УИД 63RS0№-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2021 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при секретаре судебного заседания Зацепиловой А.С.,
административного истца Лашкова И.В.,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес>Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1970/2021 по административному исковому заявлению Лашкова И. В. к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес>Е.К., УФССП России по <адрес> о признании постановлений о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Лашков И. В. обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с указанным административным исковым заявлением, которое мотивировал тем, что <дата> судебным приставом-исполнителемМОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес>Е.К. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 рублей в связи с неисполнением в предусмотренный срок требований по исполнительному производству №-ИП от <дата>.
Административный истец полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем вынесено незаконно, поскольку требования исполнены добровольно в течение предусмотренного законом пятидневного срока после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, исчисляемого с <дата> - дата получения постановления о назначении штрафа и входа на портал «Госуслуги» для его оплаты и ознакомления с постановлением судебного пристава-исполнителя.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных требований, административный истец просит суд:
1. Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя от <дата> № о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 рублей в пользу МОСП по ИПН по <адрес> и постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
2. Обязать МОСП по ИПН по <адрес> возвратит списанные по исполнительному производству №-ИП от <дата> денежные средства в размере 1000 рублей.
Административный истецв судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес>Е.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства прочитано административным истцом в личном кабинете ЕПГУ <дата>.
Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав в судебном заседании стороны, изучив административное исковое заявление,исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Условия и порядок принудительного исполнения определен Федеральным законом от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве»), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно частям 1, 11 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела и материалов исполнительного производства установлено, что на исполненииМежрайонного отделения судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> находилось исполнительное производство №-ИП, возбужденное <дата> на основании исполнительного документа - исполнительный лист серии ФС № от <дата>, выданный Красноглинским районным судом <адрес> по делу №а-2212/2020 от <дата>, предмет исполнения: произвести взыскание налога, пени, штрафа за счет имущества в размере 3090,94 руб., должник Лашков И.В.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения указанных требований.
Частью 1 статьи 12, статьей 13 Федерального закона от <дата> №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Порядок извещения и вызовов в исполнительном производстве регулируется статьей 24 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Из пункта 1 статьи 24 Закона «Об исполнительном производстве» следует, что лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение.
Пунктом 3 статьи 24 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных письмом ФССП России от <дата> №, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе. В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом(часть 12 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (пункт 13 части 1 статьи 64 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Закона «Обисполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3).
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом - исполнителем для его добровольного исполнения, документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из материалов исполнительного производства судом установлено, что судебным приставом-исполнителем постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП направлено в адрес должника <дата> в соответствии с указанными положениями закона через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг, прочитано <дата>, что подтверждается сведениями АИС ФССП России, полученными из ЕПГУ, соответственно пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа подлежал исчислению с <дата>.
Однако денежные средства оплачены должником <дата>, поступили от должника <дата>, т.е. с нарушением предусмотренного законом и постановлением судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Доводы административного истца о первоначальном входе на Единый портал государственных и муниципальных услуг <дата> и ознакомления с постановлением о возбуждении исполнительного производства в указанную дату относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены, опровергаются представленными по делу доказательствами.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление от <дата> о взыскании исполнительского сбора и постановление от <дата> о возбуждении исполнительного производства №-ИП являются законными, обоснованными и отмене не подлежат, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАСРФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Лашкова И. В. к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес>Е.К., УФССП России по <адрес> о признании постановлений о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора незаконными оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.
Судья: В.А. Зинкин