Дело № 2-80/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 08 февраля 2013 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
при секретаре Алексеевой Е. И.,
с участием истца Майковой В. П.,
представителя ответчика Григорьева Д. Б., действующего на основании доверенности №*** от дд.мм.гггг сроком на 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майковой В.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе УР о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Майкова В. П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Алнашском районеУР с требованием:
- признать незаконным решение УПФР №*** от дд.мм.гггг об отказе в назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью,
- зачесть в специальный трудовой стаж лечебной деятельности периоды обучения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг,
- зачесть в специальный трудовой стаж лечебной деятельности период декретного отпуска с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца,
-включить в специальный стаж трудовой лечебной деятельности период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца,
- обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента наступления права на пенсию по старости.
Исковое заявление мотивировано тем, что истица дд.мм.гггг обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении её досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от дд.мм.гггг N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в ей решением УПФР вАлнашском районе УР №*** от дд.мм.гггг было отказано. Основанием для отказа явилось то, что смешанный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составил менее 30 лет, сельский стаж менее 25 лет.
В льготный трудовой стаж не были включены периоды работы: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг– курсы повышения квалификации,
С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
И в календарном исчислении засчитан период декретного отпуска с дд.мм.гггг – дд.мм.гггг, что, по мнению истца, должно быть зачтено в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца.
Истица считает решение УПФР необоснованным, поскольку периоды повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды отпусков по беременности и родам и отпусков по уходу за ребенком подлежат исчислению в льготном порядке в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, как периоды временной нетрудоспособности.
В судебном заседании истица в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила исковые требования в части льготного исчисления на календарное исчисление периода отпуска по уходу за ребенком с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. От исковых требований в части обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с момента возникновения права на пенсию по старости, истица отказалась, что судом принято в установленном порядке, производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель ответчика Григорьев Д. Б. исковые требования не признал, суду пояснил, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, исключение периода нахождения на курсах повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком обусловлено тем, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в трудовой стаж включаются только периоды работы, собственно каким не является период обучения и отпуска. Льготный порядок исчисления применяется только в отношении периодов работы, поэтому период отпуска по беременности и родам зачтен календарно.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, рассматривая дело в рамках заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Майкова В. П. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дд.мм.гггг решением УПФР в Алнашском районе №*** истице отказано в установлении пенсии, поскольку специальный смешанный трудовой стаж лечебной деятельности составил 27 лет 11 месяцев, вместо требуемых 30 лет.
В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитаны следующие оспариваемые периоды:
- дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – курсы повышения квалификации (в календарном исчислении 29 дней),
- дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (в календарном исчислении 01 год 06 месяцев).
В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, засчитан календарно следующий спорный период:
- дд.мм.гггг – дд.мм.гггг – отпуск по беременности и родам (в календарном исчислении 04 месяца 17 дней).
В период курсов повышения квалификации истица работала в должности врача-невролога в <***>, до и после отпуска по беременности и родам - в должности врача- терапевта <***> фельдшерско-акушерского пункта, относящемся к муниципальному учреждению здравоохранения «Алнашская центральная районная больница», в период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет – в должности врача-интерна по терапии в <***>, что подтверждается трудовой книжкой истца (л.д.9-10).
Подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаютсяПравительством Российской Федерации.
Соответствующие Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, а также Правила исчисления таких периодов работы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. (далее по тексту Список № 781 и Правила № 781)
Списком № 781 предусмотрено, что работа в больнице всех наименований в должности врача-специалиста, кроме врачей-статистиков, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 5 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. В таком случае досрочная трудовая пенсия назначается при наличии не менее 30 лет стажа.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что ответчиком к периодам трудовой деятельности истицы в сельской местности правомерно применен льготный порядок исчисления трудового стажа, 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Однако, судя по материалам дела, ответчиком засчитан в специальный стаж истицы в календарном порядке отпуск по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и не включен в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с дд.мм.гггг – дд.мм.ггггдд.мм.гггг по дд.мм.гггг. При этом отпуск по уходу за ребенком до полутора лет засчитан ответчиком в специальный стаж истицы добровольно в календарном порядке как отпуск, приходящийся на период лечебной деятельности в городе.
Согласно п. 2 Правил № 781 при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее по тексту Правила № 516).
В силу п. 5 Правил № 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст. 255 ТК РФ (аналогичная норма содержалась и в ранее действовавшем КЗоТ РСФСР, ст. 165) женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Согласно совместному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 7392-юл и Пенсионного фонда Российской Федерации N лч-25-25/10067 от 04.11.2002 период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку как до, так и после декретного отпуска истица работала в учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности, соответствующие периоды работы ответчиком засчитаны в специальный стаж истицы в льготном исчислении, суд приходит к выводу, что и время нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг – дд.мм.гггг надлежит включить в специальный стаж на тех же условиях, что и сама трудовая деятельность, в исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца.
Согласно статье 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 9 декабря 1971 г.), действовавшей на спорный момент периода дд.мм.гггг – дд.мм.гггг, отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
При этом законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в пункте 27 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Отсюда следует, что поскольку отпуск истицы по уходу за ребенком начался дд.мм.гггг, то есть в период действия Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", Закона СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", статьи 167 КЗоТ РФ, не превышает 3-х лет, то спорный период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг подлежит включению в специальный стаж истицы в полном объеме в соответствии с законом, действовавшим на момент предоставления такого отпуска, и в календарном исчислении, как период работы в городе.
Относительно заявленного истицей периода нахождения на курсах повышения квалификации суд следует следующим рассуждениям.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 г. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то период курсов повышения квалификации с дд.мм.гггг - дд.мм.гггг подлежит включению в стаж лечебной деятельности, и в том же порядке, что и сама профессиональная деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд учитывает, что на момент обращения за назначением пенсии дд.мм.гггг с учетом включения и льготного исчисления спорных периодов, лечебный стаж истицы по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа составил менее 30 лет, а потому в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на момент обращения пенсионным органом отказано правомерно.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Возражения ответчика относительно судебных расходов несостоятельны, поскольку в силу пп.4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 при удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Майковой В.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе о восстановлении пенсионных прав, удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР №*** от дд.мм.гггг незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР включить Майковой В.П. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды:
сдд.мм.гггг по дд.мм.гггг – обучение на курсах повышения квалификации,
с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР зачесть Майковой В.П. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2011 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период нахождения в отпуске по беременности и родам с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в льготном исчислении, 1 год за 1 год и 3 месяца.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР в пользу Майковой В.П. 200 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей 11.02.2013 г.
Председательствующий А.С. Гвоздикова