Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-215/2019 ~ М-93/2019 от 07.02.2019

Дело № 2-215/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области                 21 февраля 2019 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Козловой Е.Н.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В., представителя ответчиков – ООО «Зейские системы водоотведения», ООО «Расчетно-кассовый центр» Клаус А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Зейские системы водоотведения», обществу с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» о признании незаконными действий по взиманию и начислению платы за услугу по очистке стоков потребителям, оплатившим услугу по очистке стоков лицам, осуществляющим транспортировку стоков ассенизационным (вакуумным) автомобилем, признании незаконными действий по взиманию и начислению платы за услугу по очистке стоков потребителям, не имеющим подключение к централизованной системе водоотведения г. Зеи, исходя из показаний приборов учета холодного водоснабжения либо нормативов потребления холодного водоснабжения, возложении обязанности начислять плату за очистку стоков потребителям, не имеющим подключения к централизованной системе водоотведения г. Зеи либо лицам, осуществляющим транспортировку стоков ассенизационными (вакуумными) автомобилями, исходя из фактического объема принятых для очистки стоков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зейского района в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к ООО «Зейские системы водоотведения» и ООО «Расчетно-кассовый центр» в котором просит признать незаконными действия ответчиков по взиманию и начислению платы за услугу по очистке стоков потребителям, оплатившим услугу по очистке стоков лицам, осуществляющим транспортировку стоков ассенизационным (вакуумным) автомобилем; признать незаконными действия ответчиков по взиманию и начислению платы за услугу по очистке стоков потребителям, не имеющим подключение к централизованной системе водоотведения г. Зеи, исходя из показаний приборов учета холодного водоснабжения либо нормативов потребления холодного водоснабжения; возложить на ответчиков обязанность начислять плату за очистку стоков потребителям, не имеющим подключения к централизованной системе водоотведения г. Зеи либо лицам, осуществляющим транспортировку стоков ассенизационными (вакуумными) автомобилями, исходя из фактического объема принятых для очистки стоков. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Зейского района в рамках осуществляемого надзора за соблюдением законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ, жилищного законодательства проведена проверка законности выставления ООО «Зейские системы водоотведения» потребителям г. Зеи платы за «очистку стоков». Проверкой установлено, что постановлением администрации города Зеи от 11 декабря 2014 года № 1798 утверждена схема водоснабжения и водоотведения города Зеи. 25 марта 2014 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Зеи и ООО «Зейские системы водоотведения» заключено концессионное соглашение, объектом которого являются коммунальные сети, а также иное имущество, предназначенное для обеспечения потребителей г. Зеи коммунальными услугами (водоотведение). На территории г. Зеи помимо жилых домов и иных объектов, подключенных к централизованной системе водоотведения, расположены жилые дома и нежилые объекты, имеющие индивидуальные септики. Очистка стоков из септиков и вывоз стоков таких потребителей осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами как по устной договоренности с потребителями, так и с заключением договоров на транспортировку. Очистка септиков и транспортировка стоков до очистных сооружений производятся ассенизационными (вакуумными) автомобилями. ООО «Зейские системы водоотведения» в соответствии с заключенными с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами договорами осуществляет прием жидких бытовых отходов с последующей их очисткой на очистных сооружениях. Учет объема очищенных жидких бытовых отходов производится по факту сброшенного объема жидких бытовых отходов с ассенизационного вакуумного транспорта на очистных сооружениях канализации. В соответствии с договорами юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица осуществляют оплату услуг ООО «Зейские системы водоотведения» в соответствии с тарифом на очистку жидких бытовых отходов, утвержденным приказом УГРЦиТ по Амурской области. С ноября 2018 года ООО «Зейские системы водоотведения» через ООО «Расчетно-кассовый центр» начало выставлять счет-квитанции на оплату очистки стоков потребителям г. Зеи, не подключенным к централизованной системе водоотведения г. Зеи, но имеющим подключение к централизованной системе холодного водоснабжения г. Зеи. Начисление платы при этом ООО «Зейские системы водоотведения» через ООО «Расчетно-кассовый центр» производит исходя из объема потребленной холодной воды с применением тарифа на очистку жидких бытовых отходов, утвержденного приказом УГРЦиТ по Амурской области. Фактически плата за очистку стоков с потребителей, не имеющих подключения к централизованной системе водоотведения, взимается дважды: лицами, оказывающими услуги по откачке и транспортировке стоков и ООО «Зейские системы водоотведения» (ООО «Расчетно-кассовый центр»), что является незаконным. Незаконные действия ООО «Зейские системы водоотведения» (ООО «Расчетно-кассовый центр») существенным образом нарушают жилищные права потребителей, создают напряженную обстановку в сфере ЖКХ на территории г. Зеи.

В судебном заседании помощник прокурора Зейского района Олиферов М.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснив об обстоятельствах, указанных в иске.

Представитель ответчиков ООО «Зейские системы водоотведения», ООО «Расчетно-кассовый центр» Клаус А.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, пояснив суду, что тариф на оплату очистки стоков утвержден ресурсно-снабжающей организацией. Считает, что очистка стоков – это одна из составляющих водоотведения не зависимо, подключён абонент к централизованной системе водоснабжения или производит очистку стоков лицами, осуществляющим транспортировку стоков ассенизационным (вакуумным) автомобилем. В части взимания и начисления платы за услугу по очистке стоков потребителям, не имеющим подключение к централизованной системе водоотведения г. Зеи, исходя из показаний приборов учета холодного водоснабжения либо нормативов потребления холодного водоснабжения действия ООО «Зейские системы водоотведения» и ООО «Расчетно-кассовый центр» являются правомерными, так как водоотведение определяется по количеству потребленной воды, следовательно, счета были выстелены именно по тем домам, которые подключены к централизованной системе водоснабжения, то есть потребляют ресурсы, предоставляемые ООО «Водоочистная станция 3». В таких домах объем услуг по очистке стоков был определен либо по нормативу, либо по приборам учета. В данном случае, все количество воды, которое было предоставлено потребителю, все ровно попадает в накопительную емкость – септик, затем транспортируется ассенизационными (вакуумными) автомобилями, а очистку всех стоков, независимо от способа очистки и транспортировки из накопительной емкости потребителя – септика по итогу производит ООО «Зейские системы водоотведения». При расчете платы по очистке стоков был применён тариф, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Истец указывает на взимание платы за очистку стоков дважды, как с перевозчика, так и с потребителя. До момента выставления счетов до ноября 2018 года, действительно, оплата осуществлялась по количеству ассенизационных (вакуумных) автомобилей поступивших на очистную станцию от того или иного перевозчика, по принятому объему был выставлен счет на очистку стоков. С ноября 2018 года было принято решение о том, что данный ресурс (очистка стоков) – это ресурс только ООО «Зейские системы водоотведения», поэтому ООО «Зейские системы водоотведения» хочет получать за свои ресурсы денежные средства напрямую от населения. В ноябре 2018 года были выставлены счета – извещения по количеству потребленного ресурса, по тем данным, которые были переданы потребителем в ООО «Расчетно-кассовый центр», а потребителям, которые не предали данные приборов учета, была насчитана оплата по нормативу. Одновременно, каждому перевозчику вместе с выставными счетами были направленны запросы о предоставлении сведений с указанием фамилии абонентов проживающих в жилых домах, адреса, откачка стоков которых производится через накопительную систему – септик, для того, чтобы в последующем провести корректировку выставленного счета по перевозчику. То есть, с момента направления данных уведомлений и выставления абонентам счетов, ответчики дважды оплату за оказанную услугу по очистке стоков не получали. На сегодняшний день ООО «<данные изъяты>» предоставило запрашиваемые сведения по потребителям, которым была осуществлена откачка и транспортировка жидких бытовых отходов по адресам с разбивкой по месяцам до 12 февраля 2019 года, то есть за ноябрь – декабрь 2018 года и январь 2019 года. В феврале 2019 года при выставленном счет – извещении будет скорректирован и уменьшен объеме ранее выставленных счетов. Когда перевозчик стоков приезжает для их сброса и последующей очистки в ООО «Зейские системы водоотведения», невозможно точно определить, какой именно объем стоков откачан от конкретного абонента, не подключенного к системе централизованного водоотведения, но подключенного к центральной системе водоснабжения, возможно в этом объеме также присутствует часть стоков, отказанная еще от какой-то организации, с которой заключен договор. ООО «Зейская система водоотведения» принимает от перевозчика объем стоков не зависимо, от какого абонента он был получен, выставляет счет по количеству зарегистрированного объема стоков на очистной станции.

Заслушав представителя истца, представителя ответчиков, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 27 и 35 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Прокурор Зейского района обратился с названным иском в защиту прав неопределенного круга лиц.

Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать всех граждан, проживающих на территории г. Зея, которые не имеют подключение к централизованной системе водоотведения г. Зеи, но являются потребителями услуги по центральному водоснабжению, очистка стоков из септиков которых и вывоз стоков таких потребителей осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами как по устной договоренности с потребителями, так и с заключением договоров на транспортировку (граждане свободны в выборе места жительства, проживать на территории города могут как постоянные жители г. Зея, так и приезжие граждане, потребителями могут быть как собственники, так и члены их семей, а также граждане, проживающие в указанных домах по договору найма и т.д.), действия прокурора Зейского района, который в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с целью защиты их прав, свобод и законных интересов, являются законными.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома под которой понимается качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем (п. 1 Правил).

Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:

а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;

б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);

в) водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (п. 4 Правил).

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 13 Правил).

Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1; г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам; е) техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг (п. 3 Правил).

Пунктами 7, 9 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155 установлено, что заказ на услуги по вывозу жидких бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ, в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов не включена.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ.

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.

Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.

При этом в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).

Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов государственное регулирование тарифов не осуществляется.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организацией, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с положениями ГК РФ.

Согласно ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Статьей 16 Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», определено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату.

Как установлено в судебном заседании, ООО «Зейские системы водоотведения» является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц 12 ноября 2012 года, согласно уставу осуществляет бесперебойную и надежную работу объектов водоотведения. К видам деятельности Общества относятся, в том числе, транспортировка сточных вод по канализационным сетям от потребителей до очистных сооружений канализации; очистка сточных вод на очистных сооружениях канализации, сброс очищенных стоков в реку; вывоз жидких бытовых отходов на очистные сооружения.

На основании концессионного соглашения № 4 в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства г. Зеи от 25 марта 2014 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Зеи во владение и пользование ООО «Зейские системы водоотведения» были переданы коммунальные сети, а также иное имущество, подлежащее реконструкции и модернизации, образующее единое целое и предназначенное для использования по общему назначению для осуществления ООО «Зейские системы водоотведения» деятельности по осуществлению и обеспечению потребителей города Зеи коммунальными услугами (водоотведение). Состав и описание имущества, являющегося объектом соглашения, приведены в приложении № 1 к настоящему соглашения. Срок соглашения установлен в 15 лет с момента вступления настоящего соглашения в силу.

ООО «Расчетно-кассовый центр» является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц 03 октября 2017 года, согласно уставу осуществляет прием платежей от физических лиц платежными агентами. К видам деятельности Общества относятся, в том числе: определение сумм, необходимых для оплаты ЖКУ; оформление платежных документов; осуществление операций по приему, регистрации, сортировке и обработке первичных документов, необходимых для расчетных операций за предоставленные ЖКУ; поиск, сортировка и выборка данных, необходимых для расчетных операций за выполненные работы и оказанные услуги.

01 ноября 2017 года между ООО «Зейские системы водоотведения» и ООО «Расчетно-кассовый центр» был заключен агентский договор № 196/08, в соответствии с которым ООО «Расчетно-кассовый центр» приняло на себя обязательство, осуществлять, в том числе: ведение информационных баз, необходимых для выставления счетов на оплату коммунальных услуг потребителям; прием и обработку показаний индивидуальных приборов учета; начисление потребителям платы за потребленные коммунальные услуги по утвержденным тарифам и показаниям приборов учета.

Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 30.11.2018 года № 128-пр/в «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2018 - 2023 гг.; о внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов области», для потребителей ООО «Зейские системы водоотведения» установлены тарифы на 2019 год, в том числе на водоотведение и очистку сточных вод.

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что в декабре 2018 года и январе 2019 года в адрес прокурора Зейского района начали поступать заявления от жителей частных домов города Зея, а также поступило обращение депутата Зейского городского Совета народных депутатов, в которых указано на нарушение прав потребителей действиями ООО «Зейские системы водоотведения» при включении в квитанции на оплату услуги по очистке стоков без оказания этой услуги и начислению оплаты жителям г. Зея, которые имеют частные септики возле своих домов, поскольку откачка отходов из указанных септиков (выгребных ям) производится ими самостоятельно по мере необходимости и за плату.

Как следует из представленных в материалы дела счетов-квитанций, гражданам, которым выставлены указанные квитанции, помимо услуг по отоплению и холодному водоснабжению выставлен счет на оплату услуги по очистке стоков.

Ответчиком ООО «Зейские системы водоотведения» данное обстоятельство не оспаривалось, на запрос прокурора был представлен реестр домов подключенных к центральному водоснабжению и имеющих септики для расчета услуги «очистка стоков» и дан ответ, согласно которому ответчик считает, что отвод бытовых стоков (бытовых сточных вод) из жилых помещений в накопительную емкость (септик) с последующей их откачкой и вывозом из этой емкости является коммунальной услугой – водоотведением, поскольку данные отходы образуются в результате жизнедеятельности не канализированных домовладений.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела было установлено и ответчиками не оспаривалось, что вывозом жидких бытовых отходов из выгребных ям (септиков) частных домов граждан за плату занимаются иные юридические лица (ООО «<данные изъяты>») и индивидуальные предприниматели, как по устной договоренности, так и на основании договоров, при этом откачка септиков и транспортировка стоков до очистных сооружений производится ассенизационными (вакуумными) автомобилями.

Из представленных в судебное заседание договоров на водоотведение, заключенных между ООО «Зейские системы водоотведения» (Организация) и абонентами ООО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>», ИП ФИО1,, ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ФИО5, ИП ФИО6, ИП ФИО7 следует, что ООО «Зейские системы водоотведения» приняло на себя обязанность по приему жидких бытовых отходов (далее ЖБО) абонентов с последующей их очисткой на очистных сооружениях Организации, а абоненты приняли на себя обязанность производить оплату за принятые и очищенные Организацией ЖБО по утвержденному тарифу для Организации. По условиям каждого из названных договоров Организация приняла на себя обязанность при условии своевременной оплаты принимать и производить очистку ЖБО Абонента в соответствии с установленными настоящим договором условиями, а также вести достоверный учет количества слитых ЖБО на объекте Организации. Расчет между организацией и абонентом производится на основании акта выполненных работ и счета-фактуры, содержащих информацию о фактическом объеме очищенных сточных вод.

Из расчета вывоза нечистот для населения на 2019 год, представленного, в частности, ООО «<данные изъяты>», следует, что в стоимость услуги по откачке септика и транспортировке сточных вод, входит, в том числе, оплата услуг ООО «Зейские системы водоотведения» за 1 кв.м в размере 18,85 руб.

Вместе с тем, в счетах-квитанциях об оплате ООО «Расчетно-кассовый центр» выставляет гражданам, имеющим индивидуальные септики и не подключенным к системе центрального водоснабжения за услуги ООО «Зейские системы водоотведения» по очистке стоков, объем потребления по норме, исходя из количества зарегистрированных в жилом доме лиц, в зависимости от количества потребленной воды, либо по показаниям приборов учета потребления холодной воды.

Как следует из пояснений представителя ответчиков в судебном заседании, объем водоотведения для частных жилых домов города ставиться в зависимость от объема потребленной холодной воды, хотя прямого указания на это в законодательстве нет, однако это подразумевается, поскольку предполагается, что полученное количество холодной воды должно поступать в выгребные ямы (септики граждан).

Суд не может согласиться с данным доводом ответчиков, поскольку требуя установление платы за услуги по очистке стоков, исходя из объема водопотребления, ответчики фактически приравнивают данную услугу к коммунальной услуге – отведению сточных вод, которая признается коммунальной услугой только при наличии системы центрального водоотведения, что в рассматриваемом случае отсутствует.

Производимое ООО «Расчетно-кассовый центр» (ООО «Зейские системы водоотведения») ежемесячное начисление и получение платежей за оспариваемую услугу по очистке сточных вод вне зависимости от оказания услуги по вывозу жидких бытовых отходов и в зависимости от объема предоставленной потребителю воды, суд полагает необоснованным, так как в процессе рассмотрения дела представителем ответчиков не оспаривался тот факт, что ежемесячного вывоза жидких бытовых отходов, находящихся в выгребных ямах (септиках) этих потребителей ООО «Зейские системы водоотведения» не производится, тогда как данная услуга и оплата за нее может быть предъявлена потребителям только при фактическом оказании услуги по вывозу жидких бытовых отходов и начислении платы за фактически принятый объем отходов.

Суд также считает необходимым учесть и то, что за очистку стоков, ответчик ООО «Зейские системы водоотведения» уже взимает плату с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по вывозу жидких бытовых отходов таким потребителям, то есть, ответчиком уже урегулированы отношения с организациями, оказывающими гражданам услугу по вывозу жидких бытовых отходов и фактически осуществляющими доставку сточных вод на очистные сооружения города.

При этом суду не представлено доказательств отсутствия технической возможности точного учета поступающего объема жидких бытовых отходов от каждого потребителя. Более того, как следует из указанных ранее договоров на водоотведение, заключенных ООО «Зейские системы водоотведения» с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по вывозу жидких бытовых отходов, учет фактически поступивших от указанных лиц отходов возможен, более того является обязанностью ответчика, в независимости от того, от одного или нескольких потребителей, таким лицом произведен сбор жидких бытовых отходов из септиков, оплата по договору производится именно по объему фактически очищенных сточных вод.

Анализируя изложенные выше обстоятельства, в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий по взиманию и начислению платы за услугу по очистке стоков потребителям, оплатившим услугу по очистке стоков лицам, осуществляющим транспортировку стоков ассенизационным (вакуумным) автомобилем, признании незаконными действий по взиманию и начислению платы за услугу по очистке стоков потребителям, не имеющим подключение к централизованной системе водоотведения г. Зеи, исходя из показаний приборов учета холодного водоснабжения либо нормативов потребления холодного водоснабжения, возложении обязанности начислять плату за очистку стоков потребителям, не имеющим подключения к централизованной системе водоотведения г. Зеи либо лицам, осуществляющим транспортировку стоков ассенизационными (вакуумными) автомобилями, исходя из фактического объема принятых для очистки стоков, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Зейского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Зейские системы водоотведения», обществу с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр», удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Зейские системы водоотведения», общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» по взиманию и начислению платы за услугу по очистке стоков потребителям, оплатившим услугу по очистке стоков лицам, осуществляющим транспортировку стоков ассенизационным (вакуумным) автомобилем.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Зейские системы водоотведения», общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» по взиманию и начислению платы за услугу по очистке стоков потребителям, не имеющим подключение к централизованной системе водоотведения г. Зеи, исходя из показаний приборов учета холодного водоснабжения либо нормативов потребления холодного водоснабжения.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Зейские системы водоотведения», общество с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» обязанность начислять плату за очистку стоков потребителям, не имеющим подключения к централизованной системе водоотведения г. Зеи, либо лицам, осуществляющим транспортировку стоков ассенизационными (вакуумными) автомобилями, исходя из фактического объема принятых для очистки стоков.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий                А.А. Плешков

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2019 года

Судья                            А.А. Плешков

2-215/2019 ~ М-93/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Зейского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Зейские системы водоотведения"
ООО "Расчетно-кассовый центр"
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
07.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2019Передача материалов судье
08.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2019Судебное заседание
26.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее