<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2016 г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Гороховик О. В.,
при секретаре Ходыкиной Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Портновой Н.Н. о признании незаконным отказа Министерства строительства <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Портнова Н. Н. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, обязании устранить допущенное нарушение права, указав, что она является собственником <адрес> многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Строительство жилого дома велось на основании разрешения на строительство № RU <данные изъяты> выданного главой г.о. Самара Департаменту строительства и архитектуры г. о. Самары, постановления Главы г. о. Самары № от 24.12.2003 г. об утверждении акта о выборе земельного участка, договора о передаче части функций заказчика ООО «Нива-Строй». Департамент градостроительства г. о. Самары обратился с заявлением в Министерство строительства Самарской области о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, однако уведомлением от 08.11.16 отказано в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. Основанием для отказа послужило не предоставление документов, перечень которых определен частями 3,4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Она является собственником квартиры в указанном жилом доме, считает данный отказ не законным и нарушающим ее права, поскольку препятствует присвоению объекту статуса завершенного строительством объекта и возможности пользования квартирой. В настоящее время строительство жилого дома фактически завершено, техническими заключениями подтверждается техническое состояние строительных конструкций и соответствие построенного объекта строительных норм, санитарно- эпидемиологическим и пожарным требованиям.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просила признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (№ 2 по генплану), расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской и обязать Министерство строительства Самарской области вновь рассмотреть по существу заявление Департамента градостроительства г. о. Самара о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (№ 2 по генплану), расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской.
В судебном заседании представитель административного истца К. действующий на основании доверенности, поддержал требования по приведенным выше основаниям, при этом пояснила, что фактически заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по существу было рассмотрено формально, уполномоченный орган имел возможность запросить ряд документов самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, в связи с этим, считает, что оспариваемое решение является незаконным, просит обязать уполномоченный в настоящее время орган по рассмотрению данных вопросов – Министерство строительства Самарской области рассмотреть по существо данное заявление.
Представитель административного ответчика Министерства строительства Самарской области разрешение требований административного истца оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства Самарской области в судебном заседании разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо ООО «Нива-Строй» в судебное заседание не явилось, извещалось надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ.
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 31 декабря 2014 года) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п.6 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
На основании ч.2 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником <адрес>, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Строительство жилого дома осуществлялось на основании разрешения на строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (№ по генплану), расположенного по адресу: <адрес>, в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской.
На заявление Департамента градостроительства г. о. Самара о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (№ 2 по генплану), расположенного по адресу: <адрес>, в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской, было получено решение об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. При этом основанием для отказа является часть 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ непредставление документов, указанных в частях 3, 4 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Судом установлено, что спорные документы заявитель не имел возможности самостоятельно получить и представить вместе с заявлением на ввод в эксплуатацию указанного выше жилого дома. Ряд указанных документов надлежало истребовать уполномоченному лицу в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем, данные действия выполнены не были, все необходимые для рассмотрения заявления заявителем документы, истребованы уполномоченным лицом не были.
Данные обстоятельства подтверждаются отсутствием соответствующих документов, подтверждающих факт оказания содействия уполномоченными лицами в истребовании недостающих для разрешения спорного вопроса документов, а также пояснениями участников процесса.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что уполномоченное на разрешение спорного вопроса лицо не предприняло каких – либо действий, направленных на истребование необходимых для принятия правильного решения документов, суд считает, что оспариваемый отказ главы г.о. Самара является незаконным, в связи с чем, требования административного истца в данной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства Самарской области № 539 от 19.09.2016г. полномочия по рассмотрению спорного вопроса были возложены на Министерство строительства Самарской области.
Поскольку заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию надлежащим образом рассмотрено не было, было отказано в выдаче указанного разрешения без надлежащего истребования и рассмотрения всех необходимых документов, суд считает, что требования административного истца об возложении обязанности на Министерство строительства Самарской области рассмотреть по существу заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (№ 2 по генплану), расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской.
Обязать Министерство строительства Самарской области рассмотреть повторно по существу заявление Департамента градостроительства г. о. Самары о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (№ 2 по генплану), расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Буянова, Маяковского, Ульяновской, Никитинской.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 01.12.2016 г.
Судья Гороховик О. В.