2-1494/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием помощника прокурора <адрес> Республики Башкортостан ФИО6,
истца ФИО2,
представителя ответчика администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО2 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан (далее по тексту – администрации МР <адрес> РБ) об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, указывая в обоснование, что прокуратурой района по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в которой установлены нарушения требований закона, связанные с непредоставлением жилья последнему. Мать ФИО2 – ФИО4 решением Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец – ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно справке Иглинского межрайонного филиала ГУП «БТИ» ФИО2 на территории <адрес> собственником жилой недвижимости не является. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах ФИО2 на недвижимое имущество отсутствует. Таким образом, ФИО2, являясь лицом из числа детей-сирот, имеющим право на получение жилья, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением. С учетом изложенного прокурор просит обязать администрацию МР <адрес> РБ предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В ходе судебного заседания помощник прокурора <адрес> РБ ФИО6 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Истец ФИО2 в ходе судебного заседания исковые требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МР <адрес> РБ ФИО1 не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц Правительства РБ, Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Госстрой РБ, отдел опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, в письменном отзыве представитель третьего лица Госстрой РБ с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Комитета.
Выслушав объяснения помощника прокурора ФИО6, истца ФИО2, представителя ответчика администрации МР <адрес> РБ ФИО1, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Как следует из материалов дела, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Мать ФИО2 – ФИО4 лишена родительских прав на основании решения Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления главы администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 воспитывался в приемной семье ФИО7
Постановлением главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включен в Единый список граждан, нуждающихся в обеспечении жилой площадью.
Данные о том, что ФИО2 имеет на праве собственности жилое помещение или же приобрел право пользования жилым помещением, отсутствуют. Также не представлено сведений о том, что на момент несовершеннолетия за ФИО2 имелось закрепленное жилое помещение.
Таким образом, ФИО2, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 1440-р от ДД.ММ.ГГГГ, распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в 2013 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 179568300 руб., из них на <адрес> РБ выделено 2257200 тыс. руб.
Вместе с тем, ФИО2, не имея закрепленного жилья, до настоящего времени жильем не обеспечен.
В соответствии с требованиями п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение гражданам указанной категории должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора, связанных с предоставлением ФИО2, жилого помещения на условиях специализированного найма, подлежат удовлетворению.
При этом суд считает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Руководствуясь ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить ФИО2 в черте муниципального района <адрес> Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р.Сафина