Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-533/2011 от 18.03.2011

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                 ДД.ММ.ГГГГ

Боровичский районный суд <адрес> в составе:

судьи Кондратьевой В.Л.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Боровичского муниципального района <адрес> и Администрации Боровичского городского поселения <адрес> об обязании осуществления действий по изъятию земельного участка и сгоревшего жилого помещения, регистрации решений об их изъятии; взыскании выкупной цены за жилое помещение и долю земельного участка,

у с т а н о в и л:

          ФИО1 обратились в Боровичский районный суд <адрес> с иском к Администрации Боровичского городского поселения (далее Администрация поселения) и Администрации Боровичского муниципального района (далее <адрес>), который после изменения сформулировала требованием об обязании осуществления действий по изъятию земельного участка и сгоревшего жилого помещения, регистрации решений об их изъятии; взыскании выкупной цены за жилое помещение и долю земельного участка.

В обоснование своих требований ФИО1 указала следующее. <адрес>А по <адрес>, в котором ей с 2005 года на праве собственности принадлежит однокомнатная <адрес>Б, неоднократно включавшийся в список жилых домов, отнесенных к ветхим и аварийным, был поврежден в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией дом был признан непригодным для проживания и в 2008 году <адрес> было принято решение о его сносе, которое до настоящего времени не исполнено.

В связи с этим, истица считает, что в соответствии со ст.32 ЖК РФ ответчики обязаны принять решение об изъятии земельного участка, на котором находится жилой <адрес>-А по <адрес> и её квартира; зарегистрировать решение об их изъятии и выплатить ей выкупную цену за жилое помещение в размере 584 000 рублей и долю земельного участка в размере 200 638 рублей 92 копейки. Просит суд удовлетворить данный иск.

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежаще.

В судебном заседании представитель истца - ФИО5, действующая по доверенности, заявленные исковые требования ФИО1 поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, пояснила следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной регистрационной службы по <адрес> за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на однокомнатную квартиру (жилое помещение) полезной площадью 42,8 кв. м., в том числе жилой - 26,2 кв. м., по адресу: <адрес> А,      <адрес>Б. По указанному адресу ФИО1 была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. С регистрационного учета на сегодняшний день не снята.

Согласно письму Администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> и <адрес> была утверждена программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 г.г.». Согласно прилагаемому к указной программе реестру ветхих и аварийных жилых строений <адрес> А по <адрес> был включен в указанный список. Администрацией был также утвержден и план финансирования программы.

По истечении срока реализации указанной программы было принято новое Постановление Администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка жилых домов, отнесенных к ветхим и аварийным», изданному в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания», <адрес> А по <адрес> в <адрес> был вновь включен в список ветхого и аварийного жилья.

Подтверждением существования программы переселения в 2001-2005 г.г. и утверждения списков домов аварийного и ветхого фонда служит адресованное главе Боровичского городского поселения письмо <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому 2001 и 2005 г.г. на территории <адрес> и <адрес> были утверждены списки аварийного и ветхого жилищного фонда, а также прокуратурой <адрес> указано на допустимость повторного обследования домов, включенных в названные списки

<адрес>А по <адрес>, в котором расположена квартира ФИО1, был поврежден в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ. Виновные лица были установлены - ФИО2, 1944 г.р., которая занимала жилое помещение по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ актом обследования жилого <адрес>А по <адрес>, составленным межведомственной комиссией, указанный жилой дом признан                   не подлежащим восстановлению.

ДД.ММ.ГГГГ согласно заключению межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -рз, жилой дом признан непригодным для постоянного проживания.

В 2008 году ФИО1 была произведена оценка однокомнатной квартиры. расположенной по адресу: <адрес> А, <адрес>Б. Согласно отчета рыночная стоимость жилого помещения составила 584 000 (пятьсот восемьдесят четыре тысячи) рублей.

Согласно распоряжению Администрации Боровичского муниципального района -рг от ДД.ММ.ГГГГ «О признании домов аварийными» на основании заключений межведомственной комиссии признаны аварийными дома муниципального жилищного фонда, в т.ч. <адрес> А по <адрес> в <адрес>.

В соответствии с п. 3 данного распоряжения Администрации Боровичского городского поселения рекомендовано обеспечить снос или реконструкцию жилых домов после отселения граждан за счет средств Администрации городского поселения.

Таким образом, решение о сносе указанного дома на момент издания распоряжения было принято органом местного самоуправления. На сегодняшний день дом фактически разрушен, каких-либо предложений о предоставлении жилого помещения от Администрации Боровичского городского поселения не поступало.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района исх. от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении земельного участка и было сообщено ФИО1 о том, что согласно распоряжению Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -рг «О признании домов аварийными» на <адрес> А по <адрес> в связи с признанием его аварийным наложено запрещение на совершение сделок с ним.

Решением Совета депутатов Боровичского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ                 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан проживающих на территории Боровичского городского поселения <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2010 году с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» (далее - программа на 2010 год) утверждена муниципальная адресная программа, в которую <адрес> А по <адрес> в <адрес> не был включен.

Администрацией Боровичского городского поселения в письме исх. -ог от ДД.ММ.ГГГГ ей было рекомендовано встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Более того, в указанном письме было сообщено, что в 2010 году на территории Боровичского городского поселения утверждены две программы переселения с учетом софинансирования программных мероприятий за счет средств из бюджетов вышестоящих уровней власти. Обе программы действительны только в отношении домов, признанных аварийными в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истица считает, что Администрация Боровичского городского поселения на сегодняшний день нарушает ее права, не выполняя требования жилищного законодательства, предусмотренные ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по следующим основаниям:

С 1985 года до 2003 года жилые дома и жилые помещения признавались непригодными для постоянного проживания в соответствии с «Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания» (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ).

С 2003 года согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения):

а) находящиеся в ветхом состоянии;

б) находящиеся в аварийном состоянии;

в) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания     решаются     межведомственной     комиссией,     создаваемой     органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований (территориальной разобщенности, плотности населения, состояния жилищного фонда, других факторов) и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Таким образом, <адрес> А по <адрес> в <адрес> уже в 2000 году Администрацией <адрес> и <адрес> был признан непригодным для проживания. При этом, как видно из вышеприведенных нормативных актов, и аварийный, и ветхий дом признается непригодным для проживания.

На сегодняшний день действует новое Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», которое разделило помещения на три категории: жилые помещения, жилые помещения непригодные для проживания и многоквартирные дома аварийные и подлежащие сносу. При этом из анализа норм видно, что аварийные и подлежащие сносу многоквартирные дома также относятся к общему понятию «жилые помещения непригодные для проживания».

Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям.

В соответствии с п. 38 указанного нормативного акта жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие в утвержденной программе на 2010 год сведений о <адрес>А само по себе не может свидетельствовать о том, что дом является пригодным для проживания.

Признание дома аварийным является основанием для расселения жителей дома. При этом расселение граждан, проживающих в аварийном доме на основании договоров социального найма, производится в соответствии со статьями 86-89 ЖК РФ.

В соответствии с ответом Администрации Боровичского городского поселения исх. -ог от ДД.ММ.ГГГГ мне было рекомендовано встать на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Данная позиция, на мой взгляд, не может быть расценена как правомерная, поскольку противоречит ст. 32 ЖК РФ.

Правоотношения с собственниками жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируются ст. 32 ЖК РФ.

Указанная статья ЖК РФ гарантирует гражданам РФ - собственникам жилых помещений обеспечение их жилищных прав при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 10 указанной статьи признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Более того, согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -В09-4 факт неизъятия земельного участка, являющийся в силу статьи 32 ЖК Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, подлежащем сносу, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.

Администрация Боровичского городского поселения вынесла ФИО1 предписание от ДД.ММ.ГГГГ -и, согласно которому собственникам помещений в <адрес>А по <адрес> в <адрес> необходимо было привести дом и прилегающую к нему территорию в надлежащее состояние либо осуществить снос дома. Указанные мероприятия провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ Собственники указанного требования не выполнили, что должно было повлечь изъятие как земельного участка, на котором расположен жилой дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Однако Администрация данного требования закона не выполнила до сих пор.

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа.

Согласно п. 2 ст. 32 ЖК РФ решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (ч.5 ст.32 ЖК РФ).

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 ст. 32 ЖК РФ. В нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В силу ч.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно «Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ) решение о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, в том числе по принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кад. №53:22:0020619:5 указанный земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Размер доли в праве: доля в праве пропорционально размеру общей площади помещения.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»).

Согласно пп. «б» п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

В силу ст. 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Между тем, согласно ч. 2 ст. 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно справке ООО «Риэлт плюс Строй» -П от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость подлежащего изъятию земельного участка составляет 1 000 000 рублей.

Таким образом, рыночная стоимость части изымаемого земельного участка,
принадлежащей ФИО1, как собственнику жилого помещения в
многоквартирном доме, составляет 199719,04 руб. (S общ.помещ. = 213,3 кв.м., S зу на 1 кв.м.помещений = 961/213,3=4,505кв.м, S зу, принадл. ФИО1 = 4,505*42,8=192,814 кв.м., стоимость доли ЗУ, принадлежащей ФИО1 = 192,814*(1000000,00/961,0) = 200638 рублей 92 копейки.)

Согласно ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Просит обязать Администрацию Боровичского городского поселения, Администрацию Боровичского муниципального района осуществить следующие действия: принять решение об изъятии жилого помещения полезной площадью 42,8 кв. м., в том числе жилой - 26,2 кв. м., по адресу: <адрес>А, <адрес>Б и земельного участка с кад. №53:22:020619:5, на котором расположен <адрес>А по <адрес>.; зарегистрировать в Управлении Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> решение об изъятии жилого помещения и земельного участка, на котором расположен <адрес> А по                                   <адрес>. Взыскать с Администрации Боровичского городского поселения, Администрации Боровичского муниципального района в пользу ФИО1 выкупную цену за жилое помещение в виде однокомнатной квартиры полезной площадью 42,8 кв. м., в т.ч. жилой - 26,2 кв. м., по адресу: <адрес>А, <адрес>Б, в размере 584 000 рублей, а также рыночную стоимость доли земельного участка с кад. №53:22:020619:5, принадлежащего ФИО1, в размере 200 638 рублей 92 копейки.

Дополнила, что жилое помещение, принадлежащее её доверительнице, застраховано не было. Принять меры по восстановлению жилого <адрес>-А по <адрес> истица самостоятельно не имеет возможности, так как дом был 9-ти квартирным и большая часть квартир была муниципальной.

В судебном заседании представитель ФИО3 - Администрации Боровичского муниципального района - ФИО6, действующие по доверенности, данные исковые требования не признала, подержала письменные возражения по иску и пояснила следующее. <адрес>-А по <адрес> был уничтожен в результате пожара. В связи с этим он и был признан непригодным для проживания.

Сгоревший дом состоял из 10 квартир. Три квартиры находились в собственности у граждан, 7 квартир были муниципальной собственностью.

В соответствии с ответом Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 разъяснено, что <адрес> А является муниципальной собственностью. В указанном доме квартира № ЗБ общей площадью 42,8 кв.метра принадлежит ФИО1 на праве собственности на основании свидетельства о праве наследства по завещанию.

Постановлением Администрации города и района от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> А был лишь внесен в список ветхого и аварийного жилищного фонда. В соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ о Программе «Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах» переселение граждан может производиться только при вынесении заключения о признании дома аварийным специализированной комиссией. <адрес> А специализированной комиссией аварийным не признавался и не может быть признан в связи с отсутствием объекта.

Гибель жилого помещения, находящегося на праве собственности, является риском случайной гибели, которую несет собственник, и соответственно в этой ситуации Администрация муниципального района никаких обязательств перед собственником                           не имеет. В соответствии со ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество прекращается в случае его гибели или уничтожения.

В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд у собственника.

Право собственности ФИО1 на земельный участок под жилым домом А по <адрес> не зарегистрировано.

Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Данные, содержащиеся в кадастровом паспорте внесены на основании аэрофотосъемки, проведенной в 1998 году, целью которой было проведение инвентаризация земель. Материалы инвентаризации земель утверждены Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Работы по формированию земельного участка не проводились, границы его также не утверждались. Таким образом, указанный земельный участок относится к землям государственная собственность, на которые не разграничена.

Таким образом, право собственности ФИО1 на долю земельного участка, как собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме должно возникнуть по основаниям, предусмотренным части 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», то есть с момента формирования земельного участка.

В соответствии со статьей 7.3. Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Боровичского муниципального района для приобретения права собственности на сформированный земельный участок под многоквартирным жилым домом лицо, уполномоченное общим собранием собственников жилья, обращается в управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> отдел с заявлением о приобретении прав на земельный участок в общую долевую собственность с приложением его кадастрового паспорта.

В исковом заявлении истица полагает, что земельный участок сформирован в соответствии с требованиями законодательства и изъятие земельного участка должна проводить Администрация Боровичского муниципального района на основании ст. 3 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении земельных участков на территории <адрес>», однако в случае если земельный участок сформирован в установленном законом порядке, изъятие земельного участка должна проводить Администрация городского поселения на основании части 2 ст. 2 вышеуказанного областного закона.

Правомочия собственника земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований <адрес>

Поскольку участником общей долевой собственности является Администрация Боровичского городского поселения, то в соответствии с вышеуказанными положениями областного закона изъятие земельного участка должна осуществлять именно она.

В соответствии с ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Поскольку решение об изъятии земельного участка не может быть принято, так как земельный участок относится к землям Государственной собственности, право собственности, на которые не разграничено, то и решение об изъятии жилого помещения принято быть не может

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Собственники жилых помещений (Администрация Боровичского городского поселения, Васильева и ФИО1) действий по сносу                          не предприняли.

Отчет об оценке рыночной стоимости квартиры от ДД.ММ.ГГГГ произведен на основании представленных истицей документов - инвентарного плана и свидетельства о государственной регистрации права собственности, описание квартиры произведено со слов истицы, в отчете об оценке не указана реальная стоимость жилого помещения после пожара.

Правоотношения, возникают в связи с признанием жилого дома аварийным в результате пожара, таким образом и выкупная стоимость жилых помещений должна рассчитываться исходя из признания жилого помещения ветхим и аварийным в следствие пожара.

Стоимость доли земельного участка, которая по мнению истицы должна подлежать изъятию рассчитана на основании справки ООО «Риэлт плюс Строй» от ДД.ММ.ГГГГ, хотя в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости (статья 3 Федерального закона № 135-ФЗ). Согласно статье 4 указанного выше федерального закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закон.

Таким образом, справка ООО «Риэлт плюс Строй» не является документом, подтверждающим стоимость предмета оценки, так как составлена не уполномоченным субъектом и противоречит требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, истица самостоятельно хочет распорядиться общим имуществом многоквартирного жилого дома, на которое, как она утверждает, у нее возникло право общей долевой собственности. В соответствии со статьями 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ (преимущественное право покупки).

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Риск случайной гибели имущества несет сам собственник имущества, поэтому какие-либо обязанности, в связи с утратой имущества ФИО1, на Администрацию Боровичского муниципального района возложены быть не могут.

Земельный участок, на котором находился сгоревший дом, в установленном законом порядке сформирован не был, поэтому он не может быть изъят для муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного, считает доводы, приведенные в исковом заявлении не подлежащими удовлетворению. Полагает, что иск предъявлен к ним, как к ненадлежащему ФИО3, просит суд в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Боровичского муниципального района отказать.

В судебном заседании представитель ФИО3 - Администрации Боровичского городского поселения - ФИО7, действующий по доверенности, исковые требования ФИО1 не признал, поддержал письменные возражения на иск, их которых усматривается следующее.

Истице на праве собственности принадлежала квартира № ЗБ, расположенная по адресу: <адрес> А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный дом был уничтожен в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, по вине одного из жильцов дома - ФИО2 Жилое помещение, принадлежащее истице, также было полностью уничтожено огнем, материальной стоимости не имеет.

В силу статьи 211 и части 1 статьи 235 ГК РФ риск случайной гибели имущества несет собственник имущества, причем в случае гибели или уничтожения имущества право собственности на него прекращается.

Таким образом, с момента уничтожения огнем <адрес>А по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) право собственности истицы на квартиру № ЗБ, расположенную в указанном доме, также прекратилось. В связи с физическим прекращение существования квартиры истица перестает нести какие-либо обязанности и иметь права в отношении утраченной вещи, за исключением права на возмещение вреда (статья 1064 ГК РФ).

Вывод ФИО1 о необходимости применения к спорным правоотношениям статьи 32 ЖК РФ, также считают безосновательным.

В соответствии с частью 1 статьи 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят только у его собственника путем выкупа.

Земельный участок под домом истицы в ее собственность либо в собственность иных собственников помещений в данном доме не передавался. Следовательно, в силу части 10 статьи 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распорядителем такого земельного участка является орган местного самоуправления муниципального района.

По смыслу статьи 32 ЖК РФ решение о сносе аварийного дома либо его реконструкции и решения об изъятии земельного участка под ним принимается органом местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством и по строго установленной процедуре.

В случае бездействия органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 ЖК РФ, заинтересованные лица вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Между тем, истица обращается в суд с иском о защите субъективного права, ошибочно полагая, что между сторонами усматривается спор о праве, подлежащий разрешению в порядке искового производства.

Между тем, на момент пожара ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под указанным домом в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности сформирован не был, государственный кадастровый учет в отношении него также не проводился, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из Государственной поземельной книги <адрес> и <адрес>.

Поскольку земельный участок под сгоревшим домом не формировался и в собственность никому не передавался, он не может быть изъят для муниципальных нужд, так как находится в ведении органа местного самоуправления.

Представленная представителем истицы копия кадастрового паспорта спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ только подтверждает, что Земельная кадастровая палата признала материалы инвентаризации земель, утвержденные постановлением Администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , достаточными для внесения записи о земельном участке в государственный кадастр недвижимости.

При этом запись о спорном земельном участке вносилась в государственный кадастр недвижимости в июле-августе 2010 года, когда истица в связи с утратой жилого помещения на пожаре уже перестала быть собственником квартиры в доме (статья 235 ГК РФ) и, следовательно, прав в отношении земельного участка под многоквартирным домом приобрести не могла.

Изъятие земельного участка возможно осуществить только в том случае, если его границы определены с достаточной точностью (в настоящее время до 0,1 м).

Из приведенных характеристик участка невозможно определить его границы и расположение на местности: проходит ли граница земельного участка по фасад сгоревшего дома либо определена в иных пределах.

Помимо указанного, невозможно также установить и долю в праве на этот участок, принадлежащую истице. Поскольку на данный момент времени спорное строение уничтожено огнем, изготовить технический паспорт на дом и жилые помещения в нем (для целей определения долей в праве на общее имущество и выкупа изымаемого участка и помещений в доме) не представляется возможным. Следовательно, в случае удовлетворения требований решение суда не может быть исполнено и к юридически значимому результату, направленному на удовлетворение требований и интересов истца, не приведет.

По смыслу части 1 статьи 36 ЖК РФ и статей 246, 247 ГК РФ земельный участок под многоквартирным домом, в случае его формирования в установленном порядке, переходит в общую долевую собственность собственников помещений данного дома, которым собственники помещений пользуются и распоряжаются по соглашению всех участников общей долевой собственности.

Таким образом, распоряжаться общим имуществом - земельным участком самостоятельно, без учета мнения иных собственников, истица была не вправе, поскольку, она не является единственным собственником спорного земельного участка.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), истица является собственником <адрес>Б в <адрес>А по <адрес>.

В материалах дела имеется уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений в ЕГРП на данный объект недвижимого имущества, в котором также отмечается, что на указанный объект наложено запрещение. Следовательно, в соответствии с законом (статья 235 ГК РФ) и исходя из уведомления, право собственности истицы на квартиру в сгоревшем доме было прекращено, и права в отношении жилого помещения и земельного участка под сгоревшим домом она приобрести не могла.

Имеются противоречия и в данных кадастровых паспортов спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ способами.

Поскольку в Гражданском кодексе РФ, в Жилищном кодексе РФ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как обязание органа местного самоуправления принять решение об изъятии земельного участка и соответствующих жилых помещений, полагатют, что оспаривание бездействия администрации поселения может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

С момента уничтожения дома огнем, право собственности истицы на сгоревшую квартиру, в силу ст.211 и 235 ГК РФ прекратилось и она перестала нести какие-либо обязанности и иметь какие-либо права в отношении утраченной вещи, за исключением права на возмещение вреда с виновного лица.

Считает, что в данном случае в рамках предъявленных требований производство по делу подлежит прекращению на основании абзаца второго статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 названного кодекса.

Судом исследованы письменные материалами дела:

- копия свидетельства о государственной регистрации права (л.д.12),

- копия постановления администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка жилых домов, отнесенных к ветхим и аварийным» и копий списка (л.д.13- 19),

- копия акта о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20),

- копия акта обследования жилого <адрес>А по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22),

- копия заключения от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания (л.д.23-24),

- копия ответа Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 (л.д.25),

- копия распоряжения администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -рг о признании домов аварийными (л.д.26-27),

- копия письма КУМИ администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28)

- копия решения Совета депутатов Боровичского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной адресной программы «переселение граждан, проживающих на территории Боровичского городского поселения <адрес>, из аварийного жилищного фонда в 2010 году с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» (л.д.29-35),

- копия ответа Администрации Боровичского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 (л.д.36)

-копия заключения о причине пожара от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49),

-ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61),

- копия отчета об оценки рыночной стоимости однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>Б с приложением (л.д.67-84),

- копия предложения Администрации Боровичского муниципального района о переселении граждан с реестром и планом (л.д.85-87),

- копия ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Боровичского городского поселения (л.д.91),

- копия Управления Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94),

- копия справки ООО «Астарта» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103),

- копия выписки Управления Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.109),

- копия кадастрового паспорта земельного участка с кад.№53:22:0020619:5 (л.д.112-114, 134-136),

- копия ответа КУМИ администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на заявления ФИО1 (л.д.124),

- копия решения совета депутатов Боровичского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении «положения об Администрации Боровичского городского поселения» (л.д.130-132),

- копия кадастрового паспорта земельного участка с кад.№53:22:0020619:5 (л.д.112-114),

- копия уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.137),

- копия выписки из государственной поземельной книги <адрес> и <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год) (л.д.138),

- фотоснимки (л.д. 194-197, 200),

- копия кадастрового плана квартала (л.д.198),

- копия каталога координат углов поворота границ землепользования (л.д.199),

- ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными материалами (л.д.214-219).

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу:

В судебном заседании установлено следующее.

Квартира -Б в <адрес>-А по <адрес> принадлежит на праве собственности истице ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).                    Квартира не была застрахована. Постановлением Администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный дом был включен в список ветхого и аварийного жилого фонда <адрес>, однако, заключения о признании дома аварийным специальной комиссией не выносилось. ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме произошел пожар по вине квартиросъемщика ФИО2, что подтверждается актом о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Согласно акту межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данный дом восстановлению не подлежит, а по заключению этой же комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом признан непригодным для постоянного проживания (л.д.21-24). В государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, находящегося в Боровичском отделе Управления Росреестра по <адрес>, межевого плана земельного участка не имеется (л.д. 214).

Согласно Распоряжения Администрации Боровичского муниципального района от                 ДД.ММ.ГГГГ -рз <адрес>-А по <адрес> (в котором имеются три квартиры, находящиеся в собственности граждан и семь квартир, предоставленных на основании договора социального найма) признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.26-27). На основании данного распоряжения был наложен запрет на совершение сделок с данным объектом недвижимости.

ФИО1,В. после пожара на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не встала, несмотря на соответствующее предложение Администрации поселения, В настоящее время истица проживает по адресу: <адрес>, где ей принадлежит на праве собственности доля в праве на жилое помещение, доставшаяся по наследству.

В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из буквального содержания приведенной правовой нормы следует, что собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным, законом                                      не предоставлено право требовать от органа местного самоуправления принять решение об изъятии земельного участка и находящихся на нем жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

На основании ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Требования ФИО1 являются неправомерными. ДД.ММ.ГГГГ квартира, принадлежащая истице была уничтожена в результате пожара. Риск гибели вещи несет собственник. Лицо, виновное в пожаре, погибло. Право собственности на квартиру у ФИО1 прекратилось в момент ее уничтожения ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 городского поселения и Администрация Боровичского муниципального района не несут бремя ответственности перед истицей ФИО1 за уничтожение ее квартиры в результате пожара.

При таких обстоятельствахсуд находит исковыетребования ФИО1 к Администрации Боровичского городского поселения и Администрации Боровичского муниципального района незаконными и необоснованными, а потому в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Боровичского городского поселения <адрес>, Администрации Боровичского муниципального района <адрес> об обязании осуществления действий по изъятию земельного участка и сгоревшего жилого помещения, регистрации решений об их изъятии; взыскании выкупной цены за жилое помещение и долю земельного участка - отказать.

           Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения.

                                     Судья        В.Л.Кондратьева.

Мотивированное решение

составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                 В.Л.Кондратьева.

2-533/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гаврилова Ольга Вячеславовна
Ответчики
Администрация городского поселения
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Кондратьева Валентина Леонидовна
Дело на странице суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
18.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.03.2011Передача материалов судье
22.03.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2011Предварительное судебное заседание
23.05.2011Предварительное судебное заседание
23.06.2011Предварительное судебное заседание
22.07.2011Судебное заседание
10.10.2011Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее