Дело об административном правонарушении 5-108/2017г. “КОПИЯ”
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Егорьевск Московской области
резолютивная часть постановления оглашена 17.05.2017 года
мотивированное постановление составлено 19.05.2017 года
Судья Егорьевского городского суда Московской области Игнатов Н.Ю., при секретаре судебного заседания Егоровой С.С. рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
ЩЕЛКУНОВА Б.В.,
<данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л
ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным ОМВД России по городскому округу Егорьевск ФИО3, в отношении Щелкунова Б.В., по факту совершения административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, был составлен протокол АБ № об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ административное дело в отношении Щелкунова Б.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, с устраненными недостатками, поступило в Егорьевский городской суд <адрес> и определением Егорьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ назначено к слушанию на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Егорьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Щелкунов Б.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на 3 суток.
Не согласившись с постановленным в отношении него постановлением о привлечении к административной ответственности Щелкуновым Б.В. была подана жалоба.
Решением судьи Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Егорьевского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, дело направлено на рассмотрение в тот же суд.
ДД.ММ.ГГГГ административное дело в отношении Щелкунова Б.В. поступило в Егорьевский городской суд <адрес> и определением от ДД.ММ.ГГГГ назначено к слушанию на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Щелкунов Б.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, не признал полностью и пояснил, что в ночь с 20 на ДД.ММ.ГГГГ он действительно в присутствии ФИО4 с которым у него сложились давние неприязненные отношения. общался с сотрудниками полиции ФИо6, ФИо7 и ФИО1 в подъезде <адрес> однако каких либо требований ему сотрудники полиции, в т.ч. проследовать на медосвидетельствование, не предъявляли, его не задерживали. Он считает, что действия сотрудников полиции были не обоснованными, в связи с чем обратился с соответствующим сообщением в ОМВД, по его вызовам выезжали дежурный участковый ФИО8 который принял от него письменное заявление, и ответственный от руководства. Считает, что сотрудник полиции ФИо6 оговаривает его, т.к. ранее между ними происходил конфликт, в связи с тем что данным сотрудников в их подъезде распылялся слезоточивый газ.
Суд, изучив представленные доказательства, исследовав материалы административного производства, допросив свидетелей, приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 7.02.2011 года №3-ФЗ “О полиции”, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Согласно п.11 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ на полицию возлагается обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В соответствии с п.п. 1-2, 8, 14 ч.1 ст.13 данного Федерального закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч.1 и 1.1 ст.27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно ч.4 ст.30 Федерального закона от 07.02.2011 года №3-ФЗ воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно составленного должностным лицом в отношении Щелкунова Б.В. протокола об административном правонарушении АБ № ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 15 минут в подъезде дома № расположенного по адресу <адрес>, Щелкунов Б.В. совершил неповиновение законному требованию сотрудника полиции, выразившееся в отказе от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Действия Щелкунова Б.В. квалифицированы по ст.19.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В обосновании доказанности вины Щербакова Б.В. суду были предоставлены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении АБ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4); рапорт инспектора МВ ОР ППСП ФИо6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7); письменные объяснения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8); предоставленные ФИО4 видиозапись разговора Щербакова Б.В. с сотрудниками полиции ДД.ММ.ГГГГ; письменные объяснения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9); письменные объяснения ФИо6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11); письменные объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13); письменные объяснения ФИо7 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15); рапорт участкового уполномоченного ОУУП и ПДН ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
В обосновании своей невиновности Щелкунов Б.В. кроме своих показаний ссылается на показания ФИО2, а так же на предоставленные им видиозаписи произошедшего ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения судом дела об административном правонарушении были исследованы представленные сторонами письменные доказательства, просмотрены видиозаписи содержащиеся на 5 DVD-дисках, находящихся в деле, допрошены должностное лицо возбудившее дело об административном правонарушении ФИО3, а так же свидетели ФИО4, ФИО5, ФИо6, ФИО1, ФИо7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10.
Вместе с тем, судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности. Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения, предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.4, ч.1 и 3 ст.28.6 КоАП РФ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу требований ч.4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с ч.4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Системное толкование вышеприведенных положений ст.28.2 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого он составлен. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица об их внесении.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным ОМВД России по г.о. Егорьевск ФИО3 в отношении Щелкунова Б.В. был составлен протокол АБ № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.3 КоАП РФ.
Определением Егорьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанный протокол об административном правонарушении возвращен в орган административной юрисдикции для устранения недостатков, делающих невозможным рассмотрение дела.
Определением участкового уполномоченного УУП ОМВД по городскому округу Егорьевск ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в протокол об административном правонарушении в отношении Щелкунова Б.В. внесены изменения в части даты совершения административного правонарушения, а также в части указания на часть статьи 19.3 КоАП РФ, которая вменяется в вину Щелкунову Б.В.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о том, что изменения в протокол АБ № об административном правонарушении были внесены в присутствии Щелкунова Б.В., а также о его извещении о необходимости явки к должностному лицу для рассмотрения вопроса о внесении изменений в протокол об административном правонарушении.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с нарушением требований ст.28.2 КодАП РФ, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и также влечет нарушение права этого лица на защиту.
Поскольку при производстве по делу об административном правонарушении, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, имели место существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, повлекшие за собой нарушение права лица привлекаемого к административной ответственности на защиту и данные нарушения не могут быть устранены в ходе рассмотрения дела судом, то составленный в отношении Щелкунова Б.В. протокол об административном правонарушении подлежит возврату должностному лицу возбудившему дело об административном правонарушении в порядке предусмотренном п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Однако в силу положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, истечение срока давности привлечения к административной ответственности на дату рассмотрения дела об административном правонарушении, является обстоятельством, исключающим возможность возвращения протокола об административном правонарушении должностному лицу, для устранения обстоятельств препятствующих рассмотрению дела, по основаниям предусмотренным п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, составляет три месяца.
Согласно материалам дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, имели место ДД.ММ.ГГГГ, таким образом срок давности привлечения Щелкунова Б.В. к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное означает, что на дату рассмотрения дела об административном правонарушении, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности за совершение вменяемого ему административного правонарушения истек.
Исходя из положений ст.4.5 и п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года №9-П, после истечения сроков давности государство отказывается от преследования лица за административное правонарушение. Не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Поскольку на момент рассмотрения дела срок давности привлечения Щелкунова Б.В. к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании ст.ст. 3.8. 4.1, 4.5, 24.5, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении №г., предусмотренном ч.1 ст.19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ЩЕЛКУНОВА Б.В. прекратить, по основаниям предусмотренным п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Копию постановления направить в ОМВД России по городскому округу Егорьевск и вручить Щелкунову Б.В..
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение 10 дней, с момента получения или вручения копии мотивированного постановления.
Федеральный судья подпись Игнатов Н.Ю.