Именем Российской Федерации
31 августа 2012 года
Ленинский районный суд г. Смоленскав составе:
председательствующего (судьи) Космачевой О.В.,
при секретаре: Вороновой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самусенкова Р.В. к Следственному Управлению Следственного комитета России по Смоленской области о признании бездействий по невыплате надбавки к пенсии незаконными, взыскании компенсации в связи с невыплатой надбавки, компенсации морального вреда,
установил:
Самусенков Р.В. обратился в суд с иском к Следственному Управлению Следственного комитета России по Смоленской области (далее СУ СК России по Смоленской области) о признании бездействий по несвоевременному назначению и выплате надбавки к пенсии незаконными, взыскании компенсации в связи с несвоевременной выплатой надбавки, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что надбавка в размере 50 % к пенсии, право на которую у него возникло в ДД.ММ.ГГГГ, была назначена ему только в марте 2012 года по вине кадрового подразделения СУ СК России, которое не приняло своевременно мер к истребованию сведений по месту его прежней службы (ФСНК России и УВД Смоленской области) о льготном исчислении стажа, что является обязанностью работодателя.
Истец и представитель истца в судебном заседании требования поддержали. Основания заявленных требований истец изложил в письменных объяснениях (т.1 л.д. 151-154).
Представитель СУ СК России по Смоленской области Голиков К.А. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (т.1 18-22, 168-170).
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1,5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
По правилам ст.2 ТК РФ обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Денежное содержание сотрудника Следственного комитета состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 50 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", за нагрудный знак "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст. 35 ФЗ № 403-ФЗ).
В силу п. 13 и 14 ст. 35 Федерального закона № 403-ФЗ проходящим службу сотрудникам Следственного комитета, имеющим выслугу не менее 20 лет и право на предусмотренное частью 13 настоящей статьи пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.
Пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"). Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
До издания соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ, касающихся деятельности Следственного комитета, действуют нормативные правовые акты Правительства РФ, регулирующие деятельность Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п. 9 ст. 45 ФЗ № 403-ФЗ).
В спорный период данные правоотношения подлежали регулированию Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям», предусматривавшем также засчитывание на льготных условиях определенных периодов службы.
Согласно записям трудовой книжки, а также трудовому договору Самусенков Р.В. ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность следователя Рославльского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по Смоленской области; ДД.ММ.ГГГГ на базе Следственного управления создано СУ СК РФ по Смоленской области, истец назначен на должность следователя следственного отдела по г. Смоленску, а затем в Починковский межрайонный следственный отдел (т. 1 л.д. 58-65).
До поступления на службу в СУ СК РФ по <адрес> Самусенков Р.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел на должностях среднего и начальствующего состава; с ДД.ММ.ГГГГ - в ФСНК России.
При поступлении в кадровое подразделение СУ послужного списка Самусенкова Р.В., а также справки о льготных периодах работы из УМВД России по Смоленской области приказом руководителя СУ СК России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная надбавка в размере 50 % пенсии за выслугу лет, которая могла быть назначена, в сумме <данные изъяты>. (т. 1 л.д. 69-86, 88-90).
При поступлении в кадровое подразделение СУ послужного списка Самусенкова Р.В. из ФСНК России приказом руководителя СУ СК России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная надбавка в размере 50 % пенсии за выслугу лет, которая могла быть назначена, в сумме <данные изъяты>. (т. 1 л.д. 92-112, 113-115).
На момент издания вышеназванных приказов о назначении Самусенкову Р.В. надбавки к пенсии действовала Временная инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей, утв. Приказом Следственного комитета России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с положениями Временной инструкции… работа по пенсионному обеспечению сотрудников СК России и членов их семей осуществляется кадровыми подразделениями либо работниками, на которых возложены обязанности по кадровому обеспечению главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и финансовыми подразделениями территориальных следственных органов (п.1.3); работа по пенсионному обеспечению включает в себя: своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию их выплаты получателям пенсий, а также приостановление и прекращение выплаты пенсий; подготовку расчетов выслуги лет; подготовку проектов заключений о назначении и перерасчете пенсий, организацию выплаты пенсий, пособий и других денежных выплат, связанных с пенсионным обеспечением и установленных законодательством Российской Федерации; ведение персонального учета получателей пенсии, ведение, учет и хранение пенсионных дел; расчет ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена, сотрудникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет; взаимодействие с органами прокуратуры, органами внутренних дел, военными комиссариатами, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами социальной защиты населения и другими органами и организациями по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления мер социальной поддержки (п.1.4).
Для назначения пенсии за выслугу лет сотрудники СК России представляют: заявление о назначении пенсии, паспорт, трудовую книжку и (или) документы о службе (работе); копию приказа об увольнении со службы. В случае объективной необходимости пенсионер помимо документов, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 2.2, представляет дополнительно: копию послужного списка за период прохождения военной службы (службы), документы, подтверждающие право на исчисление выслуги лет в льготном порядке (п.2.).
В случае необходимости (в том числе отсутствие уточняющих документов, наличие в документах ошибок) кадровым подразделением территориального следственного органа могут быть истребованы из органов, учреждений и организаций по прежнему месту службы (работы) документы, не предусмотренные настоящей Временной инструкцией.
Согласно Положению о порядке установления и пересмотра ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть назначена, прокурорским работникам Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утв. Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 05.10.2009 № 35, ежемесячная надбавка устанавливается со дня, следующего за днем возникновения права на пенсию за выслугу лет (п. 5). Для установления ежемесячной надбавки кадровое подразделение либо работники территориальных следственного органа, на которых возложено обязанности по кадровому обеспечению составляют расчет выслуги лет. К расчету выслуги приобщаются копии трудовой книжки, диплома об образовании, приказа о присвоении последнего классного чина, приказа о назначении на должность, на которой устанавливается данная надбавка. В случае объективной необходимости к расчету также приобщаются и иные документы, к числу которых также отнесены послужные списки (п. 6).
При предоставлении дополнительных документов, влекущих изменение размера (в частности, справок о льготном исчислении выслуги) пересмотр надбавки производится со срока, установленного ст. 55 Закона от 12.02.1993 года № 4468-1. (п. 9).
Аналогичные нормы содержались в действовавшим на момент принятия Самусенкова Р.В. на службу в Следственный комитет Положении о порядке установления и пересмотре ежемесячных надбавок…, утв. Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ ( т.2 л.д. 19-24).
Статьей 23 ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" предусмотрено, что в личное дело сотрудника, федерального государственного гражданского служащего Следственного комитета вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на службу в Следственный комитет, ее прохождением, подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и увольнением со службы.
Порядок ведения личных дел сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета устанавливается Председателем Следственного комитета.
Сотрудник, федеральный государственный гражданский служащий Следственного комитета имеют право на ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле.
Приказом Председателя Следственного комитета РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция о ведении кадровых учетных документов в системе Следственного комитета РФ, которая определяет единый порядок ведения кадровых документов.
Инструкцией установлено, что личное дело работника содержит его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на службу (работу), ее прохождением, увольнением. Личное дело ведется в соответствии с Правилами составления и ведения личных дел (п.3.4.1); ведение личных дел осуществляется кадровыми подразделениями, в обязанности которых входит: обеспечение своевременного внесения в учетные кадровые документы и информационные системы персональных данных работников необходимых изменений; приобщение к личным делам документов, установленных приложением № 6 (п.4.5, 4.6).
Правилами составления и ведения личных дел (Приложения № 6 к приказу № 61) предусмотрено, что личное дело оформляется после издания приказа о приеме гражданина на службу (работу) и ведется на протяжении всей служебной деятельности (п.2); в раздел 2 личного дела приобщаются послужные списки, справка о количестве выплаченных окладов (для бывших работников МВД, ФСНК, ФСБ, ФТС России) и др., если таковые имеются (п.4.2); ведение личных дел (своевременное пополнение необходимыми характеризующими материалами, документами и другими учетными данными, уточнение имеющихся в них записей, сверка возлагается на специально уполномоченных на эту деятельность работников кадровых подразделений СК России (п.23).
Приложением № 3 (к п. 3 Правил составления и ведения личных дел (Приложение № 6 к приказу № 61) установлен перечень документов, представляемых кандидатом при приеме на федеральную государственную службу и федеральную государственную гражданскую службу в следственные органы, учреждения и организации СК России. Данный перечень для лиц, ранее проходивших службу в правоохранительных органах, предусматривает дополнительно предоставить заверенные копии послужного списка, справки о календарном и льготном исчислении выслуги лет, в том числе для назначения пенсии, с указанием периодов и основания зачета (т. 2 л.д. 54).
Аналогичные положения содержала ранее действовавшая Инструкция о ведении кадровых учетных документов в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ, утв. Приказом от 30.12.2009 года № 55 (п. 3.4.1, 4.6, п. 2,3, 4.2, 23 Приложения № 3, Приложение № 1 к п. 3 Приложения № 3). т.1 л.д. 205-244 т.2 л.д. 1-18.
Действовавшими при поступлении Самусенкова Р.В. на службу в СК Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 07.09.2007 года № 2 «О порядке назначения на должность и освобождения от должности работников Следственного комитета при прокуратуре РФ» (п.4) и от ДД.ММ.ГГГГ № (п.6), было предусмотрено назначение иных лиц, не являвшихся прокурорскими работниками, на основании Перечня документов, необходимых для формирования личного дела. Указанный Перечень предусматривал предоставление для бывших сотрудников МВД, ФСБ, ФСНК, ФТС России копий послужных списков.(т.1 л.д. 171-189).
Как установлено по делу и не оспаривается сторонами при поступлении на службу в Следственный комитет Самусенковым Р.В. за период предыдущей службы был предоставлен только послужной список из ФСНК России, заверенный сотрудником кадрового аппарата ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно сведения о полном периоде службы истца в ФСНК России не содержащий (т.1 л.д. 155-157).
В календарном исчислении периодов службы истца право на указанную надбавку у него возникало бы в мае 2013 года.
Фактически вопрос о праве истца на указанную надбавку возник в сентябре - декабре 2011 года.
По утверждению представителя ответчика истцу неоднократно в устной форме сотрудниками кадрового подразделения предлагалось представить послужные списку из организаций, где он ранее проходил службы, но последний такие документы не представил. В письменном виде по поводу запроса данных документов работодателем Самусенков в кадровую службу также не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком самостоятельно, как следует из объяснений представителя ответчика для исключения конфликтной ситуации, руководителю ФСНК России был направлен запрос о предоставлении копии послужного списка и справки о льготных периодах службы, по получении указанных документов (ДД.ММ.ГГГГ) истцу и была установлена надбавка (т. 1 л.д.87, 92-112).
Аналогичный запрос ответчиком был сделан ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в УМВД России по Смоленской области, однако, представленный УМВД послужной список сведения периодах службы Самусенкова Р.В., засчитываемых в льготном порядке. Не содержал, а соответствующие справки предоставлены не были (т.1 л.д. 66-85).
Справка о периодах службы истца, засчитываемых в выслугу лет в льготном порядке, была предоставлена самому истцу и уже последним представлена в кадровое подразделение (т.1 л.д. 86).
В силу п. 3, 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в личные дела государственных служащих вносятся персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы. Такие данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.
Ведение и хранение указанных дел и документов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, сведения, содержащиеся в личных делах сотрудников Следственного комитета РФ, являющихся федеральными государственными служащими (ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ), представляет собой персонифицированную информацию, непосредственно затрагивающую права и законные интересы сотрудников.
Согласно статье 3 Федерального закона N 58-ФЗ приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты, а также единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, представляют собой основные принципы построения и функционирования системы государственной службы.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 640 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы» установлено, что личные дела федеральных государственных служащих в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" ведутся кадровыми службами соответствующих федеральных государственных органов (п.2).
Пунктом 5 Указа определен перечень документов, которые приобщаются в личное дело государственного служащего, в число которых включены копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы.
Приобщение документов, перечисленных в пункте 5 настоящего Указа, к личным делам лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы является обязанностью кадровой службы федерального государственного органа, осуществляющей ведение личных дел таких лиц.
Исходя из общего правила ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности и должности федеральной государственной службы, его смысла послужные списки, а также сведения о периодах службы, подлежащих засчитыванию в льготном порядке, относятся к дополнительно предоставляемыми сведениями, обязанность при приобщить которые возникает у кадрового подразделения при их предоставлении самим работником.
Соблюдение единого подхода к организации государственной службы в части обработки (в том числе и получение) персональных данных в данном случае обеспечивается в силу прямого указания п. 3 ст. 86 ТК РФ, согласно которому все персональные данные работника следует получать у него самого. Законом также допускается оказание работодателем содействия работнику для их истребования.
Перечисленными выше Инструкциями по ведомству безусловная обязанность по истребованию документов по льготному стажу работника на кадровое подразделение нанимателя, в том числе и для ведения личного дела сотрудника, также не возложена.
Как установлено по делу, Самусенков Р.В. с заявлением об истребовании необходимых документов в кадровое подразделение не обращался, полагая, что данная функция является обязанностью работодателя. При этом истребование указанных документов, необходимых для решения вопроса для установления указанной надбавки, самостоятельно представителем нанимателя было направлено в обеспечение реализации сотрудником на получение данной выплаты.
Вины ответчика, как представителя нанимателя, в несвоевременном установлении надбавки при приведенных выше обстоятельствах судом не усматривается, поскольку обязанность представителя нанимателя работодателя производна действиям самого работника.
Положения Приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, регулирующего вопросы назначения доплаты за выслугу лет, применению не подлежат, в том числе и по аналогии права, т.к. регулируют порядок назначения иной, чем оспариваемая, выплаты.
Исходя из изложенного, заявленные Самусенковым Р.В. исковые требования суд находит необоснованными и удовлетворению не подлежащими.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Самусенкова Р.В. к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Смоленской области о признании бездействий по невыплате надбавки к пенсии незаконными, взыскании компенсации в связи с невыплатой надбавки, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.В.Космачева
Копия верна О.В. Космачева
Мотивированное решение изготовлено 05.09.2012.