушениях <данные изъяты>
Представление было получено Главой г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № организована и проведена проверка по фактам, изложенным в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ лицами, проводившими проверку, в адрес Главы г.о. Самара был направлен доклад о том, что оснований для применения к муниципальным служащим мер дисциплинарной ответственности не имеется <данные изъяты>
Допрошенная в судебном заседании свидетель <данные изъяты> подтвердила, изложенные в докладе сведения и пояснила, что с главного бухгалтера <данные изъяты> было истребовано объяснение, в котором она указала о том, что все командировочные расходы произведены в соответствии постановлением Администрации г.о. Самара №
Допрошенная в судебном заседании свидетель <данные изъяты> показала, что ею проверялась бухгалтерская сторона нарушений, указанных прокурором в представлении, нарушений обнаружено не было.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Самара в адрес прокурора г. Самара направлено извещение о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится рассмотрение представление прокурора г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, которое было получено прокуратурой г. Самара ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа заместителя главы г.о. Самара - руководителя Департамента финансов Администрации г.о. Самара назначено проведение внепланового выездного контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Администрации г.о. Самара в соответствии с представлением прокуратуры г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ.», срок проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ в течение 11 рабочих дней. По результатам проверки <данные изъяты> как заместителем руководителя управления финансового контроля Департамента финансов Администрации г.о. Самара, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Кроме того, главным инспектором Контрольно-счетной палаты г.о. Самара <данные изъяты> был составлен акт проверки отдельных вопросов соблюдения бюджетного законодательства при расходовании бюджетных денежных средств г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Проверка проведена в связи с обращением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о наличии каких-либо нарушений, указанных в представлении прокурора, в указанном акте отсутствуют <данные изъяты>
Однако в соответствии с сообщением председателя контрольно-счетной палаты от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ инспектором <данные изъяты> признан утратившим силу <данные изъяты>
Допрошенный в судебном заседании свидетель <данные изъяты> показал, что в связи с поступлением обращения Главы г.о. Самара в план мероприятий Контрольно-счетной палаты внесены изменения, назначено проведение проверки, однако заключение по итогам проверки составлено не было, только ДД.ММ.ГГГГ инспектором <данные изъяты> был составлен акт. Однако в связи с представлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о проведении контрольного мероприятия и о внесении изменений в план проверки были признаны утратившими силу.
Допрошенная в судебном заседании свидетель <данные изъяты> показала, что она действительно составляла акт от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поручением руководителя Контрольно-счетной палаты в связи с обращением Главы г.о. Самара и представлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, изложенные в нем доводы поддержала. Кроме того, пояснила, что итогового документа по результатам проведения проверки изготовлено не было.
Допрошенная в судебном заседании свидетель <данные изъяты> показала, что ею были составлены две справки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым были подтверждены нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки в отношении сотрудником Администрации г.о. Самара.
ДД.ММ.ГГГГ Главой г.о. Самара в адрес прокуратуры г. Самара направлено сообщение о рассмотрении представления прокурора, которое было получено прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанного сообщения Главой г.о. Самара было инициировано проведение проверок Контрольно-счетной палатой г.о. Самара и Департаментом финансов Администрации г.о. Самара. Предметом проверок явилось соблюдение бюджетного законодательства, финансово-хозяйственной деятельности в случаях, перечисленных в акте прокурорского реагирования. По результатам проверок, проведенных органами внешнего и внутреннего финансового контроля, нарушений бюджетного законодательства и финансово-хозяйственной деятельности не установлено. Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, признано правомерным. Кроме того, по итогам проведения служебной проверки в действиях муниципальных служащих нарушений не выявлено (т. 1 л.д. 37-38).
Разрешая вопрос о наличии бездействия со стороны Главы г.о. Самара при рассмотрении требований, изложенных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, суд исходит из следующего.
Представление прокурора было получено Главой г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ, после чего ДД.ММ.ГГГГ было назначено проведение служебной проверки в отношении ряда муниципальных служащих.
Рассмотрение представления с участием прокурора было назначено и проведено на ДД.ММ.ГГГГ, а результат рассмотрения представления был оформлен сообщением ДД.ММ.ГГГГ.
Однако все результаты по инициированным Главой г.о. Самара проверкам в связи с поступлением представления прокурора были получены в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть фактически после рассмотрения представления в участием прокурора г. Самара.
Так, приказы о проведении соответствующих контрольных мероприятий как контрольно-счетной палатой г.о. Самара, так и Департаментом финансов Администрации г.о. Самара были изданы только ДД.ММ.ГГГГ, то есть фактически после рассмотрения представления с участием прокурора ДД.ММ.ГГГГ Более того, и результаты служебных проверок были подготовлены тоже только ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, все доводы и обстоятельства, на которых был основан ответ Главы г.о. Самара на представление прокурора г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ (проверки контрольно-счетной палаты г.о. Самара и Департамента финансов Администрации г.о. Самара) возникли между рассмотрением самого представления с участием прокурора (ДД.ММ.ГГГГ) и самим ответом на представление (ДД.ММ.ГГГГ), то есть, несмотря на предоставленный административному ответчику месячный срок для рассмотрения представления прокурора и устранения допущенных нарушений, фактически все контрольные мероприятия, направленные на подтверждение или опровержение выявленных прокурором нарушений бюджетного законодательства, проводились в течение одной недели после приглашения прокурора на рассмотрение представления.
Суд полагает, что указанный срок является явно недостаточным для детального и полного изучения изложенных в представлении прокурора выявленных нарушений, следовательно, проведенные по инициативе административного ответчика проверки носят формальный характер. Однако ходатайств о необходимости увеличения срока на рассмотрение представления прокурора, административным ответчиком не заявлялось.
Кроме того, результаты всех проверок, на основании которых Главой г.о. Самара сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения представления прокурора, не могли быть представлены в момент рассмотрения представления с участием прокурора (ДД.ММ.ГГГГ), так как либо отсутствовали, либо еще не были назначены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Главы г.о. Самара, выразившегося в фактическом нерассмотрении требований, изложенных в представлении прокурора г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд считает необходимым возложить на Главу г.о. Самара обязанность заново рассмотреть представление прокурора г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре РФ» в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, не предрешая существо решения административного ответчика и его результат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора г. Самара к Главе г.о. Самара, Первому заместителю Главы г.о. Самара о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Главы г.о. Самара, выразившееся в не рассмотрении требований, изложенных в представлении прокурора г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №
Возложить на Главу г.о. Самара обязанность по устранению допущенных нарушений путем повторного рассмотрения представления прокурора г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре РФ» в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