Решение по делу № 12-87/2019 от 06.11.2019

РЕШЕНИЕ

26 декабря 2019г. с. Красный Яр

Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Черкасовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р» (АО «КТК-Р») Разгонова С.К. на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области №04-506/2019 от 28 июня 2019 г. о привлечении АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р», не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, поскольку при составлении административного материала допущены процессуальные нарушения, вывод о непредсказуемости воздействия на окружающую среду очищенных бытовых сточных вод ошибочен и неприменим, отсутствуют установленные предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в подобные сооружения, отсутствуют доказательства наличия установленных нормативов очистки по проектной документации, представитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Представители АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р» Разгонов С.К., Юнг Н.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании жалобу на постановление поддержали по обстоятельствам, в ней изложенным, просили удовлетворить.

Представитель Управления Росприроднадзора по Астраханской области, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила.

Суд, выслушав представителей АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р», проверив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из постановления № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. Управлением Росприроднадзора по Астраханской области проведена выездная проверка в отношении «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р», в ходе которой 22 мая 2019 г. специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Астраханской области отобраны пробы сточной воды на установке биологических очистных сооружений: при входе, после очистки на выходе. Общество допустило несоблюдение экологических требований, последствия воздействия которого непредсказуемы для окружающей среды, а именно допустило превышение концентрации, предусмотренных проектом очистных сооружений бытовых стоков площадки А-НПС-4А, что подтверждается протоколом КХА №389гк от 17.06.2019г. показателей очищенных сточных вод по следующим веществам: хлоридам, взвешенным веществам, БПК.

В постановлении № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. указано на нарушение АО «КТК-Р» ст. ст. 14, 32, 38 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также ст. ст. 1, 3, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В нарушение положений ст. 8.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, в постановлении № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. не конкретизировано какие именно экологические требований нарушены АО «КТК-Р» и в каком нормативном документе содержаться данные требования.

Так, ст.ст. 14, 32, 38 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» содержат следующие требования: Здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду. Мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду. Оценкой соответствия здания или сооружения в процессе эксплуатации должно определяться соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации. В постановлении № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. не указано каким именно действиями (бездействиями) АО «КТК-Р» нарушены данные требования настоящего Федерального закона.

Ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дает определениям основным понятиям данного Федерального закона, в том числе дает определение понятию «загрязняющее вещество».

Ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» перечисляет основные принципы охраны окружающей среды.

В соответствии с частью первой ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Поскольку нарушение выявлено не в ходе строительства или реконструкции зданий, сооружений или иных объектов, указанная норма закона не может быть применена для квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с частью первой ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Нормативы допустимых сбросов для пруда испарителя, в который осуществляется выброс очищенных вод со станции биологической очистки воды отсутствуют и не разрабатываются. Данный вывод подтверждается письмом №03-2289 от 01.10.2015 г. Нижне-Волжского БВУ Росводресурсов, осуществляющим и организующим непосредственное утверждение и рассмотрение нормативов сбросов. Также отсутствуют нормативно установленные предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в подобные сооружения. Указание в проекте основных качественных и количественных характеристик (ориентиров очистки), поступающих на очистку и очищенных сточных вод не является нормативно установленным требованием в области охраны окружающей среды. Таким образом, в постановлении № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. нет указаний на то, какие именно утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов нарушены заявителем жалобы.

В соответствии с частью первой ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В постановлении № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. № 04-506/2019 от 28 июня 2019 г. нет указания на то, какие конкретно требования в области охраны окружающей среды нарушены АО «КТК-Р».

В соответствии с положениями ст. 26.2 Кодекса Росссийской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В постановлении № 04-506/2019 от 28.06.2019 г. в качестве доказательств вины АО «КТК-Р» указаны протокол об административном правонарушении № 04-506/2019, протокол КХА № 389гк 17.06.2019 г., экспертное заключение № 376 от 17.06.2019 г., акт проверки от 17.06.2019 г. № 27, акт осмотра от 22.05.2019 г., фототаблицей от 22.05.2019 г.

К протоколу об административном правонарушении № 04-506/2019 от 19.06.2019 г. прилагается протокол КХА 389гл от 17.06.2019 г. В данном протоколе нет указание на наличие таких доказательств по административному делу как экспертное заключение № 376 от 17.06.2019 г., фототаблица от 22.05.2019 г. Поскольку указанные в постановлении № 04-506/2019 от 28.06.2019 г. доказательства не фигурируют в протоколе об административном правонарушении, и специальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрены такие протоколы, данные документы, а именно экспертное заключение № 376 от 17.06.2019 г., фототаблица от 22.05.2019 г. не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, на основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

В определении должны быть запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Экспертное заключение № 376 от 17.06.2019 г. составлено в нарушение указанных требований закона. Эксперту не были разъяснены его права и обязанности, эксперт не был предупрежден об ответственности предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, до направления определения для исполнения должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении не ознакомил с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не разъяснил им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Согласно части 4 ст. 16 Федерального закона, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

В нарушение указанных положений закона Акт проверки от 17.06.2019 г. № 27 представителям АО «КТК-Р» в назначенное время вручен не был. В уведомлении о подписании акта проверки указанно, что акт будет подписан по юридическому адресу АО «КТК-Р» в г. Новороссийске. В указанное время по указанному адресу государственные инспекторы Управления не явились. В акте полученным почтой сделана надпись об отказе представителя АО «КТК-Р» от подписи, при том, что представители АО «КТК-Р» присутствовали в Управлении Росприроднадзора по Астраханской области. Кроме того, к акту не приложены его составляющие: фототаблицы по всем объектам НПС, результаты проведённых анализов почв и экспертных заключений по ним, экспертного заключения по результатам анализов отобранных проб подземных и сточных вод, запросы направленные в иные органы власти и результаты по ним.

Указанные выше нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются существенными, в связи с чем Акт проверки от 17.06.2019 г. № 27 не может быть признан надлежащим доказательством по делу.

Вменяемое АО «КТК-Р» Управлением Росприроднадзора по Астраханской области нарушение выявлено по результатам отбора проб, зафиксированного с протоколом измерений воды №389гк от 17.06.2019 отбор проб воды производился по ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб».

Согласно п 4.7 ГОСТ 31861-2012 отбор проб производится пробоотборниками которые должны: минимизировать время контакта между пробой и пробоотборником; быть изготовлены из материалов, не загрязняющих пробу; иметь гладкие поверхности; быть сконструированы и изготовлены применительно к пробе воды для соответствующего анализа (химический, биологический или микробиологический).

Согласно представленным в материалах дела фотоматериалам, при отборе проб сотрудниками лаборатории в нарушение данных требований применялись эмалированные бидоны с отбитым дном как с внешней, так и внутренней поверхностях со следами ржавчины.

Согласно таблице 1 ГОСТ 31861-2012 максимально возможный срок хранения пробы до проведения исследования на БПК и взвешенные вещества - 24 часа.

Протокол измерений воды №389 гк от 17.06.2019г не содержит времени начала проведения исследований (только дата), что не позволяет дать оценку своевременности их проведения.

В связи с перечисленными нарушениями нормативных актов при отборе проб Протокол измерений воды №389 гк от 17.06.2019г. не может являться надлежащим доказательством по делу.

Имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют суду сделать вывод о том, что юридическим лицом допущены нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о наличии в действиях АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р» (АО «КТК-Р») состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в соответствии с частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены постановления об административном правонарушении и прекращении производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области № 04-506/2019 от 28 июня 2019г. об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р» (АО «КТК-Р») - отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения в Астраханский областной суд, через Красноярский районный суд Астраханской области.

Судья Е.В.Черкасова

12-87/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р"
Суд
Красноярский районный суд Астраханской области
Судья
Черкасова Е.В.
Статьи

КоАП: ст. 8.1

Дело на сайте суда
krasnoyarsky--ast.sudrf.ru
06.11.2019Материалы переданы в производство судье
04.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Судебное заседание
10.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2020Дело оформлено
21.02.2020Вступило в законную силу
14.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее