Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-40/2015 (2-5311/2014;) от 06.08.2014

Дело №2-40/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе

председательствующего судьи Фофонова А.С.,

при секретаре                        Пальчиковой Т.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Новиковой ФИО7, Кудинова ФИО8 о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет,

                                                      у с т а н о в и л:

Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. обратились в суд с заявленными требованиями о признании незаконным решения органа государственной власти, должностного лица как собственники недвижимого имущества в порядке гл. 25 ГПК РФ, мотивируя тем, что ДИЗО Воронежской области не имел права отказать им в предоставлении в аренду земельного участка, так как при обращении были предоставлены все необходимые документы. Заявители просили признать решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе им в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, обязать предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет.

Заявители Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

       Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

       Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Гоголи К.К. не возражала против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся заявителей, просила отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности, заинтересованным лицом представлены письменные возражения.

        Кроме того, Гоголи К.К. представила суду доказательства того, что право собственности на объект недвижимости – торговый павильон (магазин) расположенный по адресу <адрес> под участок которого заявители просят им выделить земельный участок у прежнего собственника ФИО5 отменено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

       Суд считает возможным в силу норм ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных заявителей, не просивших об отложении рассмотрения дела и не представивших доказательства не возможности явки в судебное заседание.

      Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц решения действия(бездействия) органов и должностных лиц могут быть признаны незаконными.

Как следует из материалов дела, Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта к договору (л.д. 33-34) являются собственниками общей долевой собственности по ? доли на отдельно стоящее здание расположенное по адресу: <адрес>, площадью 160,2 кв.м., инвентарный номер 691, лит. А.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются свидетельствами о регистрации права.

В целях формирования и приобретения в порядке ст. 36 ЗК РФ права аренды земельного участка кадастровый номер , площадью 200 кв. м., расположенного по адресу <адрес>, на котором находится указанное выше здание, Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д.    обратились в ДИЗО <адрес>.

Письмом №52-17-1246з от 10.02.2014 г. ДИЗО ВО отказал в предоставлении в аренду указанного земельного участка. Основанием к отказу послужило Департаменту то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Р1 – озелененные территории общего пользования и для данной зоны магазин первой необходимости в соответствии со ст. 20 «Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж», относится к запрещенному виду использованию.

В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из п. 5 ст. 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В соответствие со ст. 29 вышеуказанного Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 03.05.2008г. №25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» и с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N 365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничены.

Следовательно, департамент уполномочен на распоряжение спорной землей, в том числе путем принятия решения о предоставлении ее в аренду, так как испрашиваемый земельный участок относится к такой категории, что самими заявителями не оспаривалось и подтверждается самим фактом обращения в департамент.

Отказывая в предоставлении в аренду данного земельного участка, департамент сослался на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Р1    -    «озелененные территории общего пользования», для которой вид разрешенного землепользования спорного земельного участка «магазин товаров первой необходимости» относится к запрещенному виду использования.

В ЗК РФ в числе основных принципов земельного законодательства закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , а также из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов.

Согласно п. 2 ст. 7 Кодекса земли, указанные в п. 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Пунктом 1 ст. 85 Кодекса предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В п. 2 той же статьи Кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

По смыслу приведенных норм с учетом положений ст. 30 ГрК РФ, зонирование земель населенных пунктов производится градостроительной документацией.

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. № 384-П утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, представляющие собой документ градостроительного зонирования, устанавливающий территориальные зоны и градостроительные регламенты.

Правила вводят в городском округе город Воронеж систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента.

Согласно ст. 15 Правил, зона зеленых насаждений общего пользования - Р 1 (в которую входит спорный земельный участок), относится к зонам рекреационного назначения.

Озелененные территории общего пользования, отнесенные к муниципальной собственности, не подлежат приватизации. Изъятие озелененной территории или ее части из состава объектов озелененных территорий не допускается.

Правилами установлены параметры использования территории (% от общей площади): зеленые насаждения - 65 - 75; аллеи, дороги - 10 - 15; площадки - 8 - 12; некапитальные вспомогательные строения, сооружения - 5 - 7.

В данной зоне разрешается новое зеленое строительство, реконструкция существующего озеленения, благоустройство территории, реконструкция существующих инженерных сетей, пешеходных дорог, зданий и сооружений, а также ограниченное новое строительство объектов, необходимых для содержания и деятельности хозяйствующих субъектов, не противоречащие заданному функциональному назначению территории - рекреационному и оздоровительному.

При этом, согласно п. 5.1 ст. 20 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, такой вид разрешенного использования как - магазины товаров первой необходимости является запрещенным видом использования для зоны Р1.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что в процессе рассмотрения обращения заявителей о предоставлении в аренду земельного участка департаментом в адрес Управления главного архитектора городского округа был направлен запрос плана границ спорного земельного участка.

Согласно ответу Управления от ДД.ММ.ГГГГ , использование земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , с разрешенным использованием: здание магазина товаров первой необходимости, градостроительно не обосновано и противоречит действующему законодательству.

В силу положений Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, изъятие озелененной территории или ее части из состава объектов озелененных территорий не допускается.

Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером с разрешенным использованием: <адрес>». Данный сквер Постановлением Администрации города Воронежа от 01.04.2003г. № 669 "О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа" включен в перечень зеленых зон общего пользования на территории г. Воронежа.

В силу положений данного Постановления, является недопустимым размещение на территории парков, садов, скверов, бульваров каких-либо объектов, нарушающих режим их нормального функционирования. Также установлен запрет на:

    осуществление проезда и стоянки транспортных средств и иной техники, кроме техники, используемой для эксплуатации данных территорий и ухода за зелеными насаждениями;

                 - размещение различных грузов, в том числе строительных материалов;

    строительство объектов капитального строительства в границах зеленых зон общего пользования, за исключением случаев, если строительство объектов капитального строительства не противоречит градостроительным регламентам территориальной зоны, действующим техническим регламентам и нормативам градостроительного проектирования.

    Согласно ч. 1 ст. 6 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до введения в действие данных Правил или до внесения изменений в настоящие Правила, и расположенные на территориях, для которых установлены градостроительные регламенты и на которые действие этих градостроительных регламентов распространяется, являются не соответствующими градостроительным регламентам в случае, когда:

    -    существующие виды использования земельных участков, объектов капитального строительства не соответствует видам разрешенного использования, указанным как разрешенные для соответствующей территориальной зоны.

    Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования отнесено к полномочиям главы местной администрации.

Таким образом, департамент не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования спорного участка, по приведению его в соответствие с видами использованиями установленными Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж для территориальной зоны Р1.

Однако, принимая во внимание, что существующий вид разрешенного использования спорного участка - здание магазина товаров первой необходимости, не соответствует видам разрешенного использования, перечисленным в Правилах для территориальной зоны Р1, у департамента отсутствовали правовые основания для предоставления в аренду заявителям спорного земельного участка под размещение здания магазина товаров первой необходимости.

В этой связи оспариваемый отказ в предоставлении в аренду земли от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей.

Кроме того, право собственности на отдельно стоящее здание (магазин), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 160,2 кв.м., инвентарный номер 691, лит. А., которое принадлежит заявителям, изначально возникло у прежнего собственника ФИО5 на основании решения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Определением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) установлено правопреемство в отношении Новиковой Л.Н. и Кудинова А.Д. в отношении рассматриваемых правоотношений.

Однако, вступившим в законную силу апелляционным определением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенное решение отменено, и принято новое решение об отказе в заявленных требованиях прежнему собственнику в праве собственности на здание павильона (магазина), собственниками которого являются заявители.

Таким образом, права Новиковой Л.Н. и Кудинова А.Д. как на объект недвижимости так и на земельный участок под магазином (павильоном) являются производными от прав предыдущего собственника.

А поскольку постройка признана самовольной в силу ст. 222 ГК РФ, то и последующие действия с объектом не должны порождать правовых оснований для его владельцев в отношении сформированного земельного участка под ним.

Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 67, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявленные требования Новиковой ФИО9, Кудинова ФИО10 о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

        Председательствующий:                                           А.С. Фофонов

Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело №2-40/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе

председательствующего судьи Фофонова А.С.,

при секретаре                        Пальчиковой Т.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Новиковой ФИО7, Кудинова ФИО8 о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет,

                                                      у с т а н о в и л:

Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. обратились в суд с заявленными требованиями о признании незаконным решения органа государственной власти, должностного лица как собственники недвижимого имущества в порядке гл. 25 ГПК РФ, мотивируя тем, что ДИЗО Воронежской области не имел права отказать им в предоставлении в аренду земельного участка, так как при обращении были предоставлены все необходимые документы. Заявители просили признать решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе им в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, обязать предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет.

Заявители Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

       Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

       Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Гоголи К.К. не возражала против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся заявителей, просила отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности, заинтересованным лицом представлены письменные возражения.

        Кроме того, Гоголи К.К. представила суду доказательства того, что право собственности на объект недвижимости – торговый павильон (магазин) расположенный по адресу <адрес> под участок которого заявители просят им выделить земельный участок у прежнего собственника ФИО5 отменено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

       Суд считает возможным в силу норм ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных заявителей, не просивших об отложении рассмотрения дела и не представивших доказательства не возможности явки в судебное заседание.

      Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц решения действия(бездействия) органов и должностных лиц могут быть признаны незаконными.

Как следует из материалов дела, Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта к договору (л.д. 33-34) являются собственниками общей долевой собственности по ? доли на отдельно стоящее здание расположенное по адресу: <адрес>, площадью 160,2 кв.м., инвентарный номер 691, лит. А.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются свидетельствами о регистрации права.

В целях формирования и приобретения в порядке ст. 36 ЗК РФ права аренды земельного участка кадастровый номер , площадью 200 кв. м., расположенного по адресу <адрес>, на котором находится указанное выше здание, Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д.    обратились в ДИЗО <адрес>.

Письмом №52-17-1246з от 10.02.2014 г. ДИЗО ВО отказал в предоставлении в аренду указанного земельного участка. Основанием к отказу послужило Департаменту то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Р1 – озелененные территории общего пользования и для данной зоны магазин первой необходимости в соответствии со ст. 20 «Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж», относится к запрещенному виду использованию.

В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из п. 5 ст. 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В соответствие со ст. 29 вышеуказанного Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 03.05.2008г. №25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» и с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N 365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничены.

Следовательно, департамент уполномочен на распоряжение спорной землей, в том числе путем принятия решения о предоставлении ее в аренду, так как испрашиваемый земельный участок относится к такой категории, что самими заявителями не оспаривалось и подтверждается самим фактом обращения в департамент.

Отказывая в предоставлении в аренду данного земельного участка, департамент сослался на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Р1    -    «озелененные территории общего пользования», для которой вид разрешенного землепользования спорного земельного участка «магазин товаров первой необходимости» относится к запрещенному виду использования.

В ЗК РФ в числе основных принципов земельного законодательства закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Кодекса).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , а также из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов.

Согласно п. 2 ст. 7 Кодекса земли, указанные в п. 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Пунктом 1 ст. 85 Кодекса предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В п. 2 той же статьи Кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

По смыслу приведенных норм с учетом положений ст. 30 ГрК РФ, зонирование земель населенных пунктов производится градостроительной документацией.

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. № 384-П утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, представляющие собой документ градостроительного зонирования, устанавливающий территориальные зоны и градостроительные регламенты.

Правила вводят в городском округе город Воронеж систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента.

Согласно ст. 15 Правил, зона зеленых насаждений общего пользования - Р 1 (в которую входит спорный земельный участок), относится к зонам рекреационного назначения.

Озелененные территории общего пользования, отнесенные к муниципальной собственности, не подлежат приватизации. Изъятие озелененной территории или ее части из состава объектов озелененных территорий не допускается.

Правилами установлены параметры использования территории (% от общей площади): зеленые насаждения - 65 - 75; аллеи, дороги - 10 - 15; площадки - 8 - 12; некапитальные вспомогательные строения, сооружения - 5 - 7.

В данной зоне разрешается новое зеленое строительство, реконструкция существующего озеленения, благоустройство территории, реконструкция существующих инженерных сетей, пешеходных дорог, зданий и сооружений, а также ограниченное новое строительство объектов, необходимых для содержания и деятельности хозяйствующих субъектов, не противоречащие заданному функциональному назначению территории - рекреационному и оздоровительному.

При этом, согласно п. 5.1 ст. 20 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, такой вид разрешенного использования как - магазины товаров первой необходимости является запрещенным видом использования для зоны Р1.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что в процессе рассмотрения обращения заявителей о предоставлении в аренду земельного участка департаментом в адрес Управления главного архитектора городского округа был направлен запрос плана границ спорного земельного участка.

Согласно ответу Управления от ДД.ММ.ГГГГ , использование земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , с разрешенным использованием: здание магазина товаров первой необходимости, градостроительно не обосновано и противоречит действующему законодательству.

В силу положений Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, изъятие озелененной территории или ее части из состава объектов озелененных территорий не допускается.

Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером с разрешенным использованием: <адрес>». Данный сквер Постановлением Администрации города Воронежа от 01.04.2003г. № 669 "О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа" включен в перечень зеленых зон общего пользования на территории г. Воронежа.

В силу положений данного Постановления, является недопустимым размещение на территории парков, садов, скверов, бульваров каких-либо объектов, нарушающих режим их нормального функционирования. Также установлен запрет на:

    осуществление проезда и стоянки транспортных средств и иной техники, кроме техники, используемой для эксплуатации данных территорий и ухода за зелеными насаждениями;

                 - размещение различных грузов, в том числе строительных материалов;

    строительство объектов капитального строительства в границах зеленых зон общего пользования, за исключением случаев, если строительство объектов капитального строительства не противоречит градостроительным регламентам территориальной зоны, действующим техническим регламентам и нормативам градостроительного проектирования.

    Согласно ч. 1 ст. 6 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до введения в действие данных Правил или до внесения изменений в настоящие Правила, и расположенные на территориях, для которых установлены градостроительные регламенты и на которые действие этих градостроительных регламентов распространяется, являются не соответствующими градостроительным регламентам в случае, когда:

    -    существующие виды использования земельных участков, объектов капитального строительства не соответствует видам разрешенного использования, указанным как разрешенные для соответствующей территориальной зоны.

    Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования отнесено к полномочиям главы местной администрации.

Таким образом, департамент не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования спорного участка, по приведению его в соответствие с видами использованиями установленными Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж для территориальной зоны Р1.

Однако, принимая во внимание, что существующий вид разрешенного использования спорного участка - здание магазина товаров первой необходимости, не соответствует видам разрешенного использования, перечисленным в Правилах для территориальной зоны Р1, у департамента отсутствовали правовые основания для предоставления в аренду заявителям спорного земельного участка под размещение здания магазина товаров первой необходимости.

В этой связи оспариваемый отказ в предоставлении в аренду земли от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей.

Кроме того, право собственности на отдельно стоящее здание (магазин), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 160,2 кв.м., инвентарный номер 691, лит. А., которое принадлежит заявителям, изначально возникло у прежнего собственника ФИО5 на основании решения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Определением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) установлено правопреемство в отношении Новиковой Л.Н. и Кудинова А.Д. в отношении рассматриваемых правоотношений.

Однако, вступившим в законную силу апелляционным определением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенное решение отменено, и принято новое решение об отказе в заявленных требованиях прежнему собственнику в праве собственности на здание павильона (магазина), собственниками которого являются заявители.

Таким образом, права Новиковой Л.Н. и Кудинова А.Д. как на объект недвижимости так и на земельный участок под магазином (павильоном) являются производными от прав предыдущего собственника.

А поскольку постройка признана самовольной в силу ст. 222 ГК РФ, то и последующие действия с объектом не должны порождать правовых оснований для его владельцев в отношении сформированного земельного участка под ним.

Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 67, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявленные требования Новиковой ФИО9, Кудинова ФИО10 о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

        Председательствующий:                                           А.С. Фофонов

Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

1версия для печати

2-40/2015 (2-5311/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудинов Александр Дмитриевич
Новикова Людмила Николаевна
Другие
ДИЗО Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Фофонов Александр Сергеевич
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
06.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.08.2014Передача материалов судье
08.08.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.09.2014Предварительное судебное заседание
04.09.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.10.2014Предварительное судебное заседание
03.10.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.10.2014Предварительное судебное заседание
09.10.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.12.2014Предварительное судебное заседание
21.01.2015Производство по делу возобновлено
21.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2015Судебное заседание
05.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2015Дело оформлено
15.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее