Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1058/2022 (2а-9983/2021;) ~ М-9536/2021 от 10.12.2021

Производство № 2а-1058/2022 (2а-9983/2021)

УИД 28RS0004-01-2021-014368-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2022 г. г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Мухина Е.О.,

при секретаре Толстолобовой А.В.,

с участием представителя административного истца – ДЮРС, представителя административных ответчиков – призывной комиссии города Благовещенска, Военного комиссариата Амурской области – ЛВ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ДЮ к призывной комиссии города Благовещенска, призывной комиссии Амурской области, Военному комиссариату г. Благовещенска и Благовещенского района Амурской области, Военному комиссариату Амурской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о призыве ДЮ на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

ДЮ обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что 21 октября 2021 года Призывной комиссией г. Благовещенска в отношении него было вынесено решение о призыве на военную службу. Должностным лицом Военного комиссариата г. Благовещенска и Благовещенского района ДЮ была вручена повестка для отправки к месту прохождения военной службы на 06 декабря 2021 года. 03 декабря 2021 года ДЮ не согласившись с указанным решением, подал жалобу в Призывную комиссию Амурской области для проведения контрольного медицинского освидетельствования. 09 декабря 2021 года было проведено контрольное медицинское освидетельствование, в жалобе об отмене решения призывной комиссии от 21 октября 2021 года ДЮ было отказано. Считает вынесенные решения призывных комиссий незаконными, при вынесении решения призывной комиссией не были учтены жалобы ДЮ на состояние здоровья. Считает, что решения призывной комиссии вынесено с грубым нарушением законодательства, без надлежащего медицинского освидетельствования административного истца.

На основании изложенного и с учетом изменения административных исковых требований ДЮ просит суд признать незаконным решение Призывной комиссии г. Благовещенск о призыве административного истца на военную службу за период осеннего призыва 2021 года; признать незаконным решение Призывной комиссии Военного комиссариата Амурской области о призыве административного истца на военную службу за период осеннего призыва 2021 года; признать протокол № 15 от 21.10.2021 года – призывной комиссии Амурской области незаконным; признать протокол № 22 от 09.12.2021 года – призывной комиссии Амурской области незаконным; обязать ответчиков отправить на дополнительное обследование в государственную или муниципальную организацию систем здравоохранения в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания; обязать Призывную комиссию г. Благовещенск присвоить административному истцу категорию годности «В» - ограничено, годен к военной службе, и вынести решение об освобождении меня от призыва на военную службу и зачислении в запас.

В судебном заседании представитель административного истца – ДЮРС, настаивал на доводах указанных в административном исковом заявлении. Просил оспариваемые решения признать незаконными и отменить.

Представитель призывной комиссии г. Благовещенска Амурской области, призывной комиссии Амурской области, Военного комиссариата Амурской области ЛВ в судебном заседании с предъявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что решение призывной комиссии г. Благовещенска от 21 октября 2021 г. в отношении ДЮ принималось в рамках работы комиссии, утвержденной Постановлением Губернатора Амурской области от 23 марта 2021 г. № 58 «О призыве граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, на военную службу в октябре - декабре 2021 года». Согласно документов, представленных административным истцом в призывную комиссию г. Благовещенска, было принято решение об установлении ему категории годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Согласно документов, находящихся в личном деле, было вынесено заключение врача – специалиста, на основании ст. 68г, расписания болезни и ТДТ, административному истцу была определена категория годности «Б-3»: годен к военной службе с незначительными ограничениями. Призывная комиссия г. Благовещенска единогласно приняла решение призвать ДЮ в вооруженные силы РФ. 09 декабря 2021 года было проведено контрольное медицинское освидетельствование, на основании которого было принято решение об установлении ему категории годности «Б-3». О проведении независимой военно-врачебной комиссии не ходатайствовал.

В судебное заседание ДЮ не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил, о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание суду не сообщил, в связи с чем суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Согласно нормам Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации; осуществляет призыв призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании. Полномочия по принятию решения в отношении призывника о годности к военной службе, призыве, освобождении и предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу предоставлены призывной комиссии.

В силу пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Согласно ст. 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах.

В соответствии с положениями ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565.

В приложении к указанному Положению имеются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - I графа.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДЮ, *** года рождения, состоит на воинском учете с 04 февраля 2016 года.

В соответствии с выпиской из протокола заседания призывной комиссии г. Благовещенска № 15 от 21 октября 2021 года ДЮ признан по категории «Б-3» годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу.

03 декабря 2021 года не согласившись с указанным решением ДЮ подал жалобу в Призывную комиссию Амурской области для проведения контрольного медицинского освидетельствования.

На основании медицинского исследования, проведенного ГБУЗ АО «Городская поликлиника № 1», ДЮ был выставлен диагноз: ***

Согласно листа медицинского освидетельствования от 21 октября 2021 года выявлено ***,что соответствует графе 68г Расписания болезней.

Сведений о том, что ДЮ состоит на учете в каком-либо медицинском учреждении, не имеется.

Решением призывной комиссии Амурской области от 09 декабря 2021 года № 22 ДЮ признан по категории «Б-3» годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу, также было утверждено решение призывной комиссии г. Благовещенска № 15 от 21 октября 2021 года.

Полагая решения призывной комиссии по г. Благовещенску № 15 от 21 октября 2021 года и от 09 декабря 2021 года № 22 незаконным, ДЮ обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным исковым заявлением ДЮ обратился в суд 10 декабря 2021 года, в связи с чем установленный ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением ДЮ не пропущен.

Проверяя законность принятых решений призывной комиссии г. Благовещенска № 15 от 21 октября 2021 года и от 09 декабря 2021 года № 22, суд приходит к следующему.

Согласно п. 17 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, при наличии оснований, предусмотренных Федерального закона «О воинской при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены категории граждан, которым предоставляется отсрочка о службы в армии, а также обстоятельства, при которых такая отсрочка предоставляется.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии с п. 19 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В пункте 6 раздела I Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации № 240 и Минздрава Российской Федерации № 168 от 23 мая 2001 года, предусмотрено, что анализы проводятся не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования граждан, подлежащих учету.

Оспаривая решения призывной комиссии, ДЮ ссылается на то, что при установлении категории годности не были учтены его жалобы на состояние здоровья, в связи с чем ему должна быть присвоена категория годности «В» – ограничено годен к военной службе и освобожден от призыва.

Между тем, рассмотрение вопроса об изменении диагноза, категории годности призывника к военной службе возможно только на основании документов, подтверждающих наличие у призывника заболевания, препятствующего прохождению им военной службы, полученных из соответствующих медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения.

В то же время в соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.

В соответствии с пунктом 2 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза основывается на принципах законности, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности, полноты исследований и предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования.

Согласно пункту 3 Положения независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей, в том числе, выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее - экспертное учреждение).

В силу пункта 5 Положения гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов.

Исходя из пунктов 7 и 8 Положения, независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем).

Независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.

При подаче заявления предъявляется паспорт, удостоверяющий личность заявителя. К заявлению о производстве независимой экспертизы прилагается копия заключения военно-врачебной комиссии, заверенная в установленном порядке.

Таким образом, при несогласии с медицинским заключением врача-специалиста военно-врачебной комиссии призывник вправе обратиться за проверкой его обоснованности в избранную им по своему усмотрению медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую, в том числе, выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе.

Указанный способ защиты носит заявительный порядок (пункт 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, часть 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Между тем, указанным предусмотренным законом способом защиты своих прав истец не воспользовался, в уполномоченную организацию, имеющую право осуществлять независимую военно-врачебную экспертизу, в целях проверки обоснованности выставленного диагноза не обратился, в рамках настоящего дела судом был вынесен на обсуждение вопрос о назначении и проведении по настоящему административному делу судебной военно-врачебной экспертизы в отношении ДЮ, однако представитель административного истца против назначения и проведения подобной судебной экспертизы возражал, сославшись на отсутствие у административного истца необходимых финансовых средств для несения расходов по оплате услуг экспертов.

Кроме того, суд отмечает, что с учетом положений ч. 7 ст. 28 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» фактические обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что по состоянию на 09 декабря 2021 года оспариваемые решения о призыве ДЮ на военную службу не было реализовано ввиду его обжалования в судебном порядке и окончания призывной кампании. Вопрос о призыве ДЮ на военную службу подлежит повторному рассмотрению с соблюдением всех предусмотренных для этого процедур, в том числе по обязательному медицинскому освидетельствованию, в рамках следующей призывной кампании.

При указанных обстоятельствах, судом не усматривается оснований для признания незаконными и отмене решения призывной комиссии г. Благовещенска от 21 октября 2021 г., решения призывной комиссии Амурской области от 9 декабря 2021 г. о призыве ДЮ на военную службу, возложении на административных ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения, в связи с чем заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ДЮ к призывной комиссии города Благовещенска, призывной комиссии Амурской области, Военному комиссариату г. Благовещенска и Благовещенского района Амурской области, Военному комиссариату Амурской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г. Благовещенска от 21 октября 2021 г., решения призывной комиссии Амурской области от 9 декабря 2021 г. о призыве ДЮ на военную службу, возложении на административных ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.О. Мухин

Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2022 г.

2а-1058/2022 (2а-9983/2021;) ~ М-9536/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Середин Дмитрий Юрьевич
Ответчики
Военный комиссариат г. Благовещенска и Благовещенского района Амурской области
Призывная комиссия Амурской области
Призывная комиссия города Благовещенска
Военный комиссариат Амурской области
Другие
Харина Людмила Валентиновна
Фирюлин Руслан Сергеевич
Призывная комиссия Амурской области
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Мухин Е.О.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация административного искового заявления
14.12.2021Передача материалов судье
14.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее