Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-52/2012 (2-422/2011;) ~ М-421/2011 от 26.12.2011

№ 2-52/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Кемля                             20 февраля 2012 года

Судья Ичалковского районного суда Республики Мордовия Ермаков В.И., с участием помощника прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Исайкина В.Н., при секретаре судебного заседания Николаевой Ю.Н., с участием представителя заявителя Яшина Д.А., действующего по доверенности от 14.12.2011, заинтересованных лиц председателя Ичалковской территориальной избирательной комиссии Белодедова И.В., председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 Каргиной В.М., представителя заинтересованного лица Ичалковской территориальной избирательной комиссии Кемайкина А.В., действующего по доверенности от 12.01.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Якуббаева Х.Ш. об отмене итогов голосования и решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 о результатах выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12, обязании провести повторный подсчет голосов избирателей,

установил:

Якуббаев Х.Ш. обратился в суд с заявлением об отмене итогов голосования и решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 о результатах выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12, обязании провести повторный подсчет голосов избирателей по тем основаниям, что он выдвинут кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу и постановлением Ичалковско-Ромодановской окружной избирательной комиссии Республики Мордовия от 20.10.2011 № 6 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты. После завершения процедуры подсчета голосов на избирательном участке № 318, расположенном по адресу: с.Инелей, Ичалковского района Республики Мордовия был получен протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва. Впоследствии при сопоставлении протокола и сводной таблицы результатов выборов по единому округу, размещенной на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия выявлено расхождение граф, а именно:

- в протоколе № 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 об итогах голосования по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва в графе 1 – «Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования» проставлено число «0137», а в сводной таблице итогов голосования, размещенной на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, по избирательному участку № 318 в графе 1– «Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования» проставлено число «151».

Истинные данные графы 1 без повторного пересчета избирательных бюллетеней установить невозможно.

Считает, что допущенные нарушения избирательного законодательства, затрагивают его права и свободы, а именно его право быть избранным в качестве депутата законодательного органа Республики Мордовия, поскольку не позволяют с достоверностью определить результаты голосования на избирательном участке.

Определением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 12 января 2012 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Киреев Н.В., Самылин И.А.

В судебное заседание заявитель Якуббаев Х.Ш. не явился, согласно заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования, изложенные в заявлении полностью поддерживает.

Представитель заявителя Яшин Д.А. требования, изложенные в заявлении поддержал по тем же основаниям. Кроме того, дополнив основания заявления, просил признать недействительными итоги голосования и провести повторный подсчет голосов, указывая, что повторный протокол об итогах голосования составлен с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», поскольку о составлении повторного протокола не были уведомлены заинтересованные лица.

Представитель заявителя Макарова Ф.Ю. в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, ходатайства об отложении дела не заявляла.

Заинтересованные лица председатель Ичалковской территориальной избирательной комиссии Республики Мордовия Белодедов И.В., представитель заинтересованного лица - Ичалковской территориальной избирательной комиссии Кемайкин А.В., суду пояснили, что считают требования, изложенные в заявлении необоснованными. При составлении итогового протокола участковой избирательной комиссией избирательного участка № 318 допущена техническая ошибка в строке 1, так как в данную строку были внесены данные не из списка избирателей, а сумма недействительных и действительных избирательных бюллетеней. Техническая ошибка устранена в повторном протоколе. Допущенная техническая ошибка в протоколе № 1 не нарушает права заявителя быть избранным в качестве депутата в законодательный орган Республики Мордовия и не влияет на результаты голосования.

Заинтересованное лицо председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 Каргина В.М. доводы заявления не признала и суду пояснила, что первоначально в строку 1 внесли число, составляющее сумму действительных и недействительных избирательных бюллетеней, по списку же был 151 избиратель. Впоследствии ошибку обнаружили и составили повторный протокол. Член комиссии с правом решающего голоса от политической партии «КПРФ» отсутствовала при составлении повторного протокола, но комиссия извещала ее об этом. Кандидаты в депутаты о составлении повторного протокола не уведомлялись.

Заинтересованное лицо Киреев Н.В. в судебное заседание не явился, согласно заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Самылин И.А. в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, ходатайства об отложении дела не заявлял.

При таких обстоятельствах на основании частей третьей, пятой статьи 167 ГПК Российской Федерации по определению суда дело рассмотрено в отсутствии не явившихся заявителя, представителя заявителя и заинтересованных лиц.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение помощника прокурора Исайкина В.Н., полагавшего заявление оставить без удовлетворения, считает, что заявление Якуббаева Х.Ш. удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 3 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный» и (или) новую сводную таблицу с отметкой: «Повторная».

Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Законом Республики Мордовия от 27 июня 2006 года №41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» (пункты 2 и 4 статьи 88) предусмотрены аналогичные основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2002 года № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Т.» разъяснено, что при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства на выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.

Таким образом, основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов могут быть не любые нарушения избирательного законодательства, а только те из них, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Из материалов дела следует, что 04 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия нового созыва(л.д.22).

Постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия от 08.07.2011 № 1375-IV П «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва» утверждены одномандатные избирательные округа, в том числе и Ичалковско-Ромодановский одномандатный избирательный округ № 12(л.д.23-24).

Копиями постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 04.10.2010 № 80/736-4 и № 80/737-4 приняты решения о формировании Ичалковской Территориальной избирательной комиссии Республики Мордовия в количестве восьми членов с правом решающего голоса и назначении председателем Ичалковской территориальной избирательной комиссии Белодедова И.В.(л.д.25-26, 27).

Постановлением администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от 06.10.2011 № 663 на территории Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по согласованию с Ичалковской территориальной избирательной комиссией для проведения и подсчета голосов избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва, Совета депутатов Ичалковского муниципального района пятого созыва образовано 46 избирательных участков, в том числе и избирательный участок № 318(л.д.48-49).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 05.09.2011 № 6/52-5 утвержден перечень окружных избирательных комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по одномандатным избирательным округам, в том числе и Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому избирательному округу № 12, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва(л.д.28-30).

Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 от 20.10.2011 Якуббаев Х.Ш. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12, что подтверждается и копией удостоверения (л.д.31, 3).

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей решениями Ичалковской территориальной избирательной комиссии Республики Мордовия от 08.11.2011 № 16/124-5, № 16/125-5 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № 318 в количестве 6 человек, состоящая из представителей разных политических партий и общественных объединений, председателем участковой избирательной комиссии назначена Каргина В.М. (л.д.32, 33).

Как следует из списка лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования на избирательном участке № 318 присутствовали наблюдатели: Г-н., Л-на от политической партии «КПРФ», Ч-ов от политической партии «Единая Россия»(л.д.34).

Согласно копии протокола № 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 об итогах голосования по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12, представленной заявителем, и надлежаще заверенной первоначальной копии протокола № 1, представленной Ичалковской территориальной избирательной комиссией, в строке 1 «Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования» проставлено число «0137» (л.д.5-7, 39-40).

Как следует из копии реестра регистрации выдачи заверенных копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования члену избирательной комиссии с правом решающего голоса И-ой выдана копия протокола об итогах голосования № 1 (л.д.46).

Согласно представленной по запросу суда надлежаще заверенной копии протокола № 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 об итогах голосования по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва с отметкой «Повторный»:

число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (строка 1) - 151;

число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (строка 2) – 155;

число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования (строка 3) - 103;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (строка 4)- 34;

число погашенных избирательных бюллетеней (строка 5) -18;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования (строка 6) - 34;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (строка 7) - 103;

число недействительных избирательных бюллетеней (строка 8) -10;

число действительных избирательных бюллетеней (строка 9) -127;

число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией (строка 9а) - 5;

число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования (строка 9б) - 5;

число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (строка 9в) - 3;

число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений (строка 9г) - 0;

число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией (строка 9д) - 0;

число утраченных открепительных удостоверений (строка 9е) - 0;

число утраченных избирательных бюллетеней (строка 9ж) – 0;

число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении (строка 9з) - 0.

Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата:

Киреев Н.В. (строка 10) - 116;

Самылин И.А. (строка 11) – 0;

Якуббаев Х.Ш. (строка 12) – 11.

Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – 0. Протокол подписан большинством членов участковой избирательной комиссии № 318, за исключением члена комиссии с правом решающего голоса предложенной для назначения в состав комиссии Ичалковским районным комитетом политической партии «КПРФ» И-ой В протоколе проставлены дата и время(л.д.35-36).

Копией решения № 30 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 от 05.12.2011 подтверждается, что в соответствии с пунктом 30 статьи 72 Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» в связи с тем, что в протоколе № 1 допущена техническая ошибка, а именно: в строке 1 указано число «137» вместо «151» принято решение о составлении повторного протокола и устранении технической ошибки, что подтверждается и копией акта о составлении повторного протокола от 05.12.2011. Протокол подписан всеми членами комиссии, за исключением члена комиссии с правом решающего голоса И-ой Необходимое количество голосов членов комиссии с правом решающего голоса для признания протокола действительным имеется(л.д.37, 38).Итоги голосования избирателей на территории Ичалковского района Республики Мордовия установлены территориальной избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов нижестоящих участковых избирательных комиссией в соответствии с требованиями статьи 69 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, согласно протоколу № 1 Ичалковской территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Ичалковский район по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 от 05.12.2011 за кандидата Киреева Н.В. подано 11 374 голоса, за кандидата Самылина И.А. – 600 голосов, за кандидата Якуббаева Х.Ш. – 1676 голосов(л.д.41).

Как видно из сводной таблицы №1 об итогах голосования на территории Ичалковский район по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 от 05.12.2011 в разрезе участковой избирательной комиссии № 318 (лист № 6 шестой столбец) данные строк совпадают с данными строк протокола № 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 об итогах голосования по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 с отметкой «Повторный»(л.д.42).

Согласно протоколу № 1 Ичалковской территориальной избирательной комиссии об итогах голосования на территории Ичалковский район по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 с отметкой «Повторный» от 30.12.2011 за кандидата Киреева Н.В. подано 11 374 голоса, за кандидата Самылина И.А. – 556 голосов, за кандидата Якуббаева Х.Ш. – 1720 голосов(л.д.52).

Как видно из сводной таблицы №1 об итогах голосования на территории Ичалковский район по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 от 30.12.2011 с отметкой «Повторная» в разрезе участковой избирательной комиссии № 318 (лист № 6 шестой столбец) данные строк совпадают с данными строк протокола № 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 об итогах голосования по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 с отметкой «Повторный»(л.д.53).

Как следует из копии протокола осмотра доказательств от 15.12.2011 нотариусом Р-ой по заявлению Якуббаева Х.Ш. произведен осмотр страницы http://www.mordov.vybory.izbirkom.ru/region/region/mordov?, где изложена Сводная таблица предварительных итогов голосования Ичалковской избирательной комиссии, дата голосования 04.12.2011. Из приложенной к протоколу осмотра доказательств копии сводной таблицы результатов выборов по одномандатному округу выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия (Избирательная комиссия Ичалковская) видно, что в столбце УИК № 318 в строке 1 «Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования» указано цифровое обозначение «151»( л.д.8-11).

Согласно сообщению Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия информация в сети Интернет размещается после подтверждения соответствующих данных. В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» данные о ходе и итогах голосования, полученные через ГАС «Выборы» (отдельные ее технические средства), являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, иным законом.

Обращений о нарушениях избирательного законодательства по участковой избирательной комиссии № 318 в Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия не поступало (л.д.45).

Решениями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 от 5.12.2011 № 18 и 08.12.2011 № 19 выборы по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 признаны состоявшимися, действительными, полное избрание. Киреев Н.В., получивший наибольшее количество голосов избирателей, признан избранным кандидатом Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 (л.д.43,44).

Голосование избирателей на избирательном участке № 318, подсчет голосов избирателей и составление протоколов об итогах голосования осуществлялось участковой избирательной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия».

    В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Аналогичная норма закреплена в статье 71 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», согласно которой участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Участковая избирательная комиссия составляет два протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протокол № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протокол № 2 об итогах голосования по республиканскому избирательному округу.

В соответствии с пунктами 26, 29, 30 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 72 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.

По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 73 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.

На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.

В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 30 статьи 72 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З (ред. от 22.08.2011) «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» если после подписания протоколов об итогах голосования и направления их первых экземпляров в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протоколы, выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена территориальной избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протоколов, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в соответствующий протокол. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденных протоколов об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протоколы об итогах голосования, на которых делается отметка: «Повторный». Указанные протоколы незамедлительно направляются в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленные участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию протоколы об итогах голосования приобщаются к повторным протоколам.

В соответствии с пунктами 27, 28 статьи 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктами 24, 25 статьи 72 Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Судом установлено, что имеются расхождения между копией протокола, выданной члену комиссии с правом решающего голоса и протоколом сданным в Ичалковскую территориальную избирательную комиссию. Расхождения между итоговым протоколом, сданным участковой избирательной комиссией в Ичалковскую ТИК, и его копией, выданной члену комиссии с правом решающего голоса И-ой., заключаются в несоответствии данных по строке 1 на первой странице протокола. В той же части, где отражены голоса избирателей, поданные за кандидатов (строки с 10 по 12) итоговый протокол и его копия, выданная члену избирательной комиссии, расхождений не имеют и заявителем не оспариваются.

