№
Р Е Ш Е Н И Е
18 января 2018 года с. Шалинское
Красноярского края
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тыченко С.В.,
при секретаре Ильчук М.А.,
с участием защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – главного врача КГБУЗ «Манская районная больница» Шишкиной И.В. – Колосковой У.В. (на основании доверенности от 23.11.2017 г.),
представителя прокуратуры Манского района Красноярского края – Сахаровой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе главного врача КГБУЗ «Манская районная больница» Шишкиной Ирины Владимировны, на постановление заместителя руководителя Красноярского УФАС России № А437П-7.31/17 от 24 июля 2017 года, которым должностное лицо – главный врач КГБУЗ «Манская районная больница» Шишкина И.В., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Красноярского УФАС России № А437П-7.31/17 от 24 июля 2017 года, должностное лицо – главный врач КГБУЗ «Манская районная больница» Шишкина И.В., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, за то, что Шишкина И.В., являясь должностным лицом заказчика, ответственным за контроль за исполнением Закона о контрактной системе Заказчика, а также обеспечение современной передачи сведений о заключенных: контрактах и их исполнении на официальном сайте, не совершила действий по представлению путем своевременного размещения на официальном сайте в сети Интернет сведений об исполнении контрактов.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением главный врач КГБУЗ «Манская районная больница» Шишкина И.В., подала на него жалобу, в котором просит вышеуказанное постановление отменить, объединить постановления о назначении административного наказания по делам: №А429П-7.31/17; №А435П-7.31/17; №Д427П-7.31/17; №А428П-7.31/17; №А430П-7.31/17; №А427П-7.31/17; №А431П-7.31/17; №А432П-7.31/17; №А433П-7.31/17 в одно производство и назначить одно наказание, в случае установления её виновности. Доводы жалобы мотивированы тем, что по результатам проверки в отношении Шишкиной И.В. прокурором района 12.05.2017 года возбуждено 10 дел об административном правонарушении по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ. Все 10 постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении рассмотрены 19.07.2017 года. По 9 постановлениям Шишкина И.В. признана виновной и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей за каждое правонарушение. По одному постановлению производство прекращено ввиду малозначительности. Заявитель считает, что если в рамках одной проверки, выявлены несколько однородных нарушений одних и тех же правил, подпадающих под одну статью КоАП РФ, то Кодекс не предусматривает возможность применения наказания отдельно за каждый факт нарушения, так как это одно правонарушение. Поэтому у административного органа не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных фактов как самостоятельное административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ и устанавливать за каждое из них административное наказание. По мнению, заявителя в данном случае необходимо было применить положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Также ссылается на то, что Шишкина И.В. с 02.12.2016г. по 29.12.2016г. находилась в очередном отпуске, на период её отпуска исполняющей обязанности главного врача КГБУЗ «Манская РБ» была назначена Карпова Л.М.
В судебное заседание заявитель Шишкина И.В. не явилась, извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела, о допросе свидетелей, а также об оказании содействия в получении каких-либо доказательств по делу, не заявлены. Основания для отложения слушания на более поздний срок судом не установлены.
В судебном заседании защитник Колоскова У.В. доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснив, что Шишкина И.В. не могла быть привлечена к административной ответственности за несвоевременное направление информации о заключённом контракте, поскольку это является обязанностью назначенного ею контрактного управляющего.
Представитель прокуратуры Сахарова Д.В. в судебном заседании считает данное Постановление заместителя руководителя Красноярского УФАС России от 24 июля 2017 года законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель Красноярского УФАС России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил данную жалобу рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав защитника, представителя прокуратуры Манского района Красноярского края, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 36.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Постановлением заместителя руководителя Красноярского УФАС России № А437П-7.31/17 от 24 июля 2017 года, должностное лицо – главный врач КГБУЗ «Манская районная больница» Шишкина И.В., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за то, что Шишкина И.В., являясь должностным лицом заказчика, ответственным за контроль за исполнением Закона о контрактной системе Заказчика, а также обеспечение современной передачи сведений о заключенных: контрактах и их исполнении на официальном сайте, не совершила действий по представлению путем своевременного размещения на официальном сайте в сети Интернет сведений об исполнении контрактов.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таковым правонарушением признаётся ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Согласно части 3 статьи 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение трёх рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 -1,9, 12 и 14 части 2 этой же статьи информацию о заключении контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 112 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляется обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 913 Положением о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода её в эксплуатацию установлен порядок размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров (www.zakupki.gov.ru), подлежащей размещению в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода её в эксплуатацию.
На основании пункта 3 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляет Федеральное казначейство.
Основанием для привлечения Шишкиной И.Г. к административной ответственности послужил факт выявления несвоевременного направления информации о заключении КГБУ «Манская РБ» контракта №Ф.2016.396589 от 27 декабря 2016 г. с ИП Кругловой О.В. на оказание услуг по поставке продуктов питания, на официальном сайте в сети Интернет (фактически сведения были направлены 24 января 2017 г.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела об административном правонарушении, данными сайта (www.zakupki.gov.ru), и в жалобе не оспаривается.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокурор, возбудивший дело об административном правонарушении, должностное лицо УФАС, вынесшее обжалуемое постановление исходили из того, что ответственность за нарушение срока направлений указанных выше сведений несёт главный врач КГБУ «Манская РБ» как его руководитель.
Однако, такой вывод не подтверждается представленными в дело доказательствами.
Так, согласно имеющейся в деле должностной инструкции главный врач несёт ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.
К таким обязанностям наряду с прямо указанными в инструкции отнесены обязанности по организации работы учреждения, в том числе по созданию условий, обеспечивающих снижение уровня коррупции.
При этом обязанности по направлению указанной в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, для их размещения в единой информационной системе информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указанная должностная инструкция главного врача не предусматривает.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 38 указанного Федерального закона в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).
В соответствии с частью 4 этой же статьи контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
2)разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесённые в него изменения;
3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, ответственность за указанное в обжалованном постановлении, деяние у Шишкиной И.В. могла бы наступить лишь в случае непринятия ею мер к назначению должностного лица, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, то есть контрактного управляющего, либо необеспечение последнему условий (создание препятствий) для исполнению им своих обязанностей.
Согласно имеющимся в материалах дела приказам № 263-пр от 27 декабря 2013 г. о назначении лицом, ответственным за осуществление закупок (контрактным управляющим) юрисконсульта по вопросам контрактной службы, № 264-пр от 27 декабря 2013 г. о создании Единой комиссии по осуществлению закупок, согласно приложению № 2 к которому к членам указанной комиссии отнесена ФИО8 - юрисконсульт по вопросам контрактной службы, должностная инструкция указанного должностного лица с подписью ФИО8 об ознакомлении с ней ДД.ММ.ГГГГ
Согласно указанной инструкции юрисконсульт по вопросам контрактной службы является контрактным управляющим учреждения (п. 1.2), обязан знать, в том числе Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 1.8), размещать в единой информационной системе план закупок, план-график и внесённые в них изменения, извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов (договоров), заключать контракты, размещать отчёты заказчика, иную информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.п.2.3,2.6,2.9,2.10,2.12,2.15,2.16), несёт в том числе административную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач (п.п.4.1,4.1.2).
Согласно имеющимся в деле приказам, ФИО8 в указанный в обжалованном постановлении период в отпуске не находилась.
При этом согласно данным сайта www.zakupki.gov.ru все сведения, направляемые КГБУЗ «Манская ЦРБ» в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для размещения их в единой информационной системе информации в период с 2014 года по август 2017 г. были подписаны электронной подписью ФИО8, что указывает на создание последней руководителем учреждения условий для исполнения обязанностей контрактного управляющего.
В соответствии с частями 1,3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Данных о том, что в результате ненадлежащего исполнения главным врачом Шишкиной И.В. своих обязанностей контрактный управляющий учреждения Исаева М.А. была лишена возможности исполнять свои обязанности, в том числе по своевременному направлению в Федеральное казначейство информации о заключении указанного в обжалованном постановлении контракта в материалах дела нет и при настоящем рассмотрении дела суду не представлено.
При таких обстоятельствах доводы защитника Шишкиной И.В. об отсутствии вины Шишкиной И.В. в несвоевременном направлении сведений о заключении контракта и иных подлежащих размещению документов не могут считаться опровергнутыми.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Доводы защитника о том, что срок давности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности в отношении должностного лица – главного врача КГБУЗ «Манская районная больница» Шишкиной И.В., истек, в связи с чем, производство по делу подлежало прекращению, основано на неверном толковании норм права, в частности, положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по смыслу которых истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не влечет отмену обжалуемого постановления и прекращение производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Красноярского УФАС России № А437П-7.31/17 от 24 июля 2017 года, в отношении должностного лица – главного врача КГБУЗ «Манская районная больница» Шишкина Ирины Владимировны, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, - отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Манский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья С.В. Тыченко