Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1974/2019 ~ М-1755/2019 от 30.04.2019

Дело N 2а-1974/2019
УИД 13RS0023-01-2019-002159-80

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июля 2019 года город Саранск

Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре судебного заседания Мариной А.С.

с участием в деле:

административного истца Горбунова А.В., его представителя адвоката Мусатовой З.Н., действующей на основании ордера №6 от 17 июня 2019 г.,

административного ответчика администрации городского округа Саранск, в лице представителя Лисиной К.С., доверенность от 12 февраля 2019 г.,

заинтересованных лиц – Горбуновой М.А., Министерства спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбунова А. В. к администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на указанном учёте

установил:

Горбунов А.В. обратился в Ленинский районный суд города Саранска с административным иском, в котором просил признать незаконным постановление администрации городского округа Саранск от 1 апреля 2019 г. № 617 о снятии истца с составом семьи их четырёх человек с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Горбунов А.В. просил суд возложить на администрацию городского округа Саранск обязанность восстановить его, супругу Горбунову М.А. (заинтересованное лицо по делу), а также двух детей ДД.ММ.ГГГГ на указанном виде учета с сохранением первоначальной даты постановки на учет.

В обоснование поданного в суд иска Горбунов А.В. ссылался на то обстоятельство, что с ноября 2013 года состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях с помощью мер государственной поддержки по категории «молодая семья», однако постановлением администрации городского округа Саранск от 1 апреля 2019 г. № 617 он с составом семьи из четырех человек снят с учета с указанием на получение бюджетных средств (социальной выплаты) (пункт 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По мнению истца, оспариваемое постановление административного ответчика принято с нарушением установленного законодательством порядка, поскольку семья истца безвозмездную субсидию на приобретение жилья не получала и право на улучшение жилищных условий с использованием различных мер государственной поддержки в гарантированном государством размере не реализовала.

В судебное заседание истец Горбунов А.В., заинтересованное лицо Горбунова М.А., представитель заинтересованного лица Министерства спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия, будучи извещенными о времени и месте его проведения, не явились, представили заявления о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие. Неявка указанных лиц в соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела

Представитель истца адвокат Мусатова З.Н. в судебном заседании административный иск поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Лисина К.С. требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, приведённым в письменных возражениях на иск от 16.07.2019.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Право гражданина на обращение в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, предусмотрено частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 названного Кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с положениями части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Указанный срок обращения в суд с данным административным иском Горбуновым А.В. соблюден.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными

публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно материалам учётного дела, содержащим справку Саранского информационного центра, Горбунов А.В. с семьей: женой Горбуновой М.А., сыном –ФИО1, и дочерью –ФИО2 в настоящее время проживает и зарегистрирован по адресу:<адрес>, в квартире общей площадью 35,1 кв.м.

Как установлено судом и следует из материалов учётного дела 21 октября 2013 г. Горбунов А.В. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его семьи, состоящей из трех человек на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.

Постановлением администрации городского округа Саранск от 6 ноября 2013 г. № 2941 Горбунов А.В. с составом семьи из трех человек поставлен на учет на улучшение жилищных условий.

17 марта 2014 г. Горбунов А.В. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением, в котором просил включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодую семью в составе: супруг Горбунов А.В., супруга Горбунова М.А., ребенокФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации городского округа Саранск от 21 марта 2014 г. № 773 семья Горбунова А.В. признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

23 октября 2017 г. Горбунов А.В. обратился к Главе администрации городского округа Саранск с просьбой включить его дочьФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в состав семьи на улучшение жилищных условий.

Постановлением администрации городского округа Саранск от 13 ноября 2017 г. № 2573 семья Горбунова А.В., состоящая из трех человек, снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения (пункт 2 части первой статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отказано Горбунову А.В. в просьбе в принятии на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) дочери –ФИО2, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; обеспечены суммарной общей площадью жилых помещений на одного члена

семьи более учетной нормы - 12,5 кв.м (часть вторая статьи 51, пункт 2 части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании решения Ленинского районного суда города Саранска от 11 мая 2018 г., вступившего в законную силу 16 августа 2018 г., постановлением администрации городского округа Саранск от 7 сентября 2018 г. № 2077 семья Горбунова А.В. из трех человек была восстановлена в списках очередности нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) с 6 ноября 2013 г., а дочь ФИО2 принята на указанный учёт.

Постановлением администрации городского округа Саранск от 1 апреля 2019 г. № 617 Горбунов А.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) с составом семьи четыре человека, так как получены бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации; письмо Министерства спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия от 12.03.2019 исх. № 154). Очередь № 8224а/3516а (категория: молодая семья).

Согласно информации, представленной по запросу суда Министерством спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия, Горбунов А.В. и Горбунова М.А. на основании договора купли-продажи от 29 ноября 2016 г. приобрели в общую совместную собственность квартиру общей площадью 35,1 кв.м по цене 1620000 руб., находящуюся по адресу: <адрес>.

Квартира приобретена за счет собственных средств в размере 324000 руб. и средств ипотечного кредита, взятого в банке (договор от 29 ноября 2016 г.) в размере 1296000 руб.

Согласно заявлению Горбунова А.В. о предоставлении социальной выплаты на частичное погашение ипотечного кредита в связи с рождением ребенка от ДД.ММ.ГГГГ Госкомитетом Республики Мордовия по делам молодёжи с ним заключен договор о предоставлении социальных выплат гражданину на частичное или полное погашение кредита (займа) в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей от 17 ноября 2017 г.

Горбунову А.В. в соответствии со статьёй 9-4 Закона Республики Мордовия от 01.07.2005 N 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" (далее также Закон N 57-З) и Положением о порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия социальных выплат гражданам на частичное и (или) полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) либо ипотечного кредита (ипотечного займа), полученного в целях его рефинансирования (перекредитования), в случае рождения (усыновления)

ребенка и последующих детей, а также на имеющихся детей, утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 05.11.2008 N 504, назначена социальная выплата на частичное погашение ипотечного кредита в размере 10% от остатка ссудной задолженности (1290752,64 руб.) в связи с рождением второго ребенка, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 129075 рублей.

Социальная выплата в назначенном размере перечислена Госкомитетом Республики Мордовия по делам молодёжи 15 декабря 2017 г. на лицевой счет Горбунова А.В., открытый в соответствующем банке.

Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Положениями статьи 9-1 Закона Республики Мордовия "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия", направленного на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, предусмотрено предоставление физическим лицам следующих мер государственной поддержки в форме социальных выплат:

1) на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве;

2) на возмещение части процентной ставки по ипотечным кредитам (ипотечным займам), полученным гражданами на приобретение или строительство жилья в российских кредитных организациях (у юридических лиц);

3) на частичное и (или) полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) либо ипотечного кредита (ипотечного займа), полученного в целях его рефинансирования (перекредитования), в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей, а также на имеющихся детей;

4) на уплату части ежемесячного платежа по кредитам (займам), полученным гражданами в российских кредитных организациях (у юридических лиц), находящихся на территории Республики Мордовия, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов (займов) на строительство либо приобретение на территории Республики Мордовия жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Частью 2 статьи 9-1 Закона N 57-З предусмотрено, что право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, предоставляется гражданам один раз (за исключением социальных выплат, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляемых на погашение одного ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) либо на погашение ипотечного кредита (ипотечного займа), полученного в целях его рефинансирования (перекредитования), а также социальных выплат, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, при рождении у многодетных семей шестого ребенка и последующих детей).

Положения части 2 статьи 9-1 Закона N 57-З об однократном предоставлении мер государственной поддержки для удовлетворения потребностей граждан в жилище основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного предоставления гражданам жилищных гарантий, установленных пунктом 1 данной статьи. Эти положения не ограничивают каким-либо образом права граждан, на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, исключает получение иных мер государственной поддержки лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в частности, в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Истец, обладая соответствующими жилищными гарантиями, выбрал иной способ реализации права на жилище и улучшения своих жилищных условий - получив социальную выплату на частичное погашение ипотечного кредита в размере 10% от остатка ссудной задолженности, Горбунов А.В.

воспользовался правом на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки.

При этом, исходя из смысла приведенных норм, право выбора оснований, по которым законом предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия, принадлежит самим гражданам и они свободны в выборе способа реализации своих жилищных прав. Гражданин вправе избрать для себя один из возможных способов улучшения жилищных условий.

Доводы представителя административного истца о незаконности принятого в отношении Горбунова А.В. решения со ссылкой на исключение, установленное частью 2 статьи 9-1 Закона N 57-З, судом отклонены как основанные на ошибочном толковании норм права.

Согласно Постановлению Правительства Республики Мордовия от 05.11.2008 N 504 "О предоставлении социальных выплат заемщикам ипотечных жилищных кредитов (ипотечных займов)", утвердившим Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия социальных выплат гражданам на частичное и (или) полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) либо ипотечного кредита (ипотечного займа), полученного в целях его рефинансирования (перекредитования), в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей, а также на имеющихся детей (далее также Положение), правом на получение указанной социальной выплаты обладают следующие категории заемщиков, установленные статьей 9-4 Закона N 57-З:

1) работники бюджетной сферы;

2) многодетные семьи;

3) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;

4) работники организаций;

5) молодые семьи и молодые специалисты, получившие меры социальной поддержки в соответствии с федеральными целевыми программами "Социальное развитие села до 2013 года", "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы;

6) молодые семьи - участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральных целевых программ "Жилище" на 2002 - 2010 годы, "Жилище" на 2011 - 2015 годы, "Жилище" на 2015 - 2020 годы и участники основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Правом на получение социальной выплаты обладают семьи, у которых первый и (или) последующий ребенок (дети) рожден (усыновлен) после заключения договора о предоставлении кредита (займа) на строительство или приобретение жилья либо после заключения договора о предоставлении

кредита (займа) на рефинансирование (перекредитование) ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа).

Все претенденты из числа перечисленных категорий граждан, должны быть признаны в соответствии с Законом N 57-З нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) на дату заключения договора о приобретении жилья (получения разрешения на строительство жилья) или на дату обращения за социальной выплатой, постоянно проживать на территории Республики Мордовия, работать у работодателя, зарегистрированного и (или) состоящего на учете в налоговых органах на территории Республики Мордовия.

Социальные выплаты в случае рождения (усыновления) ребенка (детей) после заключения договора о предоставлении кредита (займа) на строительство или приобретение жилья либо после заключения договора о предоставлении кредита (займа) на рефинансирование (перекредитование) ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) предоставляются заемщикам на следующих условиях:

при рождении (усыновлении) в семье, не имеющей детей, первого ребенка общая сумма остатка кредита (займа) погашается на 10 процентов;

при рождении (усыновлении) второго ребенка общая сумма остатка кредита (займа) погашается на 10 процентов;

при рождении (усыновлении) третьего ребенка общая сумма остатка кредита (займа) погашается на 30 процентов;

при рождении (усыновлении) четвертого ребенка или последующих детей общая сумма остатка кредита (займа) погашается полностью.

Исходя из буквального толкования части 2 статьи 9-1 Закона N 57-З, приведенных выше норм Положения, возможность неоднократного предоставления социальной выплаты на частичное и (или) полное погашение ипотечного жилищного кредита, связана исключительно с рождением (усыновлением) ребенка и последующих детей, ввиду чего, однократность предоставления гражданам мер государственной поддержки, направленных на улучшение их жилищных условий, свидетельствует о правомерности принятого административным ответчиком решения о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи.

Так как информация, явившаяся основанием для снятия 1 апреля 2019 года истца с учёта, была доведена до администрации городского округа Саранск письмом Министерства спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия от 12 марта 2019 года, положения части 2 статьи 56 Жилищного кодекса о сроке принятия решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающимся в жилых помещениях, ответчиком были соблюдены.

Поскольку правовые основания для признания незаконным оспариваемого акта администрации городского округа Саранск отсутствуют, изложенное, в силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Горбунова А. В. о признании незаконным постановления администрации городского округа Саранск от 1 апреля 2019 года № 617 о снятии Горбунова А. В. с составом семьи их четырёх человек с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), возложении обязанности восстановить на указанном учёте отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2019 года.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати

2а-1974/2019 ~ М-1755/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горбунов Алексей Владимирович
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Другие
Горбунова Мария Александровна
Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия
Мусатова Зульфия Наилевна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
30.04.2019Регистрация административного искового заявления
30.04.2019Передача материалов судье
06.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2019Подготовка дела (собеседование)
17.06.2019Рассмотрение дела начато с начала
17.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2019Судебное заседание
16.07.2019Судебное заседание
19.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2019Дело оформлено
30.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее