Решение по делу № 2-360/2015-Б ~ М-351/2015-Б от 14.04.2015

Дело № 2 – 360/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2015 г. с. Старосубхангулово

Бурзянский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Нагимовой <данные изъяты>.,

с участием истца – прокурора <адрес> РБ Хакимовой <данные изъяты>

представителей ответчиков:

муниципального общеобразовательного казенного учреждения начальная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан – юрисконсульта муниципального казенного учреждения районный отдел образования администрации муниципального района <адрес> РБ Галлямовой <данные изъяты>., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

Администрации муниципального района <адрес> РБ – ФИО5, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному казенному учреждению начальная общеобразовательная школа д. Саргая муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <адрес> РБ, о понуждении к обеспечению надлежащей защищенности образовательного учреждения от актов терроризма,

УСТАНОВИЛ:

    

<адрес> РБ обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному казенному учреждению начальная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <адрес> РБ, о понуждении к обеспечению надлежащей защищенности образовательного учреждения от актов терроризма и просит обязать муниципальное общеобразовательное казенное учреждение начальная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в силу оборудовать системой видеонаблюдения здание образовательного учреждения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В обоснование иска указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений муниципального района <адрес>, которой установлено, что здание муниципального общеобразовательного казенного учреждения начальная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, не оборудовано системой видеонаблюдения. Бездействие ответчика по установке указанной системы безопасности влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, об основных гарантиях прав ребенка в РФ, которые напрямую влияют как на безопасность персонала, так и на безопасность детей, находящихся в образовательном учреждении. Отсутствие системы видеонаблюдения свидетельствует о террористической уязвимости и о ненадлежащей профилактике терроризма на территории объектов образовательного учреждения.

В судебном заседании прокурор Хакимова <данные изъяты> исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила аналогично вышеизложенному в иске. Просит иск удовлетворить в полном объеме и обязать муниципальное общеобразовательное казенное учреждение начальная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в силу оборудовать системой видеонаблюдения здание образовательного учреждения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика: муниципального общеобразовательного казенного учреждения начальная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан - Галлямова <данные изъяты>., действующая по доверенности иск прокурора полностью не признала. При этом пояснила, что действительно в Школе не имеется системы видеонаблюдения, т.к. на его установку необходимы денежные затраты, которые не были заложены в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ Считает, что в Школе возможно будет установить видеонаблюдение, если будут выделены на это средства. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель ответчика: Администрации муниципального района <адрес> РБ – Ишниязов <данные изъяты> действующий по доверенности иск не признал и пояснил, что правила СНиП 31-06-2009 распространяются только на случаи проектирования новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий, а здание школы построено и введено в эксплуатацию до введения данных правил. Кроме того, прокурор не имеет право просить суд о понуждении Администрации осуществить финансовые траты из бюджета муниципального района, исходя из принципа разделения властей. Просит в иске отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 2 ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании п. 1 ч. 13 с. 30 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009", утвержденного приказом Минрегион России от ДД.ММ.ГГГГ , для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из материалов дела видно, что в <адрес> Республики Башкортостан действует МОКУ НОШ <адрес>, которая является муниципальным казенным учреждением, и согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ серии , выданной Управлением по контролю и надзору в сфере образования РБ осуществляет образовательную деятельность (<данные изъяты>

Проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> РБ, установлено, что в здании МОКУ НОШ <адрес> отсутствует система видеонаблюдения <данные изъяты>

Данный факт представителями ответчиков не оспаривается.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ РФ "Об образовании в РФ" к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ РФ "Об образовании в РФ" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ "Об образовании в РФ" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на общеобразовательное учреждение обязанности по оборудованию здания системой видеонаблюдения.

Согласно п. 1.5.1 Устава МОКУ НОШ д. Саргая учредителем школы является Администрация муниципального района <адрес> <данные изъяты>

П. 6.1 ч. 1 с. 15 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 с. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденная Президентом РФ 5 октября 2009 года предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с п. 5.2 приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11 ноября 2009 г. № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исходя из того, что отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, работников школы и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора и возложить на ответчиков субсидиарную ответственность по обеспечению МОКУ НОШ <адрес> системой видеонаблюдения, т.к. соответствующая обязанность возложена законом одновременно как на само образовательное учреждение, так и на орган местного самоуправления, являющийся также его учредителем и направлена на обеспечение безопасности несовершеннолетних детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении, на сохранение их жизни и здоровья.

Доводы представителя ответчика Администрации муниципального района <адрес> – Ишниязова <данные изъяты>. о том, что суд не может обязать Администрацию профинансировать установку системы видеонаблюдения в Школе, т.к. это будет являться вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, суд находит не состоятельными ввиду вышеизложенных требований закона.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Т.е., суд принимает во внимание, что обязанность по созданию безопасных условий обучения, в т.ч. путем установки системы видеонаблюдения в здании школы возникла у Администрации муниципального района <адрес> РБ, как органа местного самоуправления и учредителя МОКУ НОШ <адрес>.

Таким образом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности их выполнения не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Доводы представителя ответчика Администрации муниципального района <адрес> – Ишниязова <данные изъяты> о том, что требования норм СНиП 31-06-2009, которыми предусмотрено требование об установке системы видеонаблюдения, не распространяются на здания и сооружения, введение в эксплуатацию до их принятия, то есть до ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению.

Как было отмечено выше, на образовательное учреждение законодательством возложена обязанность создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ "Об образовании в РФ"). При этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 указанного ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Из приложения "В" к Своду правил СП 118.13330.2012 следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Учитывая изложенное, поскольку система видеонаблюдения в соответствии со сводом правил является одним из средств, обеспечивающих безопасность в школах, то для обеспечения надлежащего контроля за обстановкой ее установка необходима, ведь ответчики с учетом посещаемости образовательного учреждения обязаны обеспечить безопасность обучающихся и работников учреждения. При этом установка данных систем не нарушает целостность и конструктивных особенностей зданий.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также, с учетом справки от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной МКУ районный отдел образования Администрации муниципального района <адрес> РБ <данные изъяты> и в связи с тем, что решение должно быть исполнимо, ответчикам надлежит установить шестимесячный срок для оборудования системой видеонаблюдения здание образовательного учреждения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, исчислять его с момента вступления судебного акта в законную силу.

В соответствии с п. 9, 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве ответчиков.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

По смыслу Закона если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку истец – прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц (учеников, учителей и иных граждан), то суд считает необходимым взыскать с ответчика - МОКУ НОШ <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>, т.е., как если бы вышеуказанные лица сами бы обратились в суд за защитой своих прав и законных интересов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному казенному учреждению начальная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <адрес> РБ, о понуждении к обеспечению надлежащей защищенности образовательного учреждения от актов терроризма, удовлетворить в полном объеме.

Обязать муниципальное общеобразовательное казенное учреждение начальная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать системой видеонаблюдения здание муниципального общеобразовательного казенного учреждения начальная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Взыскать с муниципального общеобразовательного казенного учреждения начальная общеобразовательная школа д. Саргая муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение в окончательном виде изготовлено 10 июня 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Бурзянский районный суд РБ.

Председательствующий судья:                 <данные изъяты> Нагимова

2-360/2015-Б ~ М-351/2015-Б

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Бурзянсокго района
Ответчики
МОКУ НОШ д. Саргая
Администрацияч МР Бурзянский район
Суд
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Нагимова К.П.
Дело на странице суда
belorecky--bkr.sudrf.ru
14.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2015Передача материалов судье
14.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2015Подготовка дела (собеседование)
19.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2015Судебное заседание
10.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2015Дело оформлено
30.12.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее