дело № 2-3984/12
Решение
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 10 октября 2012 г.
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе председательствующего судьи В.П. Селезенева
при секретаре Н.В. Барашковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
С.В.Н. обратился в суд с указанным иском к ответчику, сославшись на следующее. Истец в соответствии с законом Смоленской области от 10 июня 2003 г. № 23-з, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако ответчик неправомерно отказал ему в реализации такого права, сославшись на необходимость предоставления истцом чертежа (схемы) испрашиваемого участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ц.С.В. иск поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
В представленном отзыве на иск ответчик просил рассмотреть дело без участия своего представителя. Возражая против удовлетворения заявленных требований, отметил, что истец упомянутую выше схему в уполномоченный орган не представил. В свою очередь, обязанность по осуществлению выбора участка земли и формированию земельного участка для его последующего предоставления льготной категории граждан на Департамент не возложена.
В представленном отзыве на иск третье лицо, администрация г. Смоленска, просило рассмотреть дело без участия своего представителя. Возражая против удовлетворения иска, указало на невозможность предоставления С.В.Н. земельного участка для ИЖС ввиду имеющего место на момент разрешения спора нарушения установленного Генеральным планом города Смоленска процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуального жилищного строительства и значительного превышения предусмотренного данным документом территориального планирования уровня индивидуальной жилой застройки (52% вместо 10%).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.
Законом Смоленской области от 10 июня 2003 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 4 части 1 статьи 1).
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 статьи 30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно такое предоставление должно осуществляться исходя из положений пункта 4 статьи 30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления.
По делу установлено, что проживающий на территории Смоленской области С.В.Н., являясь ветераном труда, 16 ноября 2011 г. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка в черте г. Смоленска для индивидуального жилищного строительства.
Письмом ответчика от 09 декабря 2012 г. истцу сообщено, что формирование земельного участка возможно при предоставлении схемы его предполагаемого места расположения. При этом наличие свободных от прав третьих лиц (но несформированных) земель в черте г. Смоленска, пригодных для целей индивидуального жилищного строительства, Департамент в данном письме не опроверг (л.д. 6).
Доказательств отсутствия в черте г. Смоленска свободного земельного фонда, который возможно предоставить истцу под индивидуальное жилищное строительство, ответчиком не представлено.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.
Поэтому, при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, не изъятых и не ограниченных в обороте, в их предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством, которое в их числе несформированность участка не упоминает.
Существование предусмотренных приведенной выше правовой нормой ограничений, позволяющих отказать истцу в предоставлении участков земли в черте г. Смоленска, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено. Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области от 10 июня 2003 г. № 23-з, С.В.Н. не воспользовался.
Обеспечение выбора земельного участка для строительства, отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа только в том случае, когда земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта (пункт 5 статьи 30, статья 31 ЗК РФ). Когда же участок предоставляется без такого согласования, как в данном случае (для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях), то выбор уполномоченным органом этого участка законом не предусмотрен (пункт 4 статьи 30 ЗК РФ).
В связи с изложенным, испрашивая земельный участок для индивидуального жилищного строительства истец вправе ставить перед уполномоченным органом вопрос о предоставлении ему любого земельного участка в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция данного органа (пределы г. Смоленска), который свободен от прав третьих лиц и который возможно сформировать и предоставить под указанные выше цели.
Представление чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности предусмотрено пунктом 2.2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 г. № 243.
Между тем, с учетом положений земельного законодательства (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ), непредставление С.В.Н. в Департамент чертежа (схемы) земельного участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности не должно служить препятствием для положительного разрешения соответствующего вопроса.
Кроме того, суд отмечает, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельных участков, подлежащих предоставлению в целях индивидуального жилищного строительства. Требование о предоставлении упомянутой выше схемы является допустимым в том случае, когда, обращаясь в уполномоченный орган, гражданин претендует на конкретный земельный участок.
При таком положении, суд возлагает на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, как уполномоченный орган (Постановление Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 г. № 86), обязанность по бесплатному предоставлению С.В.Н. в установленном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах, установленных в соответствии со статьей 33 ЗК РФ минимальных и максимальных размеров.
С учетом установленного постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 г. № 243 порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание продолжительность временных затрат, необходимых для выполнения кадастровых работ, суд считает возможным установить в решении срок исполнения Департаментом возложенной на него обязанности по осуществлению предоставления истцу земельного участка, равным шести месяцам со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя Администрации г.Смоленска о невозможности предоставления С.В.Н. земельного участка для ИЖС ввиду имеющего место на момент разрешения спора нарушения установленного Генеральным планом города Смоленска процентного соотношения многоэтажного, малоэтажного и индивидуального жилищного строительства и значительного превышения предусмотренного данным документом территориального планирования уровня индивидуальной жилой застройки (52% вместо 10%) признаются судом несостоятельными, поскольку в силу положений п.4 ст.28 ЗК РФ подобного рода обстоятельства установленным законом основанием для отказа в предоставлении истцу в собственность земельного участка не являются.
Кроме того, приведенные доводы основаны на справке Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от 21.03.2012г. №23-1212, согласно которой в настоящее время процентное соотношение жилых зон по типам застройки по данным ИСОГД г.Смоленска составляет: земли многоэтажной застройки - 40% (при установленной Генеральным планом г.Смоленска норме, равной 77%), земли застройки малой и средней этажности - 9% (при установленной Генеральным планом г.Смоленска норме, равной 13%), земли индивидуальной жилой застройки - 52% (при установленной Генеральным планом г.Смоленска норме, равной 10%).
Вместе с тем, как следует из самой справки и объяснений представителя органа местного самоуправления, представленные данные являются ориентировочными, поскольку не учитывают наличие несформированных земельных участков под много- и малоэтажными жилыми домами, расположенными в территориальных зонах ОЖ, ОЖИ, Ж-4п, Ж-3п, ввиду того, что земельные участки под существующими в г.Смоленске подобного рода жилыми домами в большинстве случаев не сформированы. По этой причине вывод органа местного самоуправления о нарушении на момент разрешения спора установленного Генеральным планом города Смоленска процентного соотношения жилых зон по типам застройки является предположительным, а его достоверность может быть проверена только после формирования всех земельных участков под существующими много- и малоэтажными жилыми домами в г.Смоленске.
Также суд отмечает, что само по себе возможное нарушение упомянутого выше процентного соотношения бесспорно не указывает на отсутствие в г.Смоленске в соответствующих территориальных зонах, которые допускают осуществление индивидуального жилищного строительства, свободных земельных участков, что могло бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных С.В.Н. исковых требований. Напротив, наличие таких свободных участков представителем Администрации г.Смоленска в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, а Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области - не опровергнуто, в то время как по правилам ст.56 ГПК РФ обязанность доказывания таких обстоятельств возложена на указанные органы.
В любом случае, отказ в предоставлении истцу земельного участка для ИЖС по причине превышения допустимого Генеральным планом уровня индивидуальной жилой застройки, процентный показатель которой не является неизменным ввиду постоянного осуществления в городе многоэтажного жилищного строительства, при наличии свободных земельных участков в упомянутых выше территориальных зонах, границы которых определены Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, будет означать не предусмотренное законом, а потому - недопустимое ограничение прав С.В.Н. на землю (ст.36, ч.3 ст.55 Конституции РФ).
С учетом установленного постановлением Администрации Смоленской области от 27 апреля 2009 г. № 243 порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание продолжительность временных затрат, необходимых для выполнения кадастровых работ, суд считает возможным установить в решении срок исполнения Департаментом возложенной на него обязанности по осуществлению предоставления истцу земельного участка, равным двум неделям со дня предоставления С.В.Н. ответчику кадастрового паспорта земельного участка.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области предоставить С.В.Н. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров в течение двух недель со дня предоставления С.В.Н. в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка с проведением за счет С.В.Н. работ по формированию данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий В.П. Селезенев