РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-6177/19 по заявлению Лаврентьевой Г. П. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-6177/19 по заявлению Лаврентьевой Г. П. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Лаврентьева Г.П. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ей на праве собственности принадлежат жилой дом площадью 71,5 м2 с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью 125 м2 с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. 8.10.2019 г. она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных. участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. 12.11.2019 г. Департаментом градостроительства г.о. Самара было вынесено распоряжение №РД-2237 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков». Причиной является то, что согласно сведениям Управления Росреестра по Самарской области, топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара, а также сведениям Единой картографической основы публичной кадастровой карты на земельном участке из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположен объект – строение. Образуемый земельный участок находится в пользовании её семьи с 1988 года. Просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-2237 от 12.11.2019 г. «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», обязать Департамент градостроительства г.о. Самара утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 12.07.2019 г., выполненную ООО «СВЗК».
Определением от 3.12.2019 г. в принятии заявления Лаврентьевой Г.П. в части требования отменить решение Департамента градостроительства г.о. Самара отказано, в остальной части заявление принято к производству.
В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от 27.11.2019 г. Михайлова А.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности от 16.01.2019 г. №Д05-01/79 Попова М.М. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 46-50).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истице с 15.08.1995 г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 125 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 13, 16-26). На земельном участке расположен принадлежащий заявительнице жилой дом площадью 71,5 м2 с кадастровым номером №
14.10.2019 г. истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/5600 (л.д. 53-54) о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером № на основании пп.3 п.1.1.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утверждённого постановлением главы г.о. Самара от 13.04.2017 г. №268 (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков), т.е. на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ. К заявлению была приложена подготовленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 27), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.
Согласно представленной схеме в результате перераспределения истица желала присоединить к принадлежащему ему земельному участку 2 области суммарной площадью 178 м2 из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением от 12.11.2019 г. №РД-2237 (л.д. 52) Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истице в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (на земельном участке, на который возникает право частной собственности в результате перераспределения, будут расположены здание, сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ).
Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделён полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Оспариваемое решение мотивировано тем, что на земельном участке из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположено строение.
Сопоставление проекта схемы расположения земельного участка, представленного заявительницей на утверждение ответчику, и имеющегося в распоряжении ответчика топографического материала (л.д. 83) показывает, что согласно последнему, на территории, которую истица желала бы присоединить к своему земельному участку расположены часть нежилого строения, примыкающее к дому, отдельно стоящее кирпичное нежилое строение (гараж) и часть металлического нежилого строения.
Сведений о наличии у себя права собственности на эти объекты заявительница при обращении к ответчику не представила.
Таким образом, ответчик, принимая решение на основании имеющихся у него материалов, пришёл к обоснованному выводу о наличии строений на испрашиваемом земельном участке, то является безусловным основанием к отказу в перераспределении в силу пп.3 п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
Заявительница в ходе разбирательства дела ссылалась на то, что в действительности строений на территории из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не имеется.
Однако доказательств данного обстоятельства истицей не представлено.
Согласно представленным ответчиком материалам технической инвентаризации домовладения 1994 г. (л.д. 82) и плану землепользования 1995 г., указанные строения в составе домовладения имелись. Заявительницей не представлены документы более поздней технической инвентаризации, доказывающие снос строений.
Представленный заявительницей проект границ земельного участка (л.д. 84) не может быть принят в качестве доказательства отсутствия строений, поскольку он не является документом технической инвентаризации, объекты капитального строительства в обязательном порядке на него не наносятся. Поэтому тот факт, что на нём изображено строение в пределах принадлежащего истице земельного участка и не нанесены строения на территории, которую истица желала бы присоединить, не означает, что какие-либо строения на ней действительно отсутствуют.
Кроме того, указанный проект границ не предоставлялся истицей ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков.
Истица не лишена права повторно обратиться к ответчику с аналогичным заявлением, представив доказательства фактического отсутствия строений на испрашиваемой ею территории.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2019 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь