Решение по делу № 2-610/2019 ~ М-532/2019 от 30.07.2019

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 ноября 2019 года г. Багратионовск

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Жестковой А.Э.,

при секретаре Матросовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серобаба С.Н. к Министерству Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, третьи лица: Шмыр Э.Ю., администрация Муниципального образования «Багратионовский городской округ» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

истец Серобаба С.Н. обратился в суд с иском о признании в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указал, данное жилое помещение было предоставлено ему в апреле 2007 г., как военнослужащему войсковой части , по договору найма служебного жилого помещения на состав семьи три человека: он, супруга Шмыр Э.Ю. и сын Серобаба С.С. С этого времени истец проживет в квартире и имеет регистрацию по своему месту жительства. В квартире также зарегистрирована его бывшая супруга Шмыр Э.Ю. Выслуга лет Серобаба С.Н. в Вооруженных Силах в календарном исчислении составляет , уволен истец из Вооруженных Сил ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. По мнению истца, он относится к категории военнослужащих, которые в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» не могли быть исключены из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы, и должен был быть обеспечен жилым помещением в соответствии с указанным Федеральным законом. Во исполнение данных требований закона, указал истец, ему была предоставлена спорная квартира по указанному выше адресу, и, состоящий на очереди на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ, истец был снят в связи с получением жилья для постоянного проживания с такого учета ДД.ММ.ГГГГ, в эту же дату (ДД.ММ.ГГГГ) с истцом был заключен договор социального найма жилого помещения. Желая приватизировать квартиру, истец обратился с соответствующим заявлением к органам военного управления, однако его заявление удовлетворено не было, поскольку отсутствует порядок передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Как указывает истец, он лишен возможности в ином, кроме как в судебном, порядке приобрести спорное жилое помещение в собственность, что и явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебное заседание истец Серобаба С.Н., представляющие его интересы Шамайлян Н.А. и Серобаба С.С., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились. Ранее в судебном заседании представители истца Шамайлян Н.А. и Серобаба С.С. заявленные требования поддержали и дали пояснения аналогичные, изложенному в иске.

Представители ответчиков Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.

При этом, Министерство Обороны РФ возражало относительно удовлетворения заявленных требований, считая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку перечень полномочий, приведенный в п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», не включает в себя полномочий по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, не предусматривает полномочий по отчуждению, находящегося в федеральной собственности, имущества в собственность физических лиц (л.д. <данные изъяты>). Ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства Обороны РФ.

От ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ также поступили возражения на иск, в котором Учреждение выразило несогласие с заявленными требованиями, в связи с отсутствием полномочий по распоряжению жилым помещением. Передача жилых помещений в собственность граждан не входит в полномочия Учреждения, определенные приказом Министра Обороны РФ №621 от 07.11.2018 г. и Уставом, утвержденным 17.08.2012 г. (л.д. <данные изъяты>). Просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. <данные изъяты>).

ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, также выразило несогласие с заявленными Серобаба С.Н. исковыми требованиями, сославшись на то, что жилой дом, в котором расположена спорная квартира, на учет Учреждения не передавался, в настоящее время Учреждение не наделено полномочиями на заключение договоров приватизации (л.д. <данные изъяты>).

Третьи лица Шмыр Э.Ю. и представитель администрация Муниципального образования «Багратионовский городской округ», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились.

От администрации Муниципального образования «Багратионовский городской округ» поступило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. <данные изъяты>).

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, Серобаба С.Н. являлся военнослужащим Вооруженных Сил Министерства Обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>). Из выписки из базы данных компьютерного учета следует, что Серобаба С.Н. (как бесквартирный) был поставлен на соответствующий учет ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данного положения закона, Серобаба С.Н. на состав семьи три человека: он, супруга Серобаба (изменившая впоследствии фамилию на Шмыш) Э.Ю., сын Серобаба С.С., по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Гурьевской КЭЧ района, до окончания контракта было предоставлено жилое помещение – <адрес> (л.д. <данные изъяты>).

Как следует из выписки из приказа командующего Балтийским флотом от ДД.ММ.ГГГГ Серобаба С.Н. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (пп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Выслуга лет в календарном исчислении – <данные изъяты> месяца (л.д. <данные изъяты>).

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ майор Серобаба С.Н., зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>, подал командиру войсковой части рапорт о внесении ходатайства перед начальником Гурьевской КЭЧ района об исключении его и членов его семьи из базы данных на получение жилой площади в связи с тем, что после увольнения из Вооруженных Сил РФ желает проживать по месту постоянного проживания по указанному адресу, в связи с чем просил исключить жилое помещение из числа служебных (л.д. <данные изъяты>).

Материалами дела подтверждено, что занимаемое служебное жилое помещение, было предоставлено семье увольняемого военнослужащего Серобаба С.Н. и членам его семьи: супруге Серобаба Э.Ю., сыну Серобаба С.В. и супруге сына Серобаба О.Ф. по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Гурьевской КЭЧ в лице его руководителя (л.д. <данные изъяты>).

Серобаба С.Н. снят с учета в связи с получением жилья ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Указанная квартира относилась к фонду Министерства обороны РФ, являлась собственностью Российской Федерации.

В силу статья 60 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Указанный выше договор социального найма, заключенный с истцом, оспорен не был, недействительным не признавался, соответственно является действующим.

Принимая во внимание изложенные выше положения закона «О статусе военнослужащих», наличие у Серобаба С.Н. на момент его увольнения с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями выслуги более 20 лет военной службы и необеспеченность каким-либо иным жилым помещением для постоянного пользования, заключение с ним договора социального найма, суд приходит к выводу о том, что предоставление спорного жилого помещения истцу являлось исполнением обязанности государства по обеспечению военнослужащего жилым помещением при его увольнении, в связи с чем он приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании п. 6 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Право на приватизацию жилых помещений установлено ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией конституционных прав граждан на жилище, а также права собственности. На основании ст. 6 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом за ФГУ «Гурьевская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ на праве оперативного управления были закреплены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, в том числе, жилой <адрес>. Аналогичные сведения о принадлежности ФГУ «Гурьевская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ на праве оперативного управления дома, в котором расположена спорная квартира, содержит ответ Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ (л.д. <данные изъяты>). Из Устава ФГУ «Гурьевская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества, осуществляет в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (п. 3.3. Устава). ФГУ «Гурьевская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ на основании приказа Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ 31871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений …» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Из содержания указанного приказа следует, что после завершения процесса реорганизации Федеральное государственное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации становится правопреемником присоединяемых организаций по всем обязательствам, независимо от того, были ли отражены эти обязательства в передаточном акте. ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации прекращении деятельности ФГУ «Гурьевская КЭЧ района» в связи с реорганизацией в форме его присоединения. Вместе с тем, как следует из материалов дела, спорное жилое помещение на баланс ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ передано не было. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что право оперативного управления в отношении спорного жилого помещения перешло к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, как к правопреемнику ФГУ «Гурьевская КЭЧ района». Серобаба С.Н. обратился в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о передаче ему спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации (л.д. <данные изъяты>). Из ответа ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 09.06.2019 г. на это заявление Серобаба С.Н., следует, что в передаче данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации отказано, поскольку у Учреждения отсутствуют документы, подтверждающие статус жилого помещения, а также полномочия по заключению договоров передачи жилого помещения в собственность граждан (л.д. <данные изъяты>). Из ответов, данных суду, Министерством Обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, следует, что данные органы не наделены полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, полномочиями по отчуждению, находящегося в федеральной собственности, имущества в собственность физических лиц. В материалах дела имеется согласие Департамента Министерства обороны РФ на передачу в собственность истца Серобаба С.Н. жилого помещения – <адрес> (л.д. <данные изъяты>). Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется, в частности государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). В данном случае таким учреждением, с учетом изложенного выше, является ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей предоставлено право на безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Судом установлено, что Серобаба С.Н. является лицом, проходившим военную службу, в настоящее время спорное жилое помещение служебным не является, в закрытом военном городке не находится. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р внесены изменения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, согласно которым, из данного перечня закрытых военных городков исключен военный городок в <адрес>. Из смысла преамбулы и статей 1 и 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7 и 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, должен быть заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре регистрирующим органом, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Вместе с тем, Серобаба С.Н., выразив волеизъявление на приватизацию занимаемого им жилого помещения, по независящим от него причинам лишен возможности соблюсти все правила оформления документов, связанных с приватизацией жилого помещения, в которой ему не могло быть отказано. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Занимаемое Серобаба С.Н. на условиях социального найма спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду. Данное жилое помещение не относится к категории жилых помещений, которые согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации. Предусмотренное статьей 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования Серобаба С.Н. ранее не реализовал.

Шмыр Е.Ю., зарегистрированная по месту жительства по спорному адресу, имеющая право пользования жилым помещением на условиях социального найма, не возражая против такой приватизации, отказалась от участия в ней (л.д. <данные изъяты>).

Таким образом, Серобаба С.Н., являясь гражданином Российской Федерации, занимая жилое помещение в государственном жилищном фонде на условиях социального найма, имеет право на приобретение данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако, в связи с изложенными выше обстоятельствами истец лишен возможности реализовать гарантированное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение занимаемого им жилого помещения в собственность.

В этой связи нарушенное право Серобаба С.Н. на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации подлежит восстановлению путем признания за ним права собственности на спорное жилое помещение (статья 12 Гражданского кодекса РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 59 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что за Серобаба С.Н. подлежит признанию в порядке приватизации право собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью 69,7 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Серобаба С.Н. удовлетворить.

Признать за Серобаба С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>., зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>, в порядке приватизации право собственности на жилое помещение – <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Багратионовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 ноября 2016 года.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья А.Э. Жесткова

Секретарь: О.А. Матросова

2-610/2019 ~ М-532/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Серобаба Сергей Николаевич
Ответчики
Департамент имущественных отношений МО РФ
Министерство обороны РФ
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Другие
Администрация МО "Багратионовский городской округ"
Шмыр Эльмира Юсуфовна
Суд
Багратионовский районный суд Калининградской области
Судья
Жесткова Анна Эдуардовна
Дело на сайте суда
bagrationovsky--kln.sudrf.ru
30.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2019Передача материалов судье
01.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2019Предварительное судебное заседание
23.09.2019Предварительное судебное заседание
30.10.2019Судебное заседание
20.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее