<данные изъяты>
Дело № 2-2296/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению физкультурно-спортивный комплекс «Текстильщик» (МБУ «ФСК «Текстильщик»») об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением Муниципальному бюджетному учреждению физкультурно-спортивный комплекс «Текстильщик» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму в деятельности объектов спорта, принадлежащих МБУ «ФСК «Текстильщик»», по результатам которой в деятельности указанного объекта спорта, выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»», «СП 3.13130.2009, Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. № 173).
11.04.2018 г. по указанному факту Канским межрайонным прокурором директору МБУ ФСК «Текстильщик» в порядке ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» было внесено представление об устранении нарушений законодательства в указанной части. 11.05.2018 г. в адрес Канского межрайонного прокурора ответчиком был направлен ответ, в котором сказано, что вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены в виду отсутствия финансирования.
В связи с указанными обстоятельствами, Канский межрайонный прокурор просит обязать МБУ «ФСК «Текстильщик»» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в спортивных учреждениях, находящихся в распоряжении «МБУ «ФСК «Текстильщик»», устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму.
В судебном заседании представитель истца - помощник Канского межрайпрокурора Гарт А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным по тексту искового заявления.
Представитель ответчика МБУ «ФСК «Текстильщик»» - Чайников В.П. (на основании доверенности от 05.07.2018 г.) в судебном заседании иск признал, суду пояснив, что факт наличия указанных по тексту искового заявления нарушений он не оспаривает, вместе с тем, просил учесть, что для устранения всех обнаруженных нарушений требуется финансирование, которого не хватает, в обоснование чего представил ряд документов, в том числе, в части предпринятых мер со стороны ответчика по выделению на указанные цели дополнительного финансирования, а также в части мер по частичному устранению указанных нарушений на текущий момент времени.
Представитель третьего лица – Администрации г. Канска, в судебное заседания не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений по иску не представил.
Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося представителя третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ, и, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Осуществление деятельности объектов спорта на территории Российской Федерации должно в полной мере обеспечивать исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, во избежание неблагоприятных последствий, связанных с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, ущерб имуществу, а также иных негативных последствий.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся, среди прочего, разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», которые устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.
Под организацией в указанных Нормах пожарной безопасности понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
«СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности т.д.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 202 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.
Согласно содержанию указанных Требований, в зависимости от степени угрозы совершения на объектах спорта террористических актов и возможных последствий их совершения и с учетом оценки состояния защищенности объектов спорта устанавливаются следующие категории опасности объектов спорта, при этом, к объектам спорта второй категории опасности относятся:
объект спорта, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) от 3 до 4 террористических актов;
объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит от 101 до 500 человек;
объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 100 до 500 млн. рублей.
К объектам спорта третьей категории опасности относятся:
объект спорта, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) от 1 до 2 террористических актов;
объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит от 31 до 100 человек;объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 30 до 100 млн. рублей;
В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта, отнесенные ко второй категории опасности, оборудуются:
системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;
стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;
контрольно-пропускными пунктами (постами);
Объекты спорта третьей категорий опасности оборудуются инженерно-техническими средствами охраны:
системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
охранной телевизионной системой;
ручными металлоискателями (п. 15 Требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта).
Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
В судебном заседании достоверно установлено, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму в деятельности объектов спорта, принадлежащих МБУ «ФСК «Текстильщик»». По результатам проведенной проверки в деятельности спортивного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> («Дом спорта»), выявлены следующие нарушения:
- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима на Объекте защиты не организовано ежемесячное проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации в соответствии с годовым планом-графиком);
- на Объекте защиты: система оповещения и управления эвакуации при
пожаре на контрольном приборе выдает неисправность (п. 61 ППР РФ);
- руководитель Организации не организовал проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью), с составлением соответствующих актов специализированной организацией (п. 57 ППР РФ);
- дверь эвакуационного выхода на первом этаже закрывается на замок (п. 35
ППРРФ);
- на Объекте защиты на третьем этаже расположен один огнетушитель
(п. 468 ППР РФ);
- доступ к огнетушителям, расположенным на объекте защиты ограничен
(расположены в пожарных шкафах под ключом) (п. 480 ППР РФ).
Проверкой установлено, что по результатам проведенного обследования объекту «Дом спорта», принадлежащего МБУ ФСК «Текстильщик», расположенного по адресу: <адрес> присвоена вторая категория опасности.
Вместе с тем, в нарушении требований п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» и п. 15 Постановления до настоящего времени указанный объект спорта не оборудован охранной телевизионной системой (позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей), стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями, а также контрольно-пропускными пунктами (постами).
Также, по результатам проведенной проверки деятельности объекта спорта, принадлежащего МБУ ФСК «Текстильщик» - Спортивный зал «Химик», расположенного по адресу: <адрес>, также выявлены нарушения вышеуказанного законодательства, а именно:
- имеющийся эвакуационный знак пожарной безопасности в спортивном
зале над эвакуационном выходом, принцип действия которого основан на работе
от электрической сети не включается одновременно с основными осветительными
приборами рабочего освещения (п.5.1 СП 3.13130.2009);
- на объекте защиты недостаточное количество первичных средств
пожаротушения (огнетушителей) (п.465,468 ППР РФ);
- на объекте защиты используются огнетушители с истекшим сроком
годности в количестве четырех штук (п.478 ППР РФ);
- руководитель организации не прошел повторное обучение пожарно-
техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном
порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят (п. 36 Приказа МЧС России № 645);
- доступ к огнетушителю, расположенному в спортивном зала ограничен (п.480 ППР РФ).
Кроме того, по результатам проведенных обследований объектов спорта, принадлежащих МБУ ФСК «Текстильщик», присвоены третьи категории опасности: Спортивному залу «Химик», расположенному по адресу: <адрес>а; Спортивному залу «Солнечный», расположенному по адресу: <адрес>; Плавательному бассейну, расположенному по адресу: <адрес>; Стадиону «Текстильщик», расположенному по адресу: <адрес>; Стадиону «Спартак», расположенному по адресу: <адрес>; Хоккейной коробке «Темп», расположенной по адресу: <адрес>.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований, перечисленные объекты спорта, которым присвоена третья категория опасности, до настоящего требования не оборудованы охранной телевизионной системой и ручными металлоискателями.
11.04.2018 г. по указанному факту Канским межрайонным прокурором на имя руководителя МБУ «ФСК «Текстильщик»» в порядке ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление об устранении нарушений законодательства в указанной части. 11.05.2018 г. в адрес Канского межрайонного прокурора от МБУ «ФСК «Текстильщик»» направлен ответ, в котором сказано, что вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены, в виду отсутствия финансирования, что также было подтверждено представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования Канского межрайонного прокурора являются обоснованными, поскольку преследуют цель устранить допущенные МБУ «ФСК «Текстильщик»» нарушения установленных действующим законодательством требований о пожарной безопасности и противодействии терроризму, направленных на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. При этом, срок, в который прокурор просит суд обязать ответчика произвести определенные действия – в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, представляется суду разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению Физкультурно-спортивный комплекс «Текстильщик» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение Физкультурно-
спортивный комплекс «Текстильщик» в течение трех месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу, в Учреждении спорта «Дом спорта»,
расположенном по адресу: <адрес>:
- оборудовать охранной телевизионной системой (позволяющей при
необходимости идентифицировать лица посетителей);
- установить стационарный металлообнаружитель или приобрести ручные
металлоискатели;
- установить контрольно-пропускной пункт (пост);
- организовать ежемесячное проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации в соответствии с годовым планом-графиком);
- устранить неисправность системы оповещения и управления эвакуации
при пожаре на контрольном приборе;
- организовать проведение проверок работоспособности внутреннего
противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью), с
составлением соответствующих актов, специализированной организацией;
- установить замки на двери эвакуационных выходов на первом этаже, в соответствии с требованиями п. 35 ППР РФ
- обеспечить наличие 2 огнетушителей на третьем этаже, в соответствии с
требованиями п. 468 ППР РФ;
- обеспечить свободный доступ к огнетушителям.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение Физкультурно-
спортивный комплекс «Текстильщик» в течение трех месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу, в Учреждении спорта - спортивный зал «Химик»,
расположенном по адресу: <адрес>а:
- обеспечить одновременное включение знака пожарной безопасности в
спортивном зале над эвакуационным выходом с основными осветительными
приборами рабочего освещения;
- обеспечить надлежащее количество первичных средств пожаротушения
(огнетушителей) без истекшего срока годности;
- обязать руководителя организации не пройти повторное обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства;
- обеспечить свободный доступ к огнетушителям;
- приобрести ручные металлоискатели.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение Физкультурно-спортивный комплекс «Текстильщик» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать Учреждения спорта, принадлежащие МБУ «ФСК «Текстильщик»», а именно: Спортивный зал «Солнечный», расположенный по адресу: <адрес> Плавательный бассейн, расположенный по адресу: <адрес> Стадион «Текстильщик», расположенный по адресу: <адрес>; Стадион «Спартак», расположенный по адресу: <адрес>; Хоккейная коробка «Темп», расположенная по адресу: <адрес>, охранной телевизионной системой и ручными металлоискателями
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 июля 2018 года
Судья А.М. Блошкина