РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Шебалиной Ю.М.,
с участием: представителей административного истца Суслова О.Е. – Амитова Р.Т., Воронина Д.А. ( по доверенности);
представителя административного ответчика администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – Смирнова А.Н. ( по доверенности);
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-500/2021 по административному иску Суслова Олега Евгеньевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконными уведомлений о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Суслов О.Е. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными уведомления администрации муниципального района Ставропольский Самарской области №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области в течение 10 дней после вступления в силу судебного решения повторно рассмотреть уведомления об окончании строительством объектов индивидуального жилищного строительства вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области после вступления в силу судебного решения принять направить в адрес административного истца уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами № №, №
Заявленные требования мотивированы тем, что в связи с завершением строительства индивидуальных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, № Суслов О.Е. обратился с заявлением в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области о уведомлении об окончании строительства объектов индивидуального жилищного строительства. Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области в адрес Суслова О.Е. направлены уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами №, № № согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Ягодное, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области расположены в территориальной зоне «Р2», в которой не предусмотрен вид разрешенного использования «индивидуальная жилая застройка», в связи с чем строительство объектов индивидуального жилищного строительства на данной территории не предусмотрено. Указанные уведомления Суслов О.Е. считает незаконными, поскольку ранее состоявшимся решением суда признан недействующим Генеральный план сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №) в части включения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № в границы функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)». Также признаны недействующими Правила землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденные решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решений Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) в части включения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № в границы территориальной зоны Р-2 – Зона природного ландшафта. Решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами №, № № находятся в зоне «Ж1». Таким образом административный истец считает, что действия административного ответчика по направлению уведомлений о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы по владению, использованию принадлежащих ему земельных участков, создают препятствия по приобретению права собственности на вновь созданные объекты индивидуального жилищного строительства.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 27.01.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, Собрание представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.
Представители административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал относительно заявленных административных исковых требований, в их удовлетворении просил отказать, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами № №,№, согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Ягодное, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №, расположены в территориальной зоне «Р2» - зона природного ландшафта. Согласно решению Самарского областного суда от 17.09.2020 Правила землепользования и застройки сельского поселения Ягодное утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решений Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) признаны недействующими в части включения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № в границы территориальной зоны Р-2 - Зона природного ландшафта. Однако, согласно Правил в редакции от 26.12.2017 № 130, действующей до вступления в силу редакции от 07.06.2018 № 118, земельные участки также расположены в территориальной зоне «Р2», в которой не предусмотрен вид разрешенного использования «индивидуальная жилая застройка», в связи с чем строительство объекта индивидуального жилищного строительства на данной территории не предусмотрено. Возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.
Представители заинтересованных лиц администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание заинтересованных лиц.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что административный истец Суслов О.Е. является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером: №, площадью 600 кв.м., по адресу: <адрес>
- с кадастровым номером: №, площадью 800 кв.м., по адресу: <адрес>
- с кадастровым номером: №, площадью 600 кв.м., по адресу: <адрес>
Право собственности Суслова О.Е. на указанные земельные участки подтверждается выписками из ЕГРН №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из административного искового заявления, Суслов О.Е. на принадлежащих ему земельных участках построил индивидуальные жилые дома.
В связи с завершением строительством индивидуальных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами №, № № Суслов О.Е. обратился с заявлением через Многофункциональный Центр в Администрацию муниципального района Ставропольский о уведомлении об окончании строительства объектов индивидуального жилищного строительства вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Административным ответчиком в адрес Суслова О.Е. направлены уведомления №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно уведомлениям, земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Ягодное, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от 30.12.2013 г. №118, с изменениями от 26.12.2017 г. №130, расположены в территориальной зоне «Р2», в которой не предусмотрен вид разрешенного использования «индивидуальная жилая застройка», в связи с чем строительство объектов индивидуального жилищного строительства на данной территории не предусмотрено.
Суд не может признать вынесенные административным ответчиком уведомления законными, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Градостроительное зонировании территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 ст.1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 ч.1 ст.18 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 1 ГрК РФ, под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 ГрК РФ).
В соответствии с частью 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.
В силу требований части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с нормами статей 1, 34, 35 ГрК РФ, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке, разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года № 150.
В силу пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положения ст.2 ГрК РФ направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Потому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти, при изменении правого регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования. Должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Судом установлено, что состоявшимся решением Самарского областного суда от 17.09.2020 года по административному делу № 3а-1188/2020 по административному иску Суслова О.Е. к Собранию представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, Администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденный решением Собрания представителей с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Собрания представителей с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №) в части включения земельных участков с кадастровыми номерами №, № № в границы функциональной зоны «Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)».
Признан недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденные решением Собрания представителей с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решений Собрания представителей с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №,от ДД.ММ.ГГГГ №) в части включения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № в границы территориальной зоны Р-2 – Зона природного ландшафта.
Также состоявшимся решением Ставропольского районного суда Самарской области от 15.11.2019 года по гражданскому делу №2-1878/2019 по исковому заявлению администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, Гончаруку Павлу Анатольевичу, Шаркову Антону Алексеевичу, Шутову Павлу Павловичу, Тонких Олегу Валентиновичу, Рыжикову Руслану Николаевичу, Андрееву Геннадию Викторовичу, Харьковой Зое Ярославовне, Пшеничному Максиму Николаевичу, Емцовой Наталье Федоровне, Юртаевой Олесе Дмитриевне, Бекмансурову Олегу Николаевичу, Тренгуловой Дании Гаязовне, Суслову Олегу Евгеньевичу о признании распоряжений администрации о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков незаконными, их отмене, о признании права собственности отсутствующим, погашении записей о праве собственности, установлено, что земельные участки, принадлежащие Суслову О.Е. с кадастровыми номерами №, №, № находятся в зоне «Ж1».
В соответствии со ст. 64 КАС РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом №340-ФЗ в Федеральный закон от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. При этом к заявлению должно прилагаться в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома.
В соответствии с п. 1 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
В силу п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования.
В случае, когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.
Если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что после вступления в законную силу решения Самарского областного суда от 17.09.2020 г. по административному делу №3а-1188/2020 административный истец не вправе применять к спорным отношениям также иные редакции Правил землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, в той части, в которой принадлежащие ему земельные участки отнесены к территориальной зоне «Р2».
Согласно п. 5 части 19 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в определенных случаях уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
В свою очередь административный истец не указывал в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ на несоответствии построенных объектов Правилам землепользования и застройки сельского поселения Ягодное, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №.
Само по себе решение Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № направлено на изменение градостроительного зонирования территории земельного участка с кадастровым номером №
Согласно сведениям, из Федеральной государственной информационной системы территориального планирования Правила землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденные Решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Решения Собрания представителей сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №) имеют статус «неактуальная редакция», в связи с чем, не затрагивают прав административного истца и не могут применяться в спорных отношениях.
Суд полагает, что в настоящее время, учитывая вступившее в силу решение Самарского областного суда от 17.09.2020 г. по административному делу №3а-1188/2020, правовой режим принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № должен определяться сведениями из ЕГРН, где отражен их вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства».
Признанный судом недействующим правовой акт подлежит исключению из системы правового регулирования и не подлежит применению при рассмотрении судом в последующем споров, возникших в том числе и из ранее сложившихся правоотношений.
Следовательно, в данном случае отсутствует обязанность административного истца инициировать внесение изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в той части, которая судом признана недействующей.
В силу ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
Пунктом 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 г. №943, установлено, что в реестре объектов недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) указываются такие дополнительные сведения о земельном участке, как вид или виды разрешенного использования земельного участка, путем указания установленного вида разрешенного использования, определенного на основании соответствующего акта уполномоченного органа.
В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка», утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 14.11.2018 г., указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Вид