Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2584/2019 ~ М-2600/2019 от 10.07.2019

Дело № 2а-2584/2019

УИД 13RS0023-01-2019-003237-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 августа 2019 года город Саранск

Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,

с участием в деле:

административного истца Уткина А.В., его представителя адвоката Надькиной Т.В., действующей на основании ордера № 801 от 08.08.2019,

административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации,

административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, представитель Иванушкина Ю.А., доверенность от 09.01.2019,

заинтересованного лица - инспектора УВМ МВД по Республике Мордовия Секаева А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Уткина А. В. об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о депортации

установил:

распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июля 2015 года N 7338-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Уткина А.В. признано нежелательным до 17 августа 2027 года.

13 мая 2019 года Министерством внутренних дел по Республике Мордовия (далее МВД по Республике Мордовия) принято решение о депортации указанного лица из Российской Федерации.

Не согласившись с названными распоряжением и решением, Уткин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании данных актов незаконными, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что оспариваемые акты приняты без учета фактических обстоятельств его личной жизни. Указал на нахождение в России его матери и брата - граждан <данные изъяты>. Кроме этого, истец указал, что не считает себя гражданином <данные изъяты>, связи с которой отсутствуют. Привёл доводы о том, что доказательств того, что он создает угрозу безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и законным интересам граждан России не имеется, поскольку после освобождения из мест лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления он намеревался проживать со своими родными – матерью и братом, имеющими своё жильё и готовыми его принять, планировал создать семью, работать, получить Российское гражданство.

В судебном заседании административный истец Уткин А.В., его представитель адвокат Надькина Т.В. поддержали заявленные требования.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее также Минюст России) возражало против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, приведённым в письменных возражениях на иск.

Представитель МВД по Республике Мордовия Иванушкина Ю.А. в судебном заседании требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, приведённым в письменных возражениях на иск.

В судебное заседание представитель Минюста России Утебаев А.С., просивший о рассмотрении дела в их отсутствие, заинтересованное лицо инспектор Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия Секаев А.Ф., будучи извещенными о времени и месте его проведения, не явились. Неявка указанных лиц в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, обсудив доводы административного иска и возражений на него, приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частями 1, 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Установлено, что на момент ознакомления 9 сентября 2015 года с распоряжением о нежелательности пребывания, Уткин А.В. отбывал наказание в местах лишения свободы, вышеуказанное распоряжение Минюста России повлекло для него правовые последствия только после освобождения от отбывания наказания 17 мая 2019 года, когда он вновь был лишен свободы с помещением в специальное учреждение. Принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение Минюста России не содержит разъяснение о порядке, сроках его обжалования, суд, принимая во внимание указанные конкретные обстоятельства, полагает, что пропущенный процессуальный срок на подачу административного иска в части оспаривания распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации подлежит восстановлению.

С настоящим административным иском Уткин А.В. обратился в суд 9 июля 2019 года, срок на подачу административного искового заявления об оспаривании решения о депортации по настоящему делу не пропущен.

Как следует из материалов дела, согласно заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства №У-2/2018, составленному начальником ОВМ Отдела МВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району на основании положений статьи 10.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Уткин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин <данные изъяты>, уроженец <адрес>, въехал в Российскую Федерацию в 1996 году по паспорту гражданина <данные изъяты> до осуждения проживал на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>.

Приговором Калужского областного суда от 9 августа 2002 года, Уткин А.В. осуждён за совершение преступлений, предусмотренных п. «з» ч. 2 ст. 105, п. «б» ч.3 ст. 162, ч. 5 ст. 33, п.п. «б, в, г» ч. 2 ст. 158 УК Российской Федерации, с учётом изменений, к 17 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В период отбывания гражданином <данные изъяты> Уткиным А.В. наказания, в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Минюстом России 14 июля 2015 года вынесено распоряжение N 7338-рн в отношении Уткина А.В. о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации до 17 августа 2027 года.

На основании указанного распоряжения и положений пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 13 мая 2019 года Министерством внутренних дел по Республике Мордовия принято решение о депортации из Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан Уткина А.В.

17 мая 2019 года Уткин А.В. освобождён из исправительного учреждения по отбытии наказания и на основании решения МВД по Республике Мордовия от 13 мая 2019 года помещён в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД по Республике Мордовия на 48 часов.

Уткин А.В. не имеет национального паспорта, удостоверяющего личность.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2019 года Уткин А.В. помещён в вышеуказанный Центр на срок до 17 июня 2019 года, который продлён до 17 июля 2019 года решением указанного суда от 14 июня 2019 года и, в дальнейшем, на момент рассмотрения настоящего административного иска, до 17 августа 2019 года.

Согласно сведениям, содержащимся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 5 августа 2019 года по делу №33а-1639/2019, 22.01.2019, 30.04.2019, 31.05.2019, 09.07.2019 Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия в Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации направлялись запросы о проверке принадлежности (не принадлежности) к гражданству <данные изъяты> Уткина А.В., ответы на которые до настоящего времени не поступили.

Имеющаяся в личном деле осужденного Уткина А.В. справка и/о начальника Юнусабадского РУВД г. Ташкента, выданная на основании заявления Уткина А.В. от 05.02.2019, о том, что последний на основании статьи 21 Закона "О гражданстве Республики Узбекистан" не является гражданином <данные изъяты>, является незаверенной светокопией документа; информация, содержащаяся в ней, Посольством <данные изъяты> не подтверждена. Данных о том, что Уткин А.В. утерял (утратил)

гражданство <данные изъяты> письменные материалы дела не содержат и суду таковых не представлено.

Т.о., оснований считать об отсутствии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации, не имеется.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Уткин А.В.

не является гражданином Российской Федерации, следовательно, на отношения, участником которых он является, распространяется Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), который определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в том числе в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации.

Федеральный закон N 115-ФЗ к законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданам относит лиц, имеющих действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, признавая депортацией принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (статья 2).

Факт осуждения иностранного гражданина вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также наличие у него непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, предусмотрены федеральным законодателем в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство иностранному гражданину или аннулирования ранее выданных разрешения и вида на жительство (подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 7, подпункты 5 и 6 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 115-ФЗ).

Вопросы въезда и выезда иностранных граждан регламентируются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), также устанавливающим правило, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (статья 27).

В соответствии с частью 4 статьи 25.10 поименованного закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства создает реальную угрозу, в частности, общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Минюст России.

Названное полномочие закреплено также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313.

Порядок подготовки документов и принятия такого решения регламентирован Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерством юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20 августа 2007 г. N 171 (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 3 Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в том числе в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) этих лиц создает реальную угрозу общественному порядку, либо здоровью населения.

Изложенные федеральные предписания согласуются с нормами международного права.

Так, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.) предусматривают, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Приведенное правовое регулирование подтверждает вывод, к которому приходит суд, о том, что лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов является одним из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Суд учитывает, что судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление, и служит основанием для оценки его как обладающего повышенной общественной опасностью.

Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.

Семейное положение Уткина А.В., наличие у него родственников, проживающих на территории Российской Федерации, при указанных выше фактических обстоятельствах не может служить поводом для признания оспариваемых актов органов государственной власти как нарушающих его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку они приняты с учётом степени общественной опасности преступных деяний административного истца.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19 марта 2003 г. N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан, которые пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62 Конституции Российской Федерации), является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Как указано в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.), вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, допустимо, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.

Суд учёл, что Минюст России, принимая оспариваемое решение, исходил из приоритета интересов большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина или лица без гражданства, имеющего непогашенную судимость, семейных связей на территории России или его нежелания покидать территорию Российской Федерации.

Относительно доводов административного иска о том, что Уткин А.В. не считает себя гражданином <данные изъяты>, связи с которой отсутствуют, суд отмечает, что изложенное не помешало Уткину А.В. обратиться с заявлением о передаче для дальнейшего отбывания наказания в <данные изъяты>, о чём ему ФСИН России, ввиду отсутствия соответствующего международного договора, письмом от 22 сентября 2011 года № 12/4-12061-11, было отказано.

Уткин А.В. имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «з» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации; данное обстоятельство является основанием для оценки его поведения, как представляющего общественную опасность, и в таком случае при принятии решения о его депортации необходимо отдать приоритет интересам Российской Федерации, здоровью и безопасности населения страны.

Кроме того, согласно пункту 11 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Таким образом, решение о депортации принимается во исполнение ранее вынесенного решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что процедура рассмотрения вопроса о признании решения о нежелательности пребывания (проживания) Уткина А.В. в Российской Федерации соблюдена, распоряжение о признании нежелательным пребывания (проживания) его на территории Российской Федерации принято Минюстом России, полномочным принимать такие решения, для вынесения оспариваемого распоряжения имелись достаточные основания, поскольку истец имеет непогашенную судимость, привлекался к уголовной ответственности за совершение особо тяжкого преступления, что в совокупности создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Поскольку Распоряжение Минюста России от 14 июля 2015 года является законным, послужило основанием для принятия в соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ решения о депортации Уткина А.В. за пределы Российской Федерации, срок нежелательности пребывания истца в России не истёк, оснований для признания решения МВД по Республике Мордовия незаконным у суда не имеется.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227

Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Уткина А. В. об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 14 июля 2015 года и решения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о депортации от 13 мая 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12 августа 2019 года.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати

2а-2584/2019 ~ М-2600/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Уткин Александр Викторович
Ответчики
Министерство юстиции Российской Федерации
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия
Другие
Инспектор ООДиР ОИК УВМ МВД по Республике Мордовия Секаев А.Ф.
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
10.07.2019Регистрация административного искового заявления
11.07.2019Передача материалов судье
15.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Подготовка дела (собеседование)
26.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2019Судебное заседание
09.08.2019Судебное заседание
12.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2019Дело оформлено
26.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее