Дело №2-1-8074(1)/2016
Решение
Именем Российской Федерации
07 декабря 2016 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Кузьминой Е.В.,
с участием представителя истца Аржанухина А.И., Юровского В.П. – Петри Л.В., ответчика Матвиенко Н.В., представителя Серегиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аржанухин А.И., Юровским В.П. к Матвеенко Н.В., Потапова Т.В. об установлении факта принятия наследства, о включении в наследственную массу, о признании недействительным свидетельства о праве на наследство в части, о признании недействительными договора дарения в части, о признании права собственности на долю домовладения и земельного участка в порядке наследования,
установил:
Аржанухин А.И., Юровским В.П. обратились в суд с иском к Матвеенко Н.В., Потапова Т.В. об установлении факта принятия наследства, о включении в наследственную массу, о признании недействительным свидетельства о праве на наследство в части, о признании недействительными договора дарения в части, о признании права собственности на долю домовладения и земельного участка в порядке наследования.
Указывают, что ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка (по матери) - Трифоновой В.В. После которой открылось наследство в состав которого включается: 1\2 доля жилого дома площадью 40,9 кв.м. и 1\2 доля земельного участка площадью 623 кв.м., по адресу: <адрес>.
Другая 1\2 доля жилого дома площадью 40,9 кв.м. и 1\2 доля земельного участка площадью 623 кв.м. по адресу: <адрес> являлась собственностью их деда Трифонов В.Н., поскольку данное имущество бабушка с дедушкой нажили в период брака, оно является совместно нажитым, доли у них равные. Наследниками перовой очереди после смерти бабушки Трифоновой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ являлись: супруг (дедушка) Трифонов В.Н., дочь (мать) Юровская Г.В., дочь - Матвеенко Н.В., дочь - Потапова Т.В..
Поскольку наследство после смерти бабушки заключалось в 1\2 доли жилого дома. и 1\2 доля земельного участка, по адрес: <адрес>, наследников по закону четверо, поэтому доля каждого наследника составляет по 1\8 доли.
После смерти бабушки мать фактически приняла наследство после смерти своей матери - Трифоновой В.В., а именно взяла принадлежащие ей вещи: одеяло, подушки, золото, посуду, платок пуховый, ложки деревянные с росписью, папку с фотографиями, книжки с кулинарными рецептами и т.д.
Кроме этого, мать Юровская Г.В. хоронила бабушку. Также, мать из личных средств заказывала памятник на могилу бабушки, т.е. выполняла свои обязанности как наследник.
Поскольку в доме проживал отец нашей матери, поэтому по моральным соображениям мать и ее сестры не стала обращаться к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство, поскольку была договоренность, что пока жив отец он будет жить в данном доме, а в последствии наследство будет оформлено на всех дочерей по 1\3 доли в порядке наследства от обоих родителей.
Тем не менее, все дочери приняли наследство после смерти матери фактическим способом, взяли принадлежащие ей вещи.
Кроме этого, мать уже на момент смерти бабушки была серьезно больна, ей требовалось лечение и некогда было ходить к нотариусу с документами оформлять наследство, поэтому по договоренности с сестрами было решено оформлять все документально после смерти отца (нашего дела). ДД.ММ.ГГГГ умерла наша мать - Юровская Г.В.. После ее смерти открылось наследство, в состав которого входят объекты недвижимого имущества, деньги и т.д. Наследниками по закону после смерти матери являются, ее дети, других наследников первой очереди нет. После ее смерти обратились к нотариусу Коноваленко Е.В., в установленный законом срок заявили о своих правах.
Оформили имущество принадлежащее матери на момент смерти, кроме ее доли в жилом доме и земельном участке по адресу: <адрес>, поскольку еще был жив дед и они придерживались договоренности об оформлении дома после смерти дела.
После смерти деда, при оформлении документов, ответчики им сообщили, что дом оформлен на деда, что они оформили наследство после смерти бабушки на деда у нотариуса и дед им подарил по 1\2 доли каждой жилой дом и земельный участок: по адресу: <адрес>. Поскольку мать Юровская Г.В. фактически приняла наследство поэтому ей должна принадлежать 1\8 доля жилого дома и 1\8 доля земельного участка в связи с чем выданное на имя деда свидетельство о праве на наследство после смерти Трифоновой В.В. является недействительным, также как и сделка договор дарения заключенный между дедом Трифонов В.Н. и ответчиками Матвеенко Н.В., Потапова Т.В. в части 1\8 доли. Поскольку ответчики в тайне от них оформили наследство после смерти бабушки, затем заключили с дедом договор дарения не желают обсуждать вопрос о выделении доли принадлежащей их матери, поэтому они вынуждены обратиться в суд с данным иском.
Таким образом, мать фактически приняла наследство, т.к. вступила во владение и управление наследственным имуществом.
В судебном заседании требования уточнили, просили установить факт принятия наследственного имущества Юровская Г.В. после смерти её матери Трифоновой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в состав наследственного имущества после смерти Юровская Г.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1\8 долю жилого дома площадью кв.м. и 1\8 долю земельного участка площадью 623 кв.м., по адресу: <адрес>, которую она фактически приняла после смерти Трифоновой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, но не оформила.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство выданное нотариусом нотариального округа <адрес> и <адрес> Сидоров А.В. на имя Трифонов В.Н. после смерти Трифоновой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ в части 1\8 доли жилого дома и 1\8 доли земельного участка, по адресу: <адрес>.
Признать недействительным договор дарения жилого дома и земельного участка, по адресу: <адрес> от 2016 года, заключенного между Трифонов В.Н. с одной стороны и Матвеенко Н.В., Потапова Т.В. с другой стороны, в части 1\8 доли жилого дома площадью 40,9 кв.м. и 1\8 доли земельного участка площадью 623 кв.м., по адресу: <адрес>.
Прекратить за Матвеенко Н.В., Потапова Т.В.
Васильевне по 1\16 доли за каждой на жилой дом площадью 40,9 кв.м. и по
1\16 доли за каждой на земельный участок, площадью 623 кв.м., по адресу:
<адрес>.
Признать за Аржанухин А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Юровским В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности по 1\16 доли за каждым на жилой дом площадью 40,9 кв.м. и земельный участок, площадью 623 кв.м., по адресу: <адрес> порядке наследования по закону после смерти матери Юровская Г.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы в судебное заседание не явились, обеспечили явку представителя по доверенности ПЕтри Л.В., которая требования с учетом уточнений поддержала.
Ответчик Матвеенко Н.В. в судебном заседании требования не признала, просила в иске отказать.
Представитель ответчика Матвеенко Н.В. адвокат Серегина О.А. требования не признала, просила в иске отказать.
Ответчик Потапова Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, явку представителя не обеспечила, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика.
Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по <адрес>, нотариус нотариального округа <адрес> и <адрес> Коноваленко Е.В., Сидоров А.В. не явились, извещены надлежащим образом, суд счел рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.
Заслушав стороны, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на момент рассмотрения данного гражданского дела собственником спорного жилого <адрес> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> является Матвеенко Н.В. и Потапова Т.В.
Дом и земельные участки, принадлежат им на праве собственности, на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Трифонов В.Н. и Матвеенко Н.В., Потапова Т.В.
Трифонов В.Н. умершему ДД.ММ.ГГГГ и Трифоновой В.В. умершей ДД.ММ.ГГГГ дом и земельный участок, принадлежит ? доля в праве в общем совместном имуществе супругов, приобретенном во время брака.
Трифонов В.Н. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок и ? доли в праве обще долевой собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> после смерти наследодателя Трофимовой В.В.
Наследником наследственного имущества после смерти Трофимовой В.В. признан супруг Трофимов В.М.
При разрешении заявленных требований суд установил, что истцы являются сыновьями умершей ДД.ММ.ГГГГ Юровская Г.В.
Юровская Г.В. является дочерью Трофимовой В.В. и Трифонов В.Н.
Наследниками первой очереди после смерти Трифоновой В.В. ДД.ММ.ГГГГ являются: супруг Трифонов В.Н., дочери Юровская Г.В., и ответчики по делу Матвеенко Н.В., Потапова Т.В.
Наследственное имущество умершей Трифоновой В.В. состоит из 1\2 доли жилого дома и 1/2 доли земельного участка по адресу: <адрес>, денежных вкладов с причитающимися процентами и компенсации по вкладам.
Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, истцы свои требования мотивировали тем, что после смерти Трифоновой В.В., Юровская Г.В. фактически приняла наследство после смерти своей матери.
Днем открытия наследства, согласно статье 1114 ГК РФ, является день смерти гражданина.
В соответствии с положениями ст. ст. 1152, 1153 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство в течение шести месяцев со дня его открытия. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
- оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство должно быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Удовлетворяя исковые требования Аржанухин А.И., Юровским В.П. об установлении факта принятия наследства, суд, оценив собранные по делу доказательства, в том числе пояснения свидетелей, пришел к выводу о том, что Юровская Г.В. приняла наследство фактически, вступив во владение наследственным имуществом, поскольку после смерти матери Трифоновой В.В. пользовалась домом, земельным участком.
Разрешая спор, суд руководствовался нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации и п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", которым разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Так, ответчиком Матвеенко Н.В. не оспаривалось, что Юровская Г.В. после смерти матери беспрепятственно приходила в дом, имела ключи от него, участвовала в похоронах, пользовалась гаражом.
Юровская Г.В. в течение срока для принятия наследства пользовался указанным выше домом, принимала меры к его сохранности, земельным участком, что подтверждается показаниями свидетелей.
В судебном заседании свидетели Аржанухина С.В., Сопляченко Н.А., Кузнецова Е.В., Матаева О.И., Викторова И.А., Канавичев Л.Н., Матвеенко В.Е. пояснили, что Юровская Г.В. пользовалась домом, огородом, гаражом, имела ключи от дома, оплачивала коммунальные платежи по поручению Трифонов В.Н., принимала участие в похоронах матери.
В судебном заседании свидетель Мазнюк К.В., пояснила, что она дочь ответчика Матвеенко Н.В., при жизни дед подарил дом своим дочерям. При жизни Юровская Г.В. в наследство не вступала после смерти матери Трифоновой В.В.
В судебном заседании свидетель Прокопенко Ю.Г., пояснила, что она дочь ответчика Потапова Т.В., при жизни дед подарил дом своим дочерям. При жизни Юровская Г.В. в наследство не вступала после смерти матери Трифоновой В.В.
Суд к показаниям данных свидетелей относится критически, являются лицами заинтересованным в исходе дела.
Юровская Г.В. взяла после смерти матери принадлежащий ей платок, ложки, фотографии, подушку, одеяло, что также подтверждается пояснениями Аржанухина С.В., Сопляченко Н.А. которые не являются в отличие от ответчиков по делу наследником первой очереди, и на наследство не претендует. О том, что Юровская Г.В. взял принадлежащие вещи Трифоновой В.В. после ее смерти, они видели лично, когда Юровская Г.В. эти вещи забирала из дома.
Установив, что спорный жилой дом был приобретен Трифонов В.Н. и Трифоновой В.В. в период брака, суд приходит к выводу о том, что этот дом являлся общей совместной собственностью указанных лиц, и на основании ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о принадлежности супругам по 1/2 доле указанного жилого дома.
В связи с чем, следует включить в состав наследственного имущества после смерти Трифоновой В.В. ? долю дома, земельного участка.
Поскольку судом установлено, что спорное недвижимое имущество являлось общей совместной собственностью супругов Трифонов В.Н. и Трифоновой В.В., а Юровская Г.В. наследство после смерти Трифоновой В.В. приняла, дед истцов Трифонов В.Н. не вправе была отчуждать спорный дом и земельный участок, т.к. не являлась их единственным собственником.
Судом также установлено, что наследство фактически приняли четверо наследников - дети умершей Трифоновой В.В. – Юровская Г.В., Матвеенко Н.В., Потапова Т.В., а также ее супруг – Трифонов В.Н., в связи с чем, им должно принадлежать по 1/8 доле в праве общей долевой собственности на спорный дом и земельный участок порядке наследования. Однако истцы просили признать за ними право лишь на 1/16 долю. Учитывая, что суд принимает решение в пределах заявленных требований, за Аржанухин А.И., Юровским В.П. суд признает право на 1/16 долю.
Таким образом, доля Трифонов В.Н. в праве собственности на спорный жилой дом и земельный участок определяется судом равной 1/2, в связи с чем, он вправе была распоряжаться только указанной долей. Учитывая указанное обстоятельство, суд признает недействительным договор дарения жилого дома и земельного участка в части оставшейся 1/2 доли в силу ст. 209 ГК РФ о праве распоряжения имуществом только собственником.
Пункт 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации содержит запрет на отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Таким образом, законодательством установлен принцип единства юридической судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения, сооружения.
В связи с чем, земельный участок и расположенное на нем строение не могут находиться в собственности разных лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Аржанухин А.И., Юровским В.П. исковых требований, исходя из того, что Юровская Г.В. фактически приняла наследство после матери Трифоновой В.В., признании недействительным договора дарения Трифонов В.Н. с одной стороны и Матвеенко Н.В., Потапова Т.В. с другой стороны в части 1\8 доли жилого дома и 1/8 доли земельного участка по адресу: <адрес>.
При указанных обстоятельствах, установив факт принятия Юровская Г.В. наследства после смерти Трифоновой В.В., как следствие суд удовлетворяет ее требования в полном объеме. В связи с чем, выданные ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа <адрес> и <адрес> свидетельства о праве на наследство по закону подлежат признанию недействительными, признать недействительным договор дарения жилого дома и земельного участка в части 1/8 доли, прекратить за Матвеенко Н.В., Потапова Т.В. по 1/16 доли за каждой на жилой дом и земельный участок, а за истцами надлежит признать право собственности по 1/16 доли за каждым на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56,198 ГПК РФ, суд
решил:
установить факт принятия наследственного имущества Юровская Г.В. после смерти её матери Трифоновой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в состав наследственного имущества после смерти Юровская Г.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1\8 долю жилого дома площадью кв.м. и 1\8 долю земельного участка площадью 623 кв.м., по адресу: <адрес>, которую она фактически приняла после смерти Трифоновой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство выданное нотариусом нотариального округа <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на имя Трифонов В.Н. после смерти Трифоновой В.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в части 1\8 доли жилого дома площадью 40,9 кв.м. и 1\8 доли земельного участка площадью 623 кв.м., по адресу: <адрес>.
Признать недействительным договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома и
земельного участка площадью 623 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> от 2016 года, заключенного между Трифонов В.Н. с одной стороны и Матвеенко Н.В., Потапова Т.В. с другой стороны, в части 1\8 доли жилого дома площадью 40,9 кв.м. и 1\8 доли земельного участка площадью 623 кв.м., по адресу: <адрес>.
Прекратить за Матвеенко Н.В., Потапова Т.В.
Васильевне по 1\16 доли за каждой на жилой дом площадью 40,9 кв.м. и по
1\16 доли за каждой на земельный участок, площадью 623 кв.м., по адресу:
<адрес>.
Признать за Аржанухин А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Юровским В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности по 1\16 доли за каждым на жилой дом площадью 40,9 кв.м. и земельный участок, площадью 623 кв.м., по адресу: <адрес> порядке наследования по закону после смерти Юровская Г.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд <адрес>.
Председательствующий: подпись
Верно
Судья Л.В. Смирнова
Секретарь .
07.12.2016г.