Дело №2-40/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Пальчиковой Т.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Новиковой ФИО7, Кудинова ФИО8 о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № об отказе в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет,
у с т а н о в и л:
Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. обратились в суд с заявленными требованиями о признании незаконным решения органа государственной власти, должностного лица как собственники недвижимого имущества в порядке гл. 25 ГПК РФ, мотивируя тем, что ДИЗО Воронежской области не имел права отказать им в предоставлении в аренду земельного участка, так как при обращении были предоставлены все необходимые документы. Заявители просили признать решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № об отказе им в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, обязать предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет.
Заявители Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Гоголи К.К. не возражала против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся заявителей, просила отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности, заинтересованным лицом представлены письменные возражения.
Кроме того, Гоголи К.К. представила суду доказательства того, что право собственности на объект недвижимости – торговый павильон (магазин) расположенный по адресу <адрес> под участок которого заявители просят им выделить земельный участок у прежнего собственника ФИО5 отменено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд считает возможным в силу норм ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных заявителей, не просивших об отложении рассмотрения дела и не представивших доказательства не возможности явки в судебное заседание.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц решения действия(бездействия) органов и должностных лиц могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта к договору (л.д. 33-34) являются собственниками общей долевой собственности по ? доли на отдельно стоящее здание расположенное по адресу: <адрес>, площадью 160,2 кв.м., инвентарный номер 691, лит. А.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются свидетельствами о регистрации права.
В целях формирования и приобретения в порядке ст. 36 ЗК РФ права аренды земельного участка кадастровый номер №, площадью 200 кв. м., расположенного по адресу <адрес>, на котором находится указанное выше здание, Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. обратились в ДИЗО <адрес>.
Письмом №52-17-1246з от 10.02.2014 г. ДИЗО ВО отказал в предоставлении в аренду указанного земельного участка. Основанием к отказу послужило Департаменту то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Р1 – озелененные территории общего пользования и для данной зоны магазин первой необходимости в соответствии со ст. 20 «Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж», относится к запрещенному виду использованию.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из п. 5 ст. 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствие со ст. 29 вышеуказанного Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 03.05.2008г. №25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» и с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N 365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничены.
Следовательно, департамент уполномочен на распоряжение спорной землей, в том числе путем принятия решения о предоставлении ее в аренду, так как испрашиваемый земельный участок относится к такой категории, что самими заявителями не оспаривалось и подтверждается самим фактом обращения в департамент.
Отказывая в предоставлении в аренду данного земельного участка, департамент сослался на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Р1 - «озелененные территории общего пользования», для которой вид разрешенного землепользования спорного земельного участка «магазин товаров первой необходимости» относится к запрещенному виду использования.
В ЗК РФ в числе основных принципов земельного законодательства закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №№, а также из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г., спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Согласно п. 2 ст. 7 Кодекса земли, указанные в п. 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Пунктом 1 ст. 85 Кодекса предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В п. 2 той же статьи Кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
По смыслу приведенных норм с учетом положений ст. 30 ГрК РФ, зонирование земель населенных пунктов производится градостроительной документацией.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. № 384-П утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, представляющие собой документ градостроительного зонирования, устанавливающий территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила вводят в городском округе город Воронеж систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента.
Согласно ст. 15 Правил, зона зеленых насаждений общего пользования - Р 1 (в которую входит спорный земельный участок), относится к зонам рекреационного назначения.
Озелененные территории общего пользования, отнесенные к муниципальной собственности, не подлежат приватизации. Изъятие озелененной территории или ее части из состава объектов озелененных территорий не допускается.
Правилами установлены параметры использования территории (% от общей площади): зеленые насаждения - 65 - 75; аллеи, дороги - 10 - 15; площадки - 8 - 12; некапитальные вспомогательные строения, сооружения - 5 - 7.
В данной зоне разрешается новое зеленое строительство, реконструкция существующего озеленения, благоустройство территории, реконструкция существующих инженерных сетей, пешеходных дорог, зданий и сооружений, а также ограниченное новое строительство объектов, необходимых для содержания и деятельности хозяйствующих субъектов, не противоречащие заданному функциональному назначению территории - рекреационному и оздоровительному.
При этом, согласно п. 5.1 ст. 20 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, такой вид разрешенного использования как - магазины товаров первой необходимости является запрещенным видом использования для зоны Р1.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что в процессе рассмотрения обращения заявителей о предоставлении в аренду земельного участка департаментом в адрес Управления главного архитектора городского округа был направлен запрос плана границ спорного земельного участка.
Согласно ответу Управления от ДД.ММ.ГГГГ №№, использование земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: здание магазина товаров первой необходимости, градостроительно не обосновано и противоречит действующему законодательству.
В силу положений Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, изъятие озелененной территории или ее части из состава объектов озелененных территорий не допускается.
Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером № с разрешенным использованием: <адрес>». Данный сквер Постановлением Администрации города Воронежа от 01.04.2003г. № 669 "О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа" включен в перечень зеленых зон общего пользования на территории г. Воронежа.
В силу положений данного Постановления, является недопустимым размещение на территории парков, садов, скверов, бульваров каких-либо объектов, нарушающих режим их нормального функционирования. Также установлен запрет на:
осуществление проезда и стоянки транспортных средств и иной техники, кроме техники, используемой для эксплуатации данных территорий и ухода за зелеными насаждениями;
- размещение различных грузов, в том числе строительных материалов;
строительство объектов капитального строительства в границах зеленых зон общего пользования, за исключением случаев, если строительство объектов капитального строительства не противоречит градостроительным регламентам территориальной зоны, действующим техническим регламентам и нормативам градостроительного проектирования.
Согласно ч. 1 ст. 6 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до введения в действие данных Правил или до внесения изменений в настоящие Правила, и расположенные на территориях, для которых установлены градостроительные регламенты и на которые действие этих градостроительных регламентов распространяется, являются не соответствующими градостроительным регламентам в случае, когда:
- существующие виды использования земельных участков, объектов капитального строительства не соответствует видам разрешенного использования, указанным как разрешенные для соответствующей территориальной зоны.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования отнесено к полномочиям главы местной администрации.
Таким образом, департамент не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования спорного участка, по приведению его в соответствие с видами использованиями установленными Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж для территориальной зоны Р1.
Однако, принимая во внимание, что существующий вид разрешенного использования спорного участка - здание магазина товаров первой необходимости, не соответствует видам разрешенного использования, перечисленным в Правилах для территориальной зоны Р1, у департамента отсутствовали правовые основания для предоставления в аренду заявителям спорного земельного участка под размещение здания магазина товаров первой необходимости.
В этой связи оспариваемый отказ в предоставлении в аренду земли от ДД.ММ.ГГГГ №№ не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей.
Кроме того, право собственности на отдельно стоящее здание (магазин), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 160,2 кв.м., инвентарный номер 691, лит. А., которое принадлежит заявителям, изначально возникло у прежнего собственника ФИО5 на основании решения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Определением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) установлено правопреемство в отношении Новиковой Л.Н. и Кудинова А.Д. в отношении рассматриваемых правоотношений.
Однако, вступившим в законную силу апелляционным определением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенное решение отменено, и принято новое решение об отказе в заявленных требованиях прежнему собственнику в праве собственности на здание павильона (магазина), собственниками которого являются заявители.
Таким образом, права Новиковой Л.Н. и Кудинова А.Д. как на объект недвижимости так и на земельный участок под магазином (павильоном) являются производными от прав предыдущего собственника.
А поскольку постройка признана самовольной в силу ст. 222 ГК РФ, то и последующие действия с объектом не должны порождать правовых оснований для его владельцев в отношении сформированного земельного участка под ним.
Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 67, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявленные требования Новиковой ФИО9, Кудинова ФИО10 о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Фофонов
Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело №2-40/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Пальчиковой Т.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Новиковой ФИО7, Кудинова ФИО8 о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № об отказе в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет,
у с т а н о в и л:
Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. обратились в суд с заявленными требованиями о признании незаконным решения органа государственной власти, должностного лица как собственники недвижимого имущества в порядке гл. 25 ГПК РФ, мотивируя тем, что ДИЗО Воронежской области не имел права отказать им в предоставлении в аренду земельного участка, так как при обращении были предоставлены все необходимые документы. Заявители просили признать решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № об отказе им в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, обязать предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет.
Заявители Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Гоголи К.К. не возражала против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся заявителей, просила отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду их необоснованности, заинтересованным лицом представлены письменные возражения.
Кроме того, Гоголи К.К. представила суду доказательства того, что право собственности на объект недвижимости – торговый павильон (магазин) расположенный по адресу <адрес> под участок которого заявители просят им выделить земельный участок у прежнего собственника ФИО5 отменено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд считает возможным в силу норм ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных заявителей, не просивших об отложении рассмотрения дела и не представивших доказательства не возможности явки в судебное заседание.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц решения действия(бездействия) органов и должностных лиц могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта к договору (л.д. 33-34) являются собственниками общей долевой собственности по ? доли на отдельно стоящее здание расположенное по адресу: <адрес>, площадью 160,2 кв.м., инвентарный номер 691, лит. А.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются свидетельствами о регистрации права.
В целях формирования и приобретения в порядке ст. 36 ЗК РФ права аренды земельного участка кадастровый номер №, площадью 200 кв. м., расположенного по адресу <адрес>, на котором находится указанное выше здание, Новикова Л.Н. и Кудинов А.Д. обратились в ДИЗО <адрес>.
Письмом №52-17-1246з от 10.02.2014 г. ДИЗО ВО отказал в предоставлении в аренду указанного земельного участка. Основанием к отказу послужило Департаменту то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Р1 – озелененные территории общего пользования и для данной зоны магазин первой необходимости в соответствии со ст. 20 «Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж», относится к запрещенному виду использованию.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из п. 5 ст. 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствие со ст. 29 вышеуказанного Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 03.05.2008г. №25-03 «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» и с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N 365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничены.
Следовательно, департамент уполномочен на распоряжение спорной землей, в том числе путем принятия решения о предоставлении ее в аренду, так как испрашиваемый земельный участок относится к такой категории, что самими заявителями не оспаривалось и подтверждается самим фактом обращения в департамент.
Отказывая в предоставлении в аренду данного земельного участка, департамент сослался на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах территориальной зоны Р1 - «озелененные территории общего пользования», для которой вид разрешенного землепользования спорного земельного участка «магазин товаров первой необходимости» относится к запрещенному виду использования.
В ЗК РФ в числе основных принципов земельного законодательства закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №№, а также из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г., спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Согласно п. 2 ст. 7 Кодекса земли, указанные в п. 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Пунктом 1 ст. 85 Кодекса предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В п. 2 той же статьи Кодекса предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного значения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
По смыслу приведенных норм с учетом положений ст. 30 ГрК РФ, зонирование земель населенных пунктов производится градостроительной документацией.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. № 384-П утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, представляющие собой документ градостроительного зонирования, устанавливающий территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила вводят в городском округе город Воронеж систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента.
Согласно ст. 15 Правил, зона зеленых насаждений общего пользования - Р 1 (в которую входит спорный земельный участок), относится к зонам рекреационного назначения.
Озелененные территории общего пользования, отнесенные к муниципальной собственности, не подлежат приватизации. Изъятие озелененной территории или ее части из состава объектов озелененных территорий не допускается.
Правилами установлены параметры использования территории (% от общей площади): зеленые насаждения - 65 - 75; аллеи, дороги - 10 - 15; площадки - 8 - 12; некапитальные вспомогательные строения, сооружения - 5 - 7.
В данной зоне разрешается новое зеленое строительство, реконструкция существующего озеленения, благоустройство территории, реконструкция существующих инженерных сетей, пешеходных дорог, зданий и сооружений, а также ограниченное новое строительство объектов, необходимых для содержания и деятельности хозяйствующих субъектов, не противоречащие заданному функциональному назначению территории - рекреационному и оздоровительному.
При этом, согласно п. 5.1 ст. 20 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, такой вид разрешенного использования как - магазины товаров первой необходимости является запрещенным видом использования для зоны Р1.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что в процессе рассмотрения обращения заявителей о предоставлении в аренду земельного участка департаментом в адрес Управления главного архитектора городского округа был направлен запрос плана границ спорного земельного участка.
Согласно ответу Управления от ДД.ММ.ГГГГ №№, использование земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: здание магазина товаров первой необходимости, градостроительно не обосновано и противоречит действующему законодательству.
В силу положений Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, изъятие озелененной территории или ее части из состава объектов озелененных территорий не допускается.
Вместе с тем, испрашиваемый земельный участок является вкрапленным в границы земельного участка с кадастровым номером № с разрешенным использованием: <адрес>». Данный сквер Постановлением Администрации города Воронежа от 01.04.2003г. № 669 "О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа" включен в перечень зеленых зон общего пользования на территории г. Воронежа.
В силу положений данного Постановления, является недопустимым размещение на территории парков, садов, скверов, бульваров каких-либо объектов, нарушающих режим их нормального функционирования. Также установлен запрет на:
осуществление проезда и стоянки транспортных средств и иной техники, кроме техники, используемой для эксплуатации данных территорий и ухода за зелеными насаждениями;
- размещение различных грузов, в том числе строительных материалов;
строительство объектов капитального строительства в границах зеленых зон общего пользования, за исключением случаев, если строительство объектов капитального строительства не противоречит градостроительным регламентам территориальной зоны, действующим техническим регламентам и нормативам градостроительного проектирования.
Согласно ч. 1 ст. 6 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, земельные участки, объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до введения в действие данных Правил или до внесения изменений в настоящие Правила, и расположенные на территориях, для которых установлены градостроительные регламенты и на которые действие этих градостроительных регламентов распространяется, являются не соответствующими градостроительным регламентам в случае, когда:
- существующие виды использования земельных участков, объектов капитального строительства не соответствует видам разрешенного использования, указанным как разрешенные для соответствующей территориальной зоны.
Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принятие решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования отнесено к полномочиям главы местной администрации.
Таким образом, департамент не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования спорного участка, по приведению его в соответствие с видами использованиями установленными Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж для территориальной зоны Р1.
Однако, принимая во внимание, что существующий вид разрешенного использования спорного участка - здание магазина товаров первой необходимости, не соответствует видам разрешенного использования, перечисленным в Правилах для территориальной зоны Р1, у департамента отсутствовали правовые основания для предоставления в аренду заявителям спорного земельного участка под размещение здания магазина товаров первой необходимости.
В этой связи оспариваемый отказ в предоставлении в аренду земли от ДД.ММ.ГГГГ №№ не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей.
Кроме того, право собственности на отдельно стоящее здание (магазин), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 160,2 кв.м., инвентарный номер 691, лит. А., которое принадлежит заявителям, изначально возникло у прежнего собственника ФИО5 на основании решения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Определением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) установлено правопреемство в отношении Новиковой Л.Н. и Кудинова А.Д. в отношении рассматриваемых правоотношений.
Однако, вступившим в законную силу апелляционным определением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ ранее вынесенное решение отменено, и принято новое решение об отказе в заявленных требованиях прежнему собственнику в праве собственности на здание павильона (магазина), собственниками которого являются заявители.
Таким образом, права Новиковой Л.Н. и Кудинова А.Д. как на объект недвижимости так и на земельный участок под магазином (павильоном) являются производными от прав предыдущего собственника.
А поскольку постройка признана самовольной в силу ст. 222 ГК РФ, то и последующие действия с объектом не должны порождать правовых оснований для его владельцев в отношении сформированного земельного участка под ним.
Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 67, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявленные требования Новиковой ФИО9, Кудинова ФИО10 о признании решения Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> в аренду незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок площадью 200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> в аренду Новиковой Л.Н. и Кудинову А.Д. сроком на 49 лет оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.С. Фофонов
Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>