Решение по делу № 2-296/2016 ~ М-236/2016 от 28.01.2016

Дело № 2-296/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2016 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Пшечук Н.А.,

при секретаре Мещеряковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке, Пензенской области, ул. Рабочая, 199, в помещении суда

гражданское дело по иску Степановой Ю.Е., Степановой Д.В. к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Степанова Ю.Е., Степанова Д.В. обратились в суд с иском, указав, что Пензенским военным лесничеством в ДД.ММ.ГГГГ им была предоставлена однокомнатная <адрес> двухквартирном жилом <адрес>, общей площадью <данные изъяты>

Указанная квартира находится в собственности Российской Федерации.

Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации .

В результате проведенной реорганизации учреждений Министерства обороны РФ, а именно присоединения федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, дом, в том числе и предоставленная им в пользование квартира, закреплены за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» МО РФ на праве оперативного управления.

Согласно справки администрации Сюзюмского сельского совета Кузнецкого района Пензенской области в квартире они проживают с ДД.ММ.ГГГГ

В досудебном порядке разрешить вопрос о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации не удалось, несмотря на многочисленные обращения в различные инстанции на протяжении двух лет.

Просили признать за ними право собственности по 1/2 доли за каждым в порядке приватизации на <адрес>, общей площадью <данные изъяты>

В судебное заседание истцы Степанова Ю.Е., Степанова Д.В. не явились, извещены.

Представитель истцов Степановой Ю.А., Степановой Д.В. – Музыкант О.И., действующая по письменному ходатайству, в соответствии с требованиями части 6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, суду дополнительно пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ истцы в очередной раз обратилась с заявлением к ответчикам по вопросу приватизации занимаемого ими жилья - <адрес>, однако до настоящего времени ответчиками вопрос не разрешен, ответ на обращение не получен.

В связи с тем, что истец Степанова Ю.Е. и её несовершеннолетняя дочь Степанова Д.В. на законных основаниях вселились в квартиру, зарегистрированы в ней с ДД.ММ.ГГГГ, квартира не является служебным жилым помещением, просила суд иск удовлетворить и признать за Степановыми Ю.В. и Д.В. право собственности по 1/2 доли за каждым в порядке приватизации на <адрес>, общей площадью <данные изъяты>

Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных истцами требований к ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» МО РФ отказать в полном объеме, поскольку не является уполномоченным органом по предоставлению гражданам жилых помещений на условиях социального найма с заключением соответствующего договора.

Представитель третьего лица администрации МО Сюзюмский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 11 вышеназванного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации лишь жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 6 вышеназванного Закона РФ предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Судом установлено, что решением профгруппы Пензенского военного лесничества от ДД.ММ.ГГГГ. Степановой Ю.Е. была предоставлена <адрес> по адресу: <адрес>

Из копии свидетельства о рождении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Степанова Д.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки администрации Сюзюмского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ Степанова (Кошелева) Ю.Е. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, вместе с ней зарегистрирована несовершеннолетняя дочь Степанова Д.В.

На момент предоставления квартиры Степановой Ю.Е. правообладателем квартир и жилых домов в <адрес> являлось ФГКЭУ «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района».

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Данным постановлением установлено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда, осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно передаточному акту при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ФГКЭУ «Пензенская КЭЧ района» передало, а ФГКУ «Приволжско-Уральское ТОИО» Министерства обороны РФ приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГКЭУ «Пензенская КЭЧ района» и является его правоприемником.

Жилой дом, в котором расположена спорная квартира, является собственностью Российской Федерации, находится в ведении Министерства обороны РФ и закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сведениям, представленным ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, спорная квартира не отнесена к служебному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации.

Поскольку истцы вселились в жилое помещение на законных основаниях, зарегистрированы в нем и более 15 лет пользуются квартирой, к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Отсутствие письменного договора социального найма не указывает на незаконность проживания истцов в спорной квартире и не лишает их права получить занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации в соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В связи с чем Степановы Ю.Е. и Д.В. имеют право на приобретение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации в соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно сведениям, представленным ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, спорная квартира не отнесена к служебному жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что в соответствии с п. 33 Устава ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства обороны РФ учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, не имеет возможности в установленном законом порядке, заключить договор передачи квартиры в собственность, а также на то, что не определен порядок передачи жилых помещений в собственность по договору приватизации, не может служить основанием для возложения неблагоприятных последствий на истцов при реализации ими предусмотренного законом права.

Поскольку истцы вселились в жилое помещение на законных основаниях и приобрели право пользования данным помещением, к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Отсутствие письменного договора социального найма не указывает на незаконность проживания истцов в спорной квартире и не лишает их права получить занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации в соответствии со ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что Степановы Ю.Е., Д.В. право на бесплатную приватизацию не использовали. Указанные обстоятельства подтверждаются архивными справками администрации Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ., справкой администрации МО Сюзюмский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ

Степановы Ю.Е. и Д.В. проживают в спорном жилом помещении, исполняют обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Право пользования истцами спорной квартирой никем не оспорено, исковых требований о признании их не приобретшими или утратившими право пользования, о выселении собственник жилого помещения не предъявлял. Доказательств того, что право пользования жилым помещением у истцов не возникло, ответчиками не представлено.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24.08.1993 № 8 требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

При таких обстоятельствах, исковые требования Степановой Ю.Е. и Степановой Д.В. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Степановой Ю.Е., Степановой Д.В. удовлетворить.

Признать за Степановой Ю.Е., Степановой Д.В. право собственности по 1/2 доли за каждой в порядке приватизации на <адрес>, общей площадью <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:

2-296/2016 ~ М-236/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанова Юлия Евгеньевна
Степанова Дарья Владимировна
Ответчики
ФГКУ "приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Министерство обороны РФ
Другие
МО администрация Сюзюмского сельсовета
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Пшечук Н.А.
Дело на странице суда
kuznetsky--pnz.sudrf.ru
28.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2016Передача материалов судье
29.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2016Подготовка дела (собеседование)
17.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2016Судебное заседание
23.03.2016Судебное заседание
05.04.2016Судебное заседание
08.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2016Дело оформлено
27.07.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее