Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-18/2016 от 04.05.2016

    Материал № 12-18/2016 г.

     РЕШЕНИЕ

             03 июня 2016 года                                                                                г. Новохоперск

Судья Новохоперского районного суда Воронежской области Житинева Е.В., при секретаре                                                Руденко О.Ю., с участием прокурора Кучеровой С.Е., заявителя Ишковой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда дело по жалобе Ишковой Л.А. на определения прокурора Новохоперского района от 25.04.2016г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

                                                                    УСТАНОВИЛ:

          Заявитель обратилась с вышеуказанной жалобой в суд по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ею в прокуратуру Новохопёрского района Воронежской области было подано заявление о возбуждении в отношении ИП главы КФХ ФИО3 дел об административном правонарушении по ст.5.39 и ст.5.59 КоАП РФ и привлечении к установленной административной ответственности по основаниям, указанным в заявлении.

       Определениями прокурора от 25.04.2016г. в возбуждении дел об административных правонарушениях отказано.

       По мнению заявителя, определения прокурора незаконны по следующим основаниям. Прокурор посчитал, что глава КФХ ФИО3 не является работником госорганов, органов местного самоуправления и их должностным лицом, в связи с чем не имел обязанностей по предоставлению по ее заявлению информации и сведений.

                При подаче ею заявления о привлечении к административной ответственности ИП главы КФХ ФИО3, в тексте были приведены конкретные основания, в том числе и ссылка на нормы закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» ( ч.2 ст.1, ч.1 ст.2 ), которые прокурором не были приняты во внимание.

             Принимая оспариваемые определения, прокурор вышел за пределы своих полномочий.

         Кроме того, прокурор подверг ничем необоснованному расширительному толкованию действующие нормы материального права, не опроверг ни одного законодательно установленного основания для привлечения к административной ответственности, со ссылкой на которые подавалось заявление.

        Полагает, что бездействие прокурора в течение календарного месяца, связанное с принятием решения по поступившему заявлению, направлено на истечение сроков привлечения к административной ответственности.

         В связи с чем просит определения прокурора Новохопёрского района Воронежской области от 25.04.2016г. об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях по ст. 5.39 КоАП РФ и ст. 5.59 КоАП РФ в отношении ИП главы КФХ ФИО3 признать незаконными с момента их принятия.

    В судебном заседании заявитель поддержала заявление и просила отменить оспариваемые определения по основаниям и доводам, указанным в заявлении.

    Прокурор Кучерова С.Е. просила отказать в удовлетворении жалобы, полагая определения прокурора законными и обоснованными.

    Суд, выслушав заявителя, прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с п.2 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокурором возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.39 и 5.59 КоАП РФ.

Согласно ст.5.39 Ко АП РФ административным правонарушением признается неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление.

Статья 5.59 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

В силу статьи 28.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ), являются одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).

Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).

Как усматривается из представленных материалов, заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратилась в прокуратуру Новохоперского района с заявлением о возбуждении в отношении ИП главы КФХ ФИО3 дел об административном правонарушении по ст.5.39 и ст.5.59 КоАП РФ и привлечении к административной ответственности, мотивируя тем, что для сбора доказательственной базы для обращения в суд на предмет оспаривания сделок по предоставлению земельных участков сельскохозяйственного назначения, она направила в его адрес заявление о предоставлений сведений и документов, но в установленные ФЗ № 59-ФЗ сроки никаких сведений и никакого ответа не получила, поэтому полагала, что ИП главой КФХ ФИО3 нарушены ст.ст.1, 2,5,10 данного ФЗ. Указала, что ее права нарушены, поскольку запрашиваемые сведения не носили закрытого характера.

Из материалов дела следует, что заявитель в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила ИП главу КФХ ФИО3 выдать ей копии договоров аренды земельных участков, на основании которых он осуществляет распорядительные функции, копии договоров, подтверждающих проведение каких-либо сделок с данными земельными участками, копии документов, подтверждающих исполнение им обязательств по заключенным договорам аренды, копии документов, подтверждающих исполнение обязательств контрагентами ИП по заключенным договорам аренды за весь период с момента заключения сделок, копии документов, подтверждающих государственную регистрацию сделок по аренде земельных участков, копии ежегодных отчетов, предоставляемых в отдел по развитию сельских территорий муниципального района, копию свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет, сведения о наличии машин и механизмов, земельный участков.

В данном случае, запрашиваемая информация не содержит сведений, касающихся заявителя или принадлежащего ему имущества, непосредственно его права не затрагивает

По результатам рассмотрения заявления прокурором ДД.ММ.ГГГГ вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.39 и 5.59 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях главы КФХ ФИО3 составов данных административных правонарушений.

Исходя из положений ч.1ст. 28.4 КоАП РФ, прокуратурой Новохоперского района проведена проверка содержащихся в заявлении сведений, имеющих отношение к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39, 5.39 КоАП РФ.

В рамках проведения данной проверки изучались доводы заявителя, запрашивались необходимые сведения, был опрошен Толоконников, который пояснил, что получал письмо Ишковой с запросом ряда сведений, однако, не дал ответ на него, поскольку заявитель к деятельности КФХ не имеет никакого отношения и кроме того, закон, регулирующий порядок обращений граждан, на него не распространяется.

В результате проверки данные о совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.5.39, 5.59 КоАП РФ, не подтвердились. В связи с этим прокурором правомерно принято процессуальное решение об отказе в возбуждении дел об указанных административных правонарушениях.

Общим объектом правонарушения, предусмотренного ст.5.39 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления гражданам и организациям необходимой информации. Непосредственным объектом административного нарушения выступают права граждан и организаций на получение информации.

Из текста статьи следует, что речь в ней идет о разнообразной информации, предоставление которой гражданам и юридическим лицам гарантируется Конституцией РФ и федеральным законом. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В другой статье Конституции (ч. 2 ст. 24) закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом).

Объектом правонарушений, предусмотренных ст.5.39 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления информации в любой сфере общественной жизни.

Предметом правонарушения является информация, т.е. сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях, процессах и т.п.

Порядок предоставления информации регламентирован Федеральными законами от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", законами РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" и другими нормативными актами.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирует порядок и условия реализации гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) права на доступ к информации на основе принципа достоверности и своевременности ее предоставления со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Так, в силу ч.ч.1, 2 ст.8 данного Закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" гарантирует каждому физическому лицу как субъекту персональных данных право на получение от соответствующего оператора (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо) сведений (информации) о наличии персональных данных, о перечне и источнике их получения, о цели, факте, сроках и способах их обработки и др. (ст. ст. 14, 20). Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует (или использовал) эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Заявитель, обратившись к прокурору, фактически оспаривает отказ в предоставлении информации, которая касается неопределенного круга лиц, хотя и не касается их персональных данных, но и непосредственно не затрагивающей лично его права и свободы.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.5.39 КоАП РФ, составляют действия (бездействия), выражающиеся в неправомерном отказе в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами; в несвоевременном ее предоставлении; в предоставлении заведомо недостоверной информации.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст.5.39 КоАП РФ, являются должностные лица.

Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с рассмотрение обращений и заявлений граждан. Непосредственный объект данного нарушения - установленный законом порядок рассмотрения обращений и заявлений граждан, гарантируемый Конституцией РФ (ст. 33).

Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб) граждан установлен и регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно ст. 2 указанного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Правовые основы указанного порядка рассмотрения обращений граждан заключаются в следующем. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место (ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

    Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ составляет противоправное действие или бездействие субъектов, уполномоченных рассматривать обращения. Например, непредоставление ответа заявителю, либо нарушение законодательно установленных сроков рассмотрения письменного обращения (обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации), процедуры рассмотрения обращения, либо предоставление ответа не по существу поставленных в обращении вопросов.

Помимо должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, в круг субъектов данного правонарушения входят также должностные лица государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

       Субъект данного административного правонарушения(ст.5.59 КоАП РФ) - специальный. Согласно ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ таковыми являются руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, в которые адресуются обращения граждан, а также должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в этих органах (ст. 4) и на которых возложены обязанности по рассмотрению обращений граждан. Именно совершаемые ими противоправные действия (бездействие) при рассмотрении обращений граждан попадают под данную статью КоАП РФ.

          Лица, виновные в нарушении требований закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством (ст. 15 закона №59- ФЗ)

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

По своей организационно-правовой природе КФХ является хозяйствующим субъектом и не является организацией, на которую в силу указания закона N 59 может быть возложено выполнение публично значимых функций.

Согласно статье 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно- правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Учитывая приведенные выше нормы права, КФХ является коммерческой организацией, созданной в целях извлечения прибыли. При этом оно не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не является государственным (муниципальным) учреждением, его деятельность не носит публично значимый характер, а потому положения Федерального закона от 02 мая 2006 года Законом N 59-ФЗ на него не распространяются.

Из вышеизложенного следует, что глава КФХ ФИО3 не является работником государственных органов, органов местного самоуправления и их должностным лицом, в связи с чем он не может быть признан субъектом правонарушений, как предусмотренного ст. 5.39, так и ст.5.59 КоАП РФ

        В отношении него не применяются положения ФЗ от 2 мая 2016 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Прокурор, придя к выводу, что глава КФХ ФИО3 не является работником государственных органов, органов местного самоуправления и их должностным лицом, а потому не обязан предоставлять информацию лицам, чьи права и законные интересы непосредственно не затрагиваются в запрашиваемых документах, правильно пришел к выводу об отсутствии в действиях главы КФХ ФИО3 составов административных правонарушений, предусмотренных ст.5.39 и 5.59 КоАП РФ.

Оспариваемые определения отвечают требованиям, предусмотренным ч.5 ст. 28.1 КоАП РФ.

              Они вынесены прокурором в пределах своих полномочий, поэтому довод жалобы о том, что прокурор вышел за пределы своих полномочий при принятии оспариваемых определений, необоснован и судом отклоняется.

Иных доводов, способных повлечь отмену обжалуемых определений, в жалобе не приведено.

       Приведенные обстоятельства свидетельствуют суду о том, что определения прокурора законны и обоснованны, подлежат оставлению без изменения, а жалоба -без удовлетворения.

     На основании изложенного, руководствуясь 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Определения прокурора Новохоперского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.39, 5.59, КоАП РФ в отношении главы КФХ ФИО3 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней через Новохоперский районный суд.

                                Судья                                               Е.В. Житинева

    Материал № 12-18/2016 г.

     РЕШЕНИЕ

             03 июня 2016 года                                                                                г. Новохоперск

Судья Новохоперского районного суда Воронежской области Житинева Е.В., при секретаре                                                Руденко О.Ю., с участием прокурора Кучеровой С.Е., заявителя Ишковой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда дело по жалобе Ишковой Л.А. на определения прокурора Новохоперского района от 25.04.2016г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

                                                                    УСТАНОВИЛ:

          Заявитель обратилась с вышеуказанной жалобой в суд по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ею в прокуратуру Новохопёрского района Воронежской области было подано заявление о возбуждении в отношении ИП главы КФХ ФИО3 дел об административном правонарушении по ст.5.39 и ст.5.59 КоАП РФ и привлечении к установленной административной ответственности по основаниям, указанным в заявлении.

       Определениями прокурора от 25.04.2016г. в возбуждении дел об административных правонарушениях отказано.

       По мнению заявителя, определения прокурора незаконны по следующим основаниям. Прокурор посчитал, что глава КФХ ФИО3 не является работником госорганов, органов местного самоуправления и их должностным лицом, в связи с чем не имел обязанностей по предоставлению по ее заявлению информации и сведений.

                При подаче ею заявления о привлечении к административной ответственности ИП главы КФХ ФИО3, в тексте были приведены конкретные основания, в том числе и ссылка на нормы закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» ( ч.2 ст.1, ч.1 ст.2 ), которые прокурором не были приняты во внимание.

             Принимая оспариваемые определения, прокурор вышел за пределы своих полномочий.

         Кроме того, прокурор подверг ничем необоснованному расширительному толкованию действующие нормы материального права, не опроверг ни одного законодательно установленного основания для привлечения к административной ответственности, со ссылкой на которые подавалось заявление.

        Полагает, что бездействие прокурора в течение календарного месяца, связанное с принятием решения по поступившему заявлению, направлено на истечение сроков привлечения к административной ответственности.

         В связи с чем просит определения прокурора Новохопёрского района Воронежской области от 25.04.2016г. об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях по ст. 5.39 КоАП РФ и ст. 5.59 КоАП РФ в отношении ИП главы КФХ ФИО3 признать незаконными с момента их принятия.

    В судебном заседании заявитель поддержала заявление и просила отменить оспариваемые определения по основаниям и доводам, указанным в заявлении.

    Прокурор Кучерова С.Е. просила отказать в удовлетворении жалобы, полагая определения прокурора законными и обоснованными.

    Суд, выслушав заявителя, прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с п.2 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокурором возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.39 и 5.59 КоАП РФ.

Согласно ст.5.39 Ко АП РФ административным правонарушением признается неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление.

Статья 5.59 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

В силу статьи 28.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ), являются одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).

Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).

Как усматривается из представленных материалов, заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратилась в прокуратуру Новохоперского района с заявлением о возбуждении в отношении ИП главы КФХ ФИО3 дел об административном правонарушении по ст.5.39 и ст.5.59 КоАП РФ и привлечении к административной ответственности, мотивируя тем, что для сбора доказательственной базы для обращения в суд на предмет оспаривания сделок по предоставлению земельных участков сельскохозяйственного назначения, она направила в его адрес заявление о предоставлений сведений и документов, но в установленные ФЗ № 59-ФЗ сроки никаких сведений и никакого ответа не получила, поэтому полагала, что ИП главой КФХ ФИО3 нарушены ст.ст.1, 2,5,10 данного ФЗ. Указала, что ее права нарушены, поскольку запрашиваемые сведения не носили закрытого характера.

Из материалов дела следует, что заявитель в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила ИП главу КФХ ФИО3 выдать ей копии договоров аренды земельных участков, на основании которых он осуществляет распорядительные функции, копии договоров, подтверждающих проведение каких-либо сделок с данными земельными участками, копии документов, подтверждающих исполнение им обязательств по заключенным договорам аренды, копии документов, подтверждающих исполнение обязательств контрагентами ИП по заключенным договорам аренды за весь период с момента заключения сделок, копии документов, подтверждающих государственную регистрацию сделок по аренде земельных участков, копии ежегодных отчетов, предоставляемых в отдел по развитию сельских территорий муниципального района, копию свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет, сведения о наличии машин и механизмов, земельный участков.

В данном случае, запрашиваемая информация не содержит сведений, касающихся заявителя или принадлежащего ему имущества, непосредственно его права не затрагивает

По результатам рассмотрения заявления прокурором ДД.ММ.ГГГГ вынесены определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.39 и 5.59 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях главы КФХ ФИО3 составов данных административных правонарушений.

Исходя из положений ч.1ст. 28.4 КоАП РФ, прокуратурой Новохоперского района проведена проверка содержащихся в заявлении сведений, имеющих отношение к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39, 5.39 КоАП РФ.

В рамках проведения данной проверки изучались доводы заявителя, запрашивались необходимые сведения, был опрошен Толоконников, который пояснил, что получал письмо Ишковой с запросом ряда сведений, однако, не дал ответ на него, поскольку заявитель к деятельности КФХ не имеет никакого отношения и кроме того, закон, регулирующий порядок обращений граждан, на него не распространяется.

В результате проверки данные о совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.5.39, 5.59 КоАП РФ, не подтвердились. В связи с этим прокурором правомерно принято процессуальное решение об отказе в возбуждении дел об указанных административных правонарушениях.

Общим объектом правонарушения, предусмотренного ст.5.39 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления гражданам и организациям необходимой информации. Непосредственным объектом административного нарушения выступают права граждан и организаций на получение информации.

Из текста статьи следует, что речь в ней идет о разнообразной информации, предоставление которой гражданам и юридическим лицам гарантируется Конституцией РФ и федеральным законом. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В другой статье Конституции (ч. 2 ст. 24) закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом).

Объектом правонарушений, предусмотренных ст.5.39 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления информации в любой сфере общественной жизни.

Предметом правонарушения является информация, т.е. сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях, процессах и т.п.

Порядок предоставления информации регламентирован Федеральными законами от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", законами РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" и другими нормативными актами.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирует порядок и условия реализации гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) права на доступ к информации на основе принципа достоверности и своевременности ее предоставления со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Так, в силу ч.ч.1, 2 ст.8 данного Закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" гарантирует каждому физическому лицу как субъекту персональных данных право на получение от соответствующего оператора (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо) сведений (информации) о наличии персональных данных, о перечне и источнике их получения, о цели, факте, сроках и способах их обработки и др. (ст. ст. 14, 20). Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует (или использовал) эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Заявитель, обратившись к прокурору, фактически оспаривает отказ в предоставлении информации, которая касается неопределенного круга лиц, хотя и не касается их персональных данных, но и непосредственно не затрагивающей лично его права и свободы.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.5.39 КоАП РФ, составляют действия (бездействия), выражающиеся в неправомерном отказе в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами; в несвоевременном ее предоставлении; в предоставлении заведомо недостоверной информации.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст.5.39 КоАП РФ, являются должностные лица.

Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с рассмотрение обращений и заявлений граждан. Непосредственный объект данного нарушения - установленный законом порядок рассмотрения обращений и заявлений граждан, гарантируемый Конституцией РФ (ст. 33).

Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб) граждан установлен и регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно ст. 2 указанного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Правовые основы указанного порядка рассмотрения обращений граждан заключаются в следующем. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место (ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

    Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ составляет противоправное действие или бездействие субъектов, уполномоченных рассматривать обращения. Например, непредоставление ответа заявителю, либо нарушение законодательно установленных сроков рассмотрения письменного обращения (обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации), процедуры рассмотрения обращения, либо предоставление ответа не по существу поставленных в обращении вопросов.

Помимо должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, в круг субъектов данного правонарушения входят также должностные лица государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

       Субъект данного административного правонарушения(ст.5.59 КоАП РФ) - специальный. Согласно ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ таковыми являются руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, в которые адресуются обращения граждан, а также должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в этих органах (ст. 4) и на которых возложены обязанности по рассмотрению обращений граждан. Именно совершаемые ими противоправные действия (бездействие) при рассмотрении обращений граждан попадают под данную статью КоАП РФ.

          Лица, виновные в нарушении требований закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством (ст. 15 закона №59- ФЗ)

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

По своей организационно-правовой природе КФХ является хозяйствующим субъектом и не является организацией, на которую в силу указания закона N 59 может быть возложено выполнение публично значимых функций.

Согласно статье 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно- правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Учитывая приведенные выше нормы права, КФХ является коммерческой организацией, созданной в целях извлечения прибыли. При этом оно не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не является государственным (муниципальным) учреждением, его деятельность не носит публично значимый характер, а потому положения Федерального закона от 02 мая 2006 года Законом N 59-ФЗ на него не распространяются.

Из вышеизложенного следует, что глава КФХ ФИО3 не является работником государственных органов, органов местного самоуправления и их должностным лицом, в связи с чем он не может быть признан субъектом правонарушений, как предусмотренного ст. 5.39, так и ст.5.59 КоАП РФ

        В отношении него не применяются положения ФЗ от 2 мая 2016 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Прокурор, придя к выводу, что глава КФХ ФИО3 не является работником государственных органов, органов местного самоуправления и их должностным лицом, а потому не обязан предоставлять информацию лицам, чьи права и законные интересы непосредственно не затрагиваются в запрашиваемых документах, правильно пришел к выводу об отсутствии в действиях главы КФХ ФИО3 составов административных правонарушений, предусмотренных ст.5.39 и 5.59 КоАП РФ.

Оспариваемые определения отвечают требованиям, предусмотренным ч.5 ст. 28.1 КоАП РФ.

              Они вынесены прокурором в пределах своих полномочий, поэтому довод жалобы о том, что прокурор вышел за пределы своих полномочий при принятии оспариваемых определений, необоснован и судом отклоняется.

Иных доводов, способных повлечь отмену обжалуемых определений, в жалобе не приведено.

       Приведенные обстоятельства свидетельствуют суду о том, что определения прокурора законны и обоснованны, подлежат оставлению без изменения, а жалоба -без удовлетворения.

     На основании изложенного, руководствуясь 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Определения прокурора Новохоперского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.39, 5.59, КоАП РФ в отношении главы КФХ ФИО3 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней через Новохоперский районный суд.

                                Судья                                               Е.В. Житинева

1версия для печати

12-18/2016

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
глава КФХ Толоконников С.А
Ишкова Лилия Александровна
Суд
Новохоперский районный суд Воронежской области
Судья
Житинева Елена Викторовна
Статьи

КоАП: ст. 5.39

ст. 5.59

Дело на странице суда
novohopersky--vrn.sudrf.ru
04.05.2016Материалы переданы в производство судье
03.06.2016Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее