УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Розанова Л.К. Дело № 33- 969/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 05 апреля 2011 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.,
судей Трифоновой Т.П., Казаковой М.В.,
при секретаре Высоцкой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2011 года, по которому постановлено:
Иск Клочкова С*** Н*** удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж Клочкова С*** Н***, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в ДЮСШ в должности тренера-преподавателя с 18.06.1986 г. по 29.10.1999 года, с 01.01.2001 г. по 9.12.2010 г., а также период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 09.11.1981 г. по 02.06.1983 г. и назначить пенсию с 10.12.2010 года.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения Клочкова С.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области - Прониной А.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Клочков С.Н. обратился в суд с уточненным в ходе судебного заседания иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что на заявление от 10.12.2010 года о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности он получил от ответчика отказ в назначении такой пенсии, со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа. При этом в специальный стаж ответчиком не были включены период работы истца с 18.06.1986 г. по 29.10.1999 г. в должности тренера ДЮСШ, поскольку данная должность не предусмотрена разделом Списка «Наименование должностей» Правил и период с 01.01.2000 г. по 09.12.2010 г. на 01.01.2001 из-за отсутствия необходимого стажа работы продолжительностью 16 лет 8 месяцев. Кроме того, ответчиком в специальный стаж для назначения пенсии не был засчитан период работы тренером по вольной борьбе в отделении вольной борьбы добровольного спортивного общества «У***» в с. Т*** – с 01.08.1980 г. по 31.08.1981г, а также период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 09.11.1981 г. по 12.06.1983 г.(1год 7 мес.23 дня).
В ходе рассмотрении дела истец отказался от исковых требований в части включения в специальный стаж для назначения пенсии периода работы в должности тренера по вольной борьбе в ДСО «У***». Определением суда производство по делу в этой части прекращено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований Клочкова С.Н. в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. Решение суда не соответствует Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, а также Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, которые должны применяться на момент обращения истца за назначением пенсии. Полагает, что период работы с 18.06.1986 г. по 29.10.1999 г. в должности тренера не может быть включен в специальный стаж, поскольку данная должность не предусмотрена вышеуказанными Списками. Судом неправильно применено утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, так как данное Положение предусматривало включение периодов прохождения службы в Вооруженных Силах СССР при условии выработки 2/3 специального стажа. Данное условие истцом выполнено не было. Кроме того, характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных законом полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений образования, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Из данных норм следует, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии обладают тренеры-преподаватели и старшие тренеры-преподаватели в детско-юношеских спортивных школах всех наименований, которые относятся к учреждениям дополнительного образования детей.
В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, и исходя из того, что характер педагогической работы, которую выполнял Клочков С.Н. с 20.11.1985 года по настоящее время, и осуществляемые им функции не изменились, суд первой инстанции обоснованно включил спорные периоды трудовой деятельности истца в ДЮСШ в должности тренера-преподавателя с 18.06.1986 г. по 29.10.1999 года, с 01.01.2001 г. по 9.12.2010 в стаж работы про специальности, с учетом которого назначается трудовая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Пунктом 12 Правил определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Из этого следует, что право на
установление досрочной трудовой пенсии по старости предоставляется лицам,
работавшим в соответствующих должностях и имеющим стаж работы в образовательных
учреждениях, предусмотренных Списком, по состоянию на 01.01.2001 не менее 16
лет 8 месяцев и одновременно имевшим стаж работы в учреждениях дополнительного
образования детей в период с 01.11.1999 по 31.12.2000.
Поскольку в отношении Клочкова С.Н. данные условия соблюдены, его специальный стаж составляет 26 лет 08 месяцев 13 дней, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Клочкова С.Н.
Доводы
жалобы о необоснованности включения периода прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР в специальный
стаж несостоятельны.
Положения
части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1
статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность
и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего
поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный
Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со
ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября
2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные
права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее
приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами
законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения
права.
В
указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления
стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и
здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось,
что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж
работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях,
работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в
составе Вооруженных Сил СССР.
Период
службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января
2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения
досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким
образом, вышеназванный период службы Клочкова С.Н.. подлежит включению в стаж
работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени
возникновения у него на это права.
Иное
толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом
прав и свобод человека и гражданина.
Другие доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании правовых норм и не могут повлечь отмену решения суда.
Учитывая, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии (10.12.2010 года) у истца имелся необходимый специальный стаж (более 25 лет), суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить Клочкову С.Н. досрочную трудовую пенсию с указанной даты, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение решения суда, не усматривается.
В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи