Дело № 2-243/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года г. Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Копыциной О.В.,
с участием представителя истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации г. Зея о включении имущества в состав наследственной массы,
установил:
Истец обратился в суд с требованиями о включении в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО2, умершей <Дата обезличена>, ? доли в праве собственности на квартиру, с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 43,2 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, <адрес>, в обоснование исковых требований указал, что при жизни его мать ФИО2 являлась наследником, принявшим, но не успевшим оформить наследство, состоящее из ? доли в праве собственности на указанную квартиру, принадлежащую её супругу ФИО1, умершему <Дата обезличена>. После смерти супруга, ФИО2 фактически приняла наследство, оставшееся после смерти супруга, однако она с заявлением к нотариусу не обратилась, то есть надлежащим образом свои наследственные права не оформила, при этом пользовалась и несла бремя содержания наследственного имущества. <Дата обезличена> истцу выдано свидетельство о праве на наследство на ? долю в праве собственности на указанную квартиру, принадлежащую ФИО2, во включении в состав наследства ФИО2 другой доли в праве собственности на квартиру, которая принадлежала её мужу ФИО1, нотариусом ему было в устной форме отказано, так как право собственности ФИО2 на наследство мужа не зарегистрировано в установленном законом порядке.
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя ФИО5.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, в дополнение пояснил, что мать истца являлась инвалидом второй группы по общему заболеванию, и фактически передвигалась только по квартире, в связи с чем том числе и по состоянию здоровья не могла своевременно явиться к нотариусу для оформления наследства, оставшегося после смерти её супруга.
Представитель ответчика администрации города Зеи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
Третье лицо нотариус Зейского нотариального округа Кизерова Ю.Ю. в судебное заседание также не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, возражений относительно заявленных требований не имеет.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, заслушав представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства, материалы наследственных дел, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 218 Гражданского Кодекса РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники первой очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как усматривается из представленных истцом доказательств, в соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, он является наследником по закону первой очереди ФИО2, умершей <Дата обезличена>. Кроме него, наследниками к наследованию имущества умершей ФИО2 являются также сын ФИО7 (наследник первой очереди) и внучка по праву представления после умершей дочери наследодателя ФИО8 – ФИО9
При таких условиях, право истца ФИО3 на наследство производно от права собственности наследодателя.
Согласно материалам наследственного дела № 70/2016 к имуществу умершей ФИО2, в установленный законом шестимесячный срок истец обратился к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследства. 23 ноября 2016 году истцу было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер объекта 28:03:010005:2628.
При этом как следует из содержания искового заявления во включении в состав наследства ФИО2 доли в праве собственности на спорную квартиру, которая принадлежала ее мужу ФИО1, нотариусом истцу было в устной форме отказано, так как право собственности ФИО2 на наследство мужа не было зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
В судебном заседании установлено, что наследственное имущество заключается в ? доли в праве собственности на квартиру, с кадастровым номером 28:03:010005:0060: 10:142:001:001798780:0000:10068, общей площадью 43,2 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан № 3596 от 5 декабря 2001 года ФИО1 и ФИО10 приобрели в общую долевую собственность по ? доли в праве собственности на указанную квартиру.
Договором на передачу квартиры в собственность граждан предусмотрено, что в случае смерти гражданина все права и обязанности по договору переходят к его наследникам на общих основаниях.
Данный договор был зарегистрирован в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области 18 февраля 2010 года, что также подтверждается сообщением АО «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» от 17 февраля 2017 года, а также выпиской из Единого государственнорго реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 ноября 2016 года.
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о смерти I-ОТ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, ФИО1 умер <Дата обезличена>.
Из материалов наследственного дела к имуществу ФИО1 следует, что информационным письмом от 5 июля 2016 года истцу, ввиду того, что он в установленный законом шестимесячный срок наследство ни по закону, ни по завещанию после смерти ФИО1 не принимал, фактического принятия им наследства также не было, нотариусом было указано на необходимость в судебном порядке восстановить срок для принятия наследства, однако, данных о том, что такой срок был восстановлен, в материалах наследственного дела не имеется.
В материалах наследственного дела также не содержится сведений о том, что супруга умершего – ФИО2 обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства открывшегося после его смерти.
Однако, как следует из пояснений представителя истца, и представленных документов (справки МСЭ-2006 № 0002318408 от 10 июля 2007 года), мать истца являлась инвалидом второй группы по общему заболеванию, фактически могла передвигаться только по квартире, по состоянию здоровья не могла своевременно явиться к нотариусу для оформления наследства, оставшегося после смерти ее супруга.
Вместе с тем, в судебном заседании было установлено, что после смерти супруга ФИО1, ФИО2 фактически приняла наследство, оставшееся после его смерти, заключающееся в 1/2 доли в праве собственности на спорную квартиру.
В силу ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании, и приложенных документов к исковому заявлению, следует, что ФИО2 после смерти супруга осталась проживать в спорном жилом помещении, обеспечивая его сохранность, то есть вступила во владение таковым.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющейся в материалах дела справкой КУМИ города Зеи от 6 февраля 2017 года, из которой следует, что на день смерти (<Дата обезличена>) ФИО1 проживал и был зарегистрирован по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> совместно с женой ФИО2.
Из справки КУМИ города Зеи от 4 июля 2016 года, содержащейся в материалах наследственного дела, следует, что ФИО2 постоянно с <Дата обезличена> по день смерти <Дата обезличена>, была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Согласно выписки из финансового лицевого счета, по квартире, расположенной по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, в период с апреля 2015 года по январь 2016 года производилась оплата предоставленных коммунальных услуг.
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о смерти I-ОТ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, умерла <Дата обезличена>.
Таким образом, судом установлено, что при жизни ФИО2, в том числе и по состоянию здоровья, не имела возможности оформить надлежащим образом свои наследственные права на имущество, оставшееся после смерти супруга, хотя была вправе совершить соответствующие действия и оформить наследственные документы на долю в праве собственности на недвижимое имущество, принадлежавшее на день смерти её супругу.
В силу ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается совокупностью исследованных доказательств, ФИО2 фактически приняла наследство, оставшееся после смерти мужа ФИО1, заключающееся в ? доли в праве собственности на квартиру, с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 43,2 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, однако поскольку наследственные права ФИО2 своевременно оформлены не были, вышеуказанное имущество не было включено в состав наследственной массы ФИО2.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
На основании изложенного, поскольку судом установлено, что ФИО2 при жизни по день смерти владела всей квартирой, расположенной по адресу <адрес>, мкр. Светлый, 21 <адрес>, ? доли в праве собственности на которую принадлежала ФИО1, как своей собственной, при жизни ввиду состояния ее здоровья у нее имелись препятствия для надлежащего оформления за собой права собственности на указанную долю в праве собственности на квартиру, при этом в настоящее время регистрация права собственности ФИО2 на ? долю в праве собственности на квартиру не может быть произведена в установленном законом порядке, в связи с её смертью, суд приходит к выводу о том, что ? доли в праве собственности на квартиру, с кадастровым номером <Номер обезличен> общей площадью 43,2 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, мкр. Светлый, 21 <адрес>, подлежит включению в состав наследственной массы, оставшейся после смерти ФИО2, как принадлежащая ей на праве собственности, возможностью государственной регистрации права собственности на которую она при жизни не воспользовалась, вместе с тем в государственной регистрации данного права ей не могло быть отказано.
При данных обстоятельствах суд находит исковые требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
Исковые требования ФИО3, удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО2, умершей <Дата обезличена> - ? доли в праве собственности на квартиру, с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью 43,2 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, полученную ею по наследству после смерти мужа – ФИО1, умершего <Дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Плешков
Мотивированное решение изготовлено 3 марта 2017 года.
Судья А.А. Плешков