Дело № 2- 351 /2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2013 года
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:
Судьи Юсуповой Л.П.
С участием прокурора Шепелева А.В.
При секретаре Чернышевой Т.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление зарегистрированного кандидата на должность главы Нижнетуринского городского округа Медведев А. Н. о нарушении избирательных прав,
У С Т А Н О В И Л:
На 08 сентября 2013 года по Нижнетуринскому городскому округу Свердловской области назначены выборы главы Нижнетуринского городского округа.
Решением Нижнетуринский районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования от 26.07.2013 года № 22/123 кандидатом на должность главы Нижнетуринского городского округа зарегистрирован Медведев А. Н. ( удостоверение № 2 от 26.07.2013 года).
Зарегистрированный кандидат на должность главы Нижнетуринского городского округа Медведев А. Н. обратился в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с заявлением о нарушении избирательных прав, мотивируя тем, что 04 сентября 2013 года обратился в территориальную избирательную комиссию с заявлением о назначении внеочередного заседания комиссии с целью принятия решения о проведении ручного подсчета голосов на избирательных участках, в которых установлены комплексы для обработки избирательных бюллетеней в день голосования (КОИБы), однако получил письменный отказ в ручном пересчете голосов. Полагает такой отказ нарушающим его избирательные права на честное, открытое и объективное подведение итогов голосования. Просит признать действия избирательной комиссии незаконными и обязать ее производить ручной подсчет голосов в день голосования на избирательных участках, оборудованных системой КОИБ.
В судебное заседание заявитель Медведев А. Н. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель заявителя по доверенности Авдеев А.В. поддержал заявление относительно незаконности действий территориальной избирательной комиссии, о нарушении избирательных прав кандидата на гласное, объективное, честное, подведение итогов голосования, поскольку программное обеспечение может иметь сбой, может иметь несанкционированный доступ, что может повлиять на итоги голосования, полагает, что действующим законодательством не запрещен подсчет голосов вручную.
Заинтересованное лицо Нижнетуринская районная территориальная избирательная комиссия с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования в лице председателя комиссии Григорьевой Ю.А., заявление Медведев А. Н. не признала, пояснив, что решение Центральной избирательной комиссии о контрольном ( ручном) подсчете голосов на выборах главы Нижнетуринского городского округа не принималось. В полномочия территориальной избирательной комиссии принятие такого решения не входит. Подсчет голосов с помощью КОИБ организован в соответствии с Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.07.2011 № 19/204-6.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего заявление кандидата Медведев А. Н. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявитель имеет право на подачу настоящего заявления, поскольку является зарегистрированным кандидатом на должность главы Нижнетуринского городского округа.
Согласно п.9 ст. 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальная избирательная комиссия осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования.
Гласность в деятельности избирательной комиссии закреплена в ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В частности на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
Применение комплексов для обработки избирательных бюллетеней ( КОИБ) предусмотрено п.32 ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Согласно вышеприведенной нормы закона участковые комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации используют при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на всех выборах и (или) референдумах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 24 настоящей статьи. Законом, а в случае его отсутствия решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием избирательных участков, участков референдума (но не менее чем на трех избирательных участках, участках референдума), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов избирателей, участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов). При этом жеребьевка проводится вышестоящей комиссией в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. При совмещении дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от уровня проводимых выборов, референдума.
Пунктом п.17 ст. 82 Избирательного кодекса Свердловской области от 29.04.2003 года (в ред. от 24.05.2013 года) закреплено, что в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, при проведении выборов вместо голосования с использованием избирательных бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решение о проведении электронного голосования принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Избирательной комиссией Свердловской области. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования на избирательном участке, форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими избирательными комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов с учетом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Установлено, что 06.03.2013 года Центральной избирательной комиссией Российской Федерации принято постановление № 165/1212-6 «О порядке использования при голосовании на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдумах технических средств подсчета голосов- комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования». Пунктом 2 этого постановления поручено избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации принимать решения об использовании КОИБ при голосовании на выборах, проводимых на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ним Избирательной комиссией Свердловской области принято постановление № 19/136 от 27.06.2013 г. «Об использовании технических средств подсчета голосов- комплексов обработки избирательных бюллетеней на территории Свердловской области в единый день голосования 08 сентября 2013 года». Этим постановлением определен перечень избирательных участков, на которых будут использоваться КОИБ-10 на выборах в органы местного самоуправления в единый день голосования 08.09.2013 года. Нижнетуринской избирательной комиссии поручено организовать работу по использованию КОИБ-10 в соответствии с Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.07.2011 года № 10/204-6.
Установлено, что на выборах главы Нижнетуринского городского округа КОИБ будут применены на 10 избирательных участках из 19 ( Приложение № 2 к постановлению Избирательной комиссии Свердловской области от 27.06.2013 № 19/136).
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в пунктах 10 и 11 статьи 61 определяет, что в помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.
Порядок применения комплексов обработки избирательных бюллетеней предусмотрен Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.07.2011 года № 10/204-6 ( далее Инструкция).
Согласно п.7 вышеназванной Инструкции жалобы избирателей могут быть признаны обоснованными, если они указывают, в частности, на следующие имевшие место обстоятельства:
не была проведена или проведена не полностью процедура тестирования КОИБ-2010 в день голосования;
лицам, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, было отказано в возможности наблюдения за процедурой тестирования КОИБ-2010;
в ходе голосования и при подготовке протокола об итогах голосования происходили неоднократные отказы КОИБ-2010;
сумма показаний счетчиков опущенных бюллетеней на информационных табло всех КОИБ-2010 отличается от количества выданных бюллетеней по всем уровням выборов в большую сторону;
нет возможности распечатать протокол из-за отказа принтера;
отказ всех сканирующих устройств на участке;
отключение электропитания на участке не восстановлено до подведения итогов голосования;
КОИБ-2010 не был опечатан, либо печати повреждены;
КОИБ-2010 не был переведен из режима тестирования в режим голосования "Стационарный" либо из режима голосования "Стационарный" в режим голосования "Переносной";
данные, содержащиеся в распечатке результатов голосования, не соответствуют данным, содержащимся в распечатке протокола об итогах голосования;
другие жалобы (заявления), если участковая комиссия признает их обоснованными для проведения ручного подсчета голосов.
На основании вышеприведенных норм закона доводы заявителя об отсутствии гласного и открытого, нечестного и необъективного подсчета голосов при помощи КОИБ являются предположительными и не нарушают прав заявителя, поскольку само голосование и подсчет голосов еще не состоялись, конкретные нарушения, влекущие согласно Инструкции возможность контрольного подсчета голосов (вручную) отсутствуют, каких-либо убедительных доказательств в подтверждение своих доводов заявителем суду не представлено.
Представленные территориальной избирательной комиссией сертификаты и паспорта на 10 устройств КОИБ-2010 свидетельствуют о том, что все приборы прошли плановую поверку перед выборами. Из техпаспортов на устройства КОИБ следует, что на сканирующих устройствах КОИБ установлено встроенное прикладное программное обеспечение, сертифицированное во ФСТЭК России на отсутствие недекларированных возможностей, в связи с чем доводы заявителя о возможном несанкционированном доступе к программному обеспечению и установлению дополнительных функций ( программ), могущих повлиять на подсчет голосов, являются также предположительными.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявление Медведев А. Н. не может быть удовлетворено, поскольку заявителем не доказано действительное нарушение своих избирательных прав, отказ Нижнетуринской районной территориальной избирательной комиссии в ручном подсчете ( пересчете) голосов избирателей произведен в соответствии с нормами действующего законодательства законно, обснованно, в полномочия Нижнетуринской районной территориальной избирательной комиссии не входит принятие решения о проведении ручного подсчета голосов избирателей и оснований для проведения внеочередного заседания комиссии не имелось.
Руководствуясь ст. ст. 2601, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.09.2013 ░░░░ ░ 17 ░░░░░ 30 ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.