Дело № 2-528/2014 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2014 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Кемского района Анциферовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах Тойвонен Л.В. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района Республики Карелия обратился в Кемский городской суд с иском в интересах Тойвонен Л.В. к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» по тем основаниям, что в ходе проверки установлено, что: Тойвонен Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора № состоит в трудовых отношениях с МБОУ СОШ № в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору работнику установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рубля, выплаты компенсационного характера за вредность (12 %), с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Согласно расчетному листку заработная плата Тойвонен Л.В. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила за август 2014 года (5 дней) – <данные изъяты> руб., за сентябрь 2014 года - <данные изъяты> руб., за октябрь 2014 года – <данные изъяты> руб.
Прокурор полагает, что заработная плата истцу выплачивается с нарушением требований ст. 133 Трудового кодекса РФ. Заработная плата истца без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера за фактически отработанное время за август – октябрь 2014 года составила менее установленного минимального размера оплаты труда, действующего на тот период, сумма недоначисленной и недовыплаченной заработной платы Тойвонен Л.В. составила <данные изъяты> руб.
На основании изложенного прокурор просил взыскать с МБОУ «СОШ № 2» в пользу Тойвонен Л.В. подлежащую к выплате заработную плату за август-октябрь 2014 года в размере <данные изъяты> руб.
Прокурор Анциферова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Тойвонен Л.В. в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме и пояснила, что начисленная заработная плата выплачена ей полностью.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» - директор Коновалова И.А. в судебное заседание не явилась, в поступившем ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В представленных суду возражениях Коновалова И.А. исковые требования не признала по тем основаниям, что минимальный размер оплаты труда с 01 января 2013 г. установлен 5205,00 руб. (Федеральный закон от 03.12.2012. № 232-ФЗ), а с 01.01.2014 г. - 5554,00 руб. Согласно статьи 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Минимальный размер оплаты труда в Республике Карелия для работников муниципальных учреждений установлен Трехсторонним соглашением от 26.09.2012 г. на 2014 год в сумме 7213 руб. Выплата районного коэффициента и северной надбавки к заработной плате относятся к гарантиям оплаты труда и являются элементом заработной платы.
Начисленная заработная плата Тойвонен Л.В. за неполный календарный месяц август 2014 г. (5 дней) составляет <данные изъяты> руб., за полный календарный месяц сентябрь 2014 г. (22 дня) – <данные изъяты> руб., за полный календарный месяц октябрь 2014 г. (22 дня) – <данные изъяты> руб. Фактически заработная плата превышает минимальную оплату труда.
Представители третьих лиц МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» Кемского муниципального района и администрации Кемского муниципального района, будучи надлежащим образом извещены о времени и мете судебного заседания в суд не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
На основании ст. 167 ГПК ПРФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав прокурора Анциферову О.В., истца Тойвонен Л.В., изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Установлено, что Тойвонен Л.В. на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ работает у ответчика в должности <данные изъяты>. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен оклад – <данные изъяты> рублей, выплата компенсационного характера за вредность 12 %, надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районный коэффициент 40 %, а также выплаты стимулирующего характера. Согласно расчетным листкам истца ее начисленная заработная плата без учета НДФЛ составила: за август 2014 года – <данные изъяты> руб., за сентябрь 2014 года – <данные изъяты> руб., за октябрь 2014 года – <данные изъяты> руб.
Истец осуществляют свою трудовую деятельность в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» Кемского муниципального района, учредителем которого и собственником имущества учреждения в соответствии с Уставом учреждения является муниципальное образование «Кемский муниципальный район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляются администрацией Кемского муниципального района. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункты 1.5 – 1.7 Устава, утвержденного Постановлением администрации Кемского муниципального района РК от 02.12.2011 г. № 963).
В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 4.1 Устава источниками финансового обеспечения и формирования имущества Учреждения являются: субсидии из бюджета Кемского муниципального района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ), а также субсидии на иные цели; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; доходы, получаемые от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество; иные не запрещенные законодательством РФ источники.
В соответствии с пунктом 5.4 Устава непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет директор Учреждения, который в числе иных прав, действует от имени учреждения, осуществляет прием на работу и увольнение, заключает трудовые договоры, утверждает структуру, штатное расписание, графики работы, утверждает положение об оплате и стимулировании труда работников, устанавливает заработную плату работников учреждения, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом Учреждения.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.Согласно положений ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность.
В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Республике Карелия, заключенным 14.02.2014 г. между Правительством Республики Карелия, Объединением организаций профсоюзов в Республике Карелия и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия, которое действует с 01.01.2014 года установлено, что месячная заработная плата работника, работающего на территории Республики Карелия и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в Республики Карелия при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). В Республике Карелия для работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) установлена минимальная заработная плата в размере 7213 рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 336-ФЗ) с 01.01.2014 в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 рубля в месяц.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 315 TК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из анализа приведенных норм права и положений статей 315-317 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда истца не может быть меньше установленного федеральным законодательством МРОТ равного 5554 рубля плюс районный коэффициент - 40 % и надбавка за работу в районах крайнего севера – 80%, то есть не менее: 5554 руб. + (5554 руб. х 120 %) = 12218 руб. 80 коп.
На основании изложенного, с учетом приведенных норм права, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%) ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению. Расчет суммы невыплаченной заработной платы, представленный прокурором, ответчиком не оспаривается, проверен судом, является верными и принимается к взысканию. На основании изложенного суд удовлетворяет заявленные требования и взыскивает с ответчика в пользу истца Тойвонен Л.В. – <данные изъяты> руб. Примечание: подлежащая взысканию сумма приведена без вычета НДФЛ.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и ст. 103 ГПК РФ с МБОУ «СОШ № 2» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Кемского муниципального района, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска в суд, в размере 400 руб. по требованиям имущественного характера о взыскании заработной платы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» в пользу Тойвонен Л.В. заработную плату за август, сентябрь, октябрь 2014 года в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме 400 (четыреста) рублей.
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: В.С. Гордевич