Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года <адрес>
Судья Октябрьского районного суда <адрес> Хазиков А.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> к ФИО1 ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> (далее ДИО) обратился в суд с иском к ФИО1 об истребовании имущества земельного участка, общей площадью 991 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер участка: №, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, из чужого незаконного владения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства относительно отвода земельных участков общей площадью 20,7134 га с установлением границ в натуре для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки Обслуживающим, кооперативом «<данные изъяты> и передаче в собственность членам данного кооператива и в долгосрочную аренду кооперативу земельных участков, размещенных в районе мыса «Лукул» был утвержден юридическому лицу Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «<данные изъяты> комплексный проект землеустройства с установлением границ в натуре, утверждена техническая документация по землеустройству относительно каждого из членов кооператива, а также праву аренды ОК «ДСК<данные изъяты> на шесть земельных участков общей площадью 4,0385 га переданы в частную собственность 170 членам данного кооператива земельные участки в соответствии со списком. Между тем, спорный земельный участок перешел в собственность ответчика без законных на то оснований, поскольку заявления членов ОК <данные изъяты> о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации в уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления не поступали, проект землеустройства на каждого гражданина - члена кооператива не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался с органами государственной власти.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ. №-р ОК «<данные изъяты>Сити» было дано разрешение на разработку комплексного проекта землеустройства относительно отведения земельного участка ориентировочной площадью 20,24 га в районе мыса Лукул в <адрес>.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ. №-р был утвержден комплексный проект землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 20,7134 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки ОК «Дачно-строительного кооператива «Статут-Сити», расположенного в <адрес>, южнее мыса Лукул, была утверждена техническая документация по землеустройству, касающаяся составления документов, подтверждающих право собственности каждого из 170 членов кооператива на земельный участок, а также земельные участки, общей площадью 16,6749 га, расположенные в <адрес>, с указанием адресов, обозначенных в адресных справках администрации в соответствии с приложением были переданы в частную собственность 170 гражданам Украины — членам ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити» для индивидуального дачного строительства.
Согласно приложению к вышеуказанному распоряжению, в списке лиц членов ОК <данные изъяты> которым подлежат передаче земельные участки в частную собственность, значится ответчик ФИО1, в собственность которого, передан земельный участок общей площадью общей площадью 991 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер участка: №, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства.
Обращаясь в суд с данным иском, истец сослался на то, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения правоотношений, поскольку заявления членов ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити» о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации в уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления не поступали, проект землеустройства на каждого гражданина - члена кооператива не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался органами государственной власти.
Между тем, в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории <адрес> установлены Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
В соответствии с п. 3 ст. 7 вышеуказанного Закона №-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории <адрес> до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативным правовым актом Правительства <адрес>.
Постановлением Правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Как усматривается из материалов настоящего дела, право собственности на спорный земельный участок у ответчика ФИО1 возникло на основании акта государственного органа Украины, а именно на основании распоряжения Севастопольской городской государственной организации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Обращение истца с заявленными требованиями последовало с целью защиты прав публично-правового образования путем истребования утраченного земельного участка.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим.
Вместе с тем, способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
В соответствии с п. п. 34, 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, а также, если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301 и 302 ГК РФ.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях (п. 2 ст. 302 ГК РФ).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.
Из материалов дела следует, что органами государственной власти Украины, действовавшими на территории <адрес>, каких-либо действий по восстановлению права собственности на спорный земельный участок с февраля 2010 года по настоящее время совершено не было.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в период с 2010 года по март 2014 года органами государственной власти Украины, а также государственными органами <адрес>, в том числе, Севастопольским городским Советом названное распоряжение Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ оспорено либо признано недействительным не было. Законность выдачи ответчику государственного акта о праве собственности на спорный земельный участок, также не оспаривалась.
Таким образом, применительно к возникшим правоотношениям, с учетом приведенных норм материального права и разъяснений по их применению следует, что сам по себе факт приобретения ответчиком спорного земельного участка на основании решения органа публично-правового образования, принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа, при наличии зарегистрированного права собственности ответчика, подтвержденного документом, выданным государственным органом <адрес>, не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований иска.
При таких обстоятельствах, суд находит, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, а поэтому суд отказывает в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ -