Дело № 2-239/2020
УИД13RS0015-01-2020-000473-49
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснослободск 05 ноября 2020 г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Симонова В.Ю.,
при секретаре Денискиной Т.Н.,
с участием:
истца – Грицкевич М. В.,
истца – Грицкевич Е. А.,
представителей истцов – Кудряшовой Л. В., Фомкина Н.Н.,
ответчика – администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, – Грицкевич С. А., действующей за себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери Г***,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, – Управление Росреестра Республики Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, – Корнеева С. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грицкевич Е. А., Грицкевич М. В. к администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательской давности,
установил:
Грицкевич Е.А. и Грицкевич М.В. (далее по тексту – истцы) обратились в суд с указанным иском к администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту – ответчик, администрация).
В обоснование заявленных требований указывают, что Грицкевич Е.А. и Грицкевич М.В., с 1981 года владеют и пользуются жилым ломом, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
В вышеуказанный жилой дом, истцы Грицкевич Г.А. и Грицкевич М.В. вселились после завершения строительства в 1981 г. Зарегистрированы по месту жительства с 19 марта 1981 г. и там же проживают в настоящее время.
Истцы указывают, что владение жилым помещением началось с 1981 года, и являлось добросовестным, поскольку осуществлялось по соглашению с органами местного самоуправления. При этом владение жилым помещением осуществлялось открыто, как своим собственным, никакое иное лицо в течение всего периода их владения не предъявляло своих прав на указанный жилой дом и не проявляло к этому жилому дому интереса как к своему собственному.
Истцы Грицкевич Е.А. и Грицкевич М.В. несут бремя содержания недвижимого имущества, осуществляет текущий и капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме истцов никто указанным домом не пользуется и в нем никто по месту жительства не зарегистрирован.
На основании вышеизложенного истцы просят суд признать в силу приобретательной давности за Грицкевич Е. А. и Грицкевич М. В. право общей долевой собственности на жилой дом в равных долях каждому по 1/2 доле, с кадастровым номером №, общей площадью 93,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
КНаВ судебное заседание Грицкевич М.В., Грицкевич Е.А., будучи надлежащим образом извещенным судом о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
КНаВ судебном заседании представитель истцов Фомкин Н.Н. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик администрация Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, будучи надлежащим образом извещенной судом о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, в письменном заявлении представитель ответчика просил суд о рассмотрении дела без участия администрации, в письменном заявлении указала, что возражений на заявленные исковые требования не имеет, решение оставила на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска - Грицкевич С.А., действующая за себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери Г***, просила исковые требования удовлетворить, дополнительно пояснила, что проживает по адресу: <адрес> 2013 года, с указанной даты в спорном доме проживали Грицкевич Е.А. и Грицкевич М.В., иные лица данным помещением не пользовались и интереса данному дому как к своему собственному не проявляли. Гражданин Корнеев С.Г. ей не известен, по вышеуказанному адресу никогда не проживал.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управление Росреестра Республики Мордовия, надлежащим образом извещенные судом о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание представителей не направили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Корнеев С.Г., будучи надлежащим образом извещенным судом о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился. Отправленная судом по адресу регистрации телеграмма с уведомлением о времени, дне и месте рассмотрения дела возвращена в суд в связи с отсутствием адресата (дом закрыт, адресат по извещению за телеграммой не является).
Как указано в пункте 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 ГК Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц, поскольку ими не представлено сведений о причинах неявки.
Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусматривает, что к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
На основании статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права собственности на жилое помещение.
На основании пункта 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
- давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
- владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т. п.)
В пункте 16 этого же постановления Пленума указано, что по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Из письменных материалов дела усматривается, что спорному жилому дому присвоен адрес: <адрес>.
Согласно Техническому паспорту домовладения № по <адрес>, инвентарный №, составленного <дата>, собственниками дома указаны: Грицкевич А. И. – ? доля, Грицкевич Е. А. – ? доля, Грицкевич М. В. – ? доля.
В ходе исследования запрошенных материалов выяснилось, что ранее жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежал Грицкевич А. И. и Грицкевич В. А., по ? доли дома у каждого.
Согласно материалам наследственного дела №138/95, после смерти Грицкевич В. А. в наследство вступили жена – Грицкевич Е. А. и сын – Грицкевич М. В..
Согласно Свидетельству о смерти Грицкевич А. И. умер <дата>. Из материалов наследственного дела 59/2001 следует, что Грицкевич А. И. завещал свое имущество, состоящее в том числе из ? доли вышеуказанного дома своей дочери О***, однако согласно копии Свидетельства о смерти О*** умерла <дата>, в наследственные права вступили ее муж – О*** и сын Корнеев С. Г..
Согласно записи актов о смерти №92 от 18 апреля 2006 года, отдела ЗАГС администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия, О*** умер <дата>.
Согласно адресной справке по имеющимся сведениям подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне Отдела по вопросам миграции МО МВД России «Клинцовский», гражданин Корнеев С. Г., <дата> года рождения, <данные изъяты>, зарегистрирован по месту жительства с 30 марта 2007 года по адресу: <адрес>.
Согласно Выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, в жилом доме зарегистрированы постоянно: Г***, <дата> г.р., Грицкевич С. А., <дата> г.р., Грицкевич М. В., <дата> г.р., Грицкевич Е. А., <дата> г.р.
Кроме истцов, никто указанным домом не пользуется.
Согласно справки, выданной Администрацией Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района, жилой дом по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности не числится.
Согласно справке, выданной администрацией Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности не числится.
По сообщению Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре государственного имущества Республики Мордовия не числится.
Согласно сообщению ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» по адресу: <адрес>, зарегистрированы два лицевых счета на имя: Грицкевич Е. А. с 2006 года и Грицкевич М. В. с 2007 года. Задолженности за электроэнергию не имеется.
Согласно сообщению ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» лицевой счет по вышеуказанному адресу зарегистрирован с октября 2003 года, на имя Грицкевич Е. А.. Дебиторская задолженность по лицевому счету на 10 июля 2020 года отсутствует.
Владение истцом спорным жилым помещением являлось добросовестным, поскольку осуществлялось по соглашению с органами местного самоуправления, осуществлялось открыто, как своим собственным, никакое иное лицо в течении всего его владения не предъявляло своих прав на указанный жилой дом и не проявляло к этому жилому дому никакого интереса.
Как следует из материалов наследственного дела №59/2001, наследники имущества Грицкевич А. И. – титульного собственника другой ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, интереса к наследному имуществу не проявили, наследственные права в установленный законом срок не оформили.
Истцы несут бремя содержания недвижимого имущества, осуществляют текущий и капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что с момента заселения истцов в спорный жилой дом истцы самостоятельно несут бремя содержания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, производят необходимый ремонт, оплачивают коммунальные платежи в полном объеме.
Данные обстоятельства подтверждают, что Грицкевич Е.А. и Грицкевич М.В. добросовестно, открыто и непрерывно более пятнадцати лет владеют всем спорным жилым домом, как своим собственным, тем самым приобрели право собственности на это недвижимое имущество.
Материалы дела свидетельствуют, что притязания на спорный объект недвижимости со стороны каких-либо лиц отсутствуют.
Установив указанные обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со статьями 12, 56, 67, и в соответствии со статьями 173 ГПК РФ, суд находит исковые требования истцов о признании права собственности в силу приобретательной давности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
<адрес>, подлежащими удовлетворению.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Грицкевич Е. А., Грицкевич М. В. к администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательской давности, удовлетворить.
Признать в силу приобретательной давности за Грицкевич Е. А. и Грицкевич М. В. право общей долевой собственности на жилой дом в равных долях каждому по 1/2 доле, с кадастровым номером: 13:14:0101057:73, общей площадью 93,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснослободский районный суд Республики Мордовия.
Судья Краснослободского районного суда
Республики Мордовия В.Ю.Симонов
Мотивированное решение составлено 12 ноября 2020 г.
Судья Краснослободского районного суда
Республики Мордовия В.Ю.Симонов