После подписания протокола № 1 об итогах голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 выявлена техническая ошибка в строке 1, поскольку в строку 1 внесены данные суммы строк 8, 9, в связи с чем на заседании участковой избирательной комиссии принято решение о внесении уточнений в итоговый протокол, однако член комиссии с правом решающего голоса И-ва., другие заинтересованные лица о проведении заседания, составлении повторного протокола надлежащим образом не извещались. Протокол № 1 об итогах голосования подписан большинством голосов членов избирательной комиссии, в связи с чем является действительным. Заполнение протокола об итогах голосования карандашом, проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, не имело места.

При этом первоначальный протокол подписан членом комиссии с правом решающего голоса И-ой., с данными протоколом она была согласна, особого мнения к протоколу не прилагала, заявлений и жалоб о нарушениях при осуществлении подсчета голосов и составлении данного протокола в участковую избирательную комиссию ни от кого не поступало.

Таким образом, участковой избирательной комиссией избирательного участка № 318 допущено нарушение пункта 8 статьи 69 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 30 статьи 72 Закона Республики Мордовии «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», так как о составлении повторного протокола своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования избирательная комиссия не информировала, однако допущенное нарушение не может являться основанием для отмены решения участковой избирательной комиссии и проведения повторного подсчета голосов избирателей, поскольку позволяет выявить действительную волю избирателей. Сам по себе факт наличия расхождений является нарушением пункта 29 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но вместе с тем не может служить основанием для признания протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей.

Проставление в повторном протоколе об итогах голосования даты и времени первоначального протокола также не является основанием для отмены решения избирательной комиссии, поскольку не влияет на достоверность действительной воли избирателей.

Довод заинтересованного лица Каргиной В.М. о том, что член комиссии с правом решающего голоса И-ва извещалась о составлении повторного протокола, суд считает несостоятельным, поскольку в подтверждение довода каких-либо доказательств суду не представлено.

Кроме того, заявителем в суд представлена копия протокола, которая является копией с копии, не заверенной в установленном пунктом 12 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядке. В копии протокола отсутствует номер экземпляра, имеются неоговоренные исправления, копия не заверена председателем участковой избирательной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» результаты выборов определяются не на основании копий протоколов об итогах голосования, а исключительно на основании первых экземпляров протоколов, полученных из нижестоящих избирательных комиссий.

Каких-либо данных о том, что в содержание подлинного протокола об итогах голосования вносились заведомо ложные сведения либо был изготовлен другой протокол с ложным содержанием, не имеется.

Таким образом при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения доводы заявителя о нарушениях избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительное волеизъявление избирателей, выразившиеся в расхождениях данных между сводной таблицей результатов выборов, размещенной на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, оформленной на основании итогового протокола, и копией, выданной члену комиссии и представленной заявителем.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при проведении выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва и определении результатов выборов на избирательном участке № 318 не было допущено таких нарушений избирательного законодательства, которые не позволяли выявить действительную волю избирателей и влекли бы за собой отмену результатов выборов. Имевшие место нарушения в основном являлись нарушениями процедурного характера, допущенными участковой избирательной комиссией, и не могут быть отнесены к нарушениям, которые исключили возможность достоверно определить волеизъявление избирателей, повлиять на результаты выборов. Принимая во внимание характер допущенных избирательной комиссией № 318 нарушений, значительную разницу голосов между избранным кандидатом и иными кандидатами, оснований, предусмотренных законом для отмены решения избирательной комиссии избирательного участка № 318 об итогах голосования по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12 и проведения повторного подсчета голосов, не имеется.

Каких-либо доказательств, которые с достоверностью свидетельствовали бы о том, что результаты выборов не отражают действительного волеизъявления избирателей, заявителем не представлено.

Следовательно в удовлетворении заявленных требований Якуббаеву Х.Ш., следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 261 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Якуббаеву Х.Ш. об отмене итогов голосования и решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 318 о результатах выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № 12, обязании провести повторный подсчет голосов избирателей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.И. Ермаков

Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2012 года.

Председательствующий                            В.И.Ермаков

1версия для печати

2-52/2012 (2-422/2011;) ~ М-421/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исайкин В.Н.
Якуббаев Харис Шамильевич
Другие
Участковая избирательная комиссия № 318
И.А.Самылин
Н.В.Киреев
А.В.Кемайкин
Ичалковская территориальная избирательная комиссия РМ
Суд
Ичалковский районный суд Республики Мордовия
Судья
Ермаков Владимир Ильич
Дело на странице суда
ichalkovsky--mor.sudrf.ru
26.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2011Передача материалов судье
28.12.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2012Судебное заседание
14.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее