КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-11749/2021 (№ 2а-6084/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 апреля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Онохова Ю.В.
судей Суслова К.К., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Шепиловым А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисовой-Кондаковой И.В. к избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об отмене результатов выборов Городского Собрания г. Сочи,
с апелляционной жалобой Борисовой-Кондаковой И.В. на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 08 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борисова-Кондакова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об отмене результатов выборов Городского Собрания г. Сочи.
В обоснование требований указано, что 13.09.2020 состоялись выборы депутатов Городского Собрания г. Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи первого созыва.
Выборы проводились в шестнадцати многомандатных избирательных округах, образованных на основании Решения Городского Собрания г. Сочи № 53 от 19.05.2020, принятого в связи с преобразованием муниципального образования город-курорт Сочи и наделением его статусом городского округа согласно Закону Краснодарского края от 03.04.2020 № 4267-КЗ «О преобразовании муниципального образования город-курорт Сочи», Закону Краснодарского края № 4268-КЗ от 03.04.2020 «Об установлении границ муниципального образования городской город-курорт Сочи Краснодарского края и наделении его статусом городского округа».
Борисова-Кондакова И.В. полагает, что в ходе избирательной кампании и при подведении итогов голосования со стороны участковых избирательных комиссий, уполномоченных организовывать проведение выборов, были допущены нарушения избирательного законодательства, в связи с чем, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 08 декабря 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Борисовой-Кондаковой И.В. к избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об отмене результатов выборов Городского Собрания г. Сочи отказано.
С указанным решением суда не согласилась Борисова-Кондакова И.В. и подала апелляционную жалобу.
В обоснование своих доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом Борисова-Кондакова И.В. указывает доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи по доверенности Железнов Э.А. полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом посредством почтовой связи, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции на официальном сайте Краснодарского суда. При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Положением части 1 статьи 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 3 статьи 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (части 1 и 2 ст. 32).
Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума, закреплены основные гарантии избирательных прав граждан РФ.
Порядок выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Краснодарском крае установлен Законом Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» от 26.12.2005 № 966-КЗ.
Согласно части 4 статьи 66 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
1) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 % от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом;
1(1)) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
2) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
3) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее муниципальный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 39 настоящего Закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
4) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
6) установление иных нарушений законодательства РФ о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Частью 6 этой же статьи установлено, что не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения, имеющие целью способствовать избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов муниципальные списки кандидатов.
Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов приведены в пунктах 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 13.09.2020 состоялись выборы депутатов Городского Собрания г. Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи первого созыва.
Выборы проводились в шестнадцати многомандатных избирательных округах, образованных на основании Решения Городского Собрания Сочи № 53 от 19.05.2020, принятого в связи с преобразованием муниципального образования город-курорт Сочи и наделением его статусом городского округа согласно Закону Краснодарского края от 03.04.2020 № 4267-КЗ «О преобразовании муниципального образования город-курорт Сочи», Закону Краснодарского края № 4268-КЗ от 03.04.2020 «Об установлении границ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и наделении его статусом городского округа».
14.09.2020 избирательной комиссией муниципального образования город-курорт Сочи в соответствии со статьями 57, 60, частью 2 статьи 81 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» на основании протоколов соответствующих территориальных избирательных комиссий об итогах голосования определены результаты выборов депутатов Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи первого созыва в многомандатных избирательных округах: № 1 Юго-Восточный, № 2 Адлерский, № 3 Горный, № 4 Кудепстинский, № 5 Хостинский, № 6 Бытхинский, № 7 Северный, № 8 Центральный, № 9 Завокзальный, № 10 Гагаринский, № 11 Донской, № 12 Макаренко, № 13 Новосочинский, № 14 Дагомысский, № 15 Головинский, № 16 Лазаревский.
Выборы признаны состоявшимися и действительными, утверждены протоколы и сводные таблицы по каждому многомандатному избирательному округу, указаны избранные депутатами кандидаты, набравшие наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам.
16.09.2020 избирательной комиссией муниципального образования город-курорт Сочи в газете Новости Сочи, выпуск № 123(3509) - № 124(3510) опубликованы общие данные о результатах выборов депутатов Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи первого созыва.
19.09.2020 избирательной комиссией муниципального образования город-курорт Сочи в газете Новости Сочи, выпуск № 125(3511) - № 126(3512) опубликованы решения избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об определении результатов выборов депутатов Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи первого созыва по каждому из многомандатных избирательных округов № 1 Юго-Восточный, № 2 Адлерский, № 3 Горный, № 4 Кудепстинский, № 5 Хостинский, № 6 Бытхинский, № 7 Северный, № 8 Центральный, № 9 Завокзальный, № 10 Гагаринский, № 11 Донской, № 12 Макаренко, № 13 Новосочинский, № 14 Дагомысский, № 15 Головинский, № 16 Лазаревский.
24.10.2020 избирательной комиссией муниципального образования город-курорт Сочи в газете Новости Сочи, выпуск № 145(3531) - № 146(3532) опубликованы полные данные из протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования на выборах депутатов Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи первого созыва по всем многомандатным избирательным округам.
Судом первой инстанции установлено, что информирование избирателей избирательной комиссией муниципального образования город-курорт Сочи производилось в строгом соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» и Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» где установлено, что информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов (статья 44); содержание информационных материалов должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев, в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению (пункты 2 и 5 статьи 45); государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, которым эфирное время предоставляется за плату, а также бесплатно в установленных законом случаях (пункт 1 статьи 50); условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических изданий, должны быть равными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (пункт 5 статьи 50).
Порядок досрочного голосования предусмотрен в статье 52(1) Закона Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», где указано, что избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении соответствующей участковой избирательной комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования. Проведение досрочного голосования прекращается после истечения установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи времени на его проведение в день, предшествующий дню голосования на выборах.
Положениями части 2 указанной статьи предусмотрено, что помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с частью 2 статьи 49 настоящего Закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей участковой избирательной комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в частях 4 и 7 статьи 7 настоящего Закона. Досрочное голосование проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. График работы участковых избирательных комиссий для проведения досрочного голосования определяется избирательной комиссией, организующей выборы, или по ее поручению нижестоящими территориальными избирательными комиссиями, размещается на сайте соответствующей комиссии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии), а также подлежит опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным способом. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 51 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
В части 4 этой же статьи установлено, что избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую участковую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Член соответствующей участковой избирательной комиссии проставляет в заявлении избирателя дату и время досрочного голосования этого избирателя. Заявление приобщается к списку избирателей.
Судом первой инстанции отмечено, что фактов понуждения избирателей голосовать досрочно не установлено, при этом, Борисовой-Кондаковой И.В. таких доказательств суду не представлено. При досрочном голосовании в территориальных и участковых избирательных комиссиях было обеспечено участие наблюдателей от всех зарегистрированных кандидатов и нарушений порядка досрочного голосования не установлено. Кроме того, по всем обращениям и жалобам, поступившим в участковые и территориальную избирательные комиссии даны соответствующие ответы, при несогласии с которыми заявители могли оспорить их в суде.
При этом, Борисовой-Кондаковой И.В. также не указано какого-либо случая, когда избирательная комиссия муниципального образования г. Сочи уклонилась от принятия решения по вопросу, подлежащему разрешению, и такое уклонение могло отразиться на результатах волеизъявления избирателей.
Так, ТИК Центральная г. Сочи по жалобе Борисовой-Кондаковой И.В. от 13.09.2020 на незаконные действия председателя УИК № 46-22 Нафиковой Ф.У. была проведена детальная проверка в ходе которой опрошены член комиссии Рафикова Т.М. и сотрудник полиции, находившийся на дежурстве, которые подтвердили отсутствие нарушений на избирательном участке, которые могли отразиться на результатах волеизъявления избирателей. Ответ на жалобу направлен заявителю.
Обращение зарегистрированного кандидата административного истца Борисовой-Кондаковой И.В. о нарушениях при распространении агитационных материалов также рассмотрено ТИК Центральная г. Сочи, о чем 09.09.2020 заявителю направлен письменный ответ.
В соответствии с пунктом 25 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Судебной коллегией усматривается из материалов дела, что жалобы Борисовой-Кондаковой И.В., поступившие в ТИК Центральная г. Сочи: вх. 01-13/22 от 05.09.2020, вх. 01.13/27 от 08.09.2020, вх. 01-13/28 от 08.09.2020, вх. 01-13/46 от 13.09.2020 о нарушениях избирательного законодательства при выборах депутатов Городского Собрания Сочи были рассмотрены в ТИК Центральная г. Сочи по существу и в срок, установленный п. 25 ст. 68, п. 4 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно установлено, что при проведении выборов депутатов Городского Собрания г. Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи первого созыва по многомандатному избирательному округу № 11 Донской и определении результатов выборов по указанному избирательному округу не допущено таких нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей и влекут за собой отмену результатов выборов.
Согласно части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Борисовой-Кондаковой И.В. к избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об отмене результатов выборов Городского Собрания г. Сочи.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 08 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисовой-Кондаковой И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий Ю.В. Онохов
Судья Н.А. Морозова
Судья К.К. Суслов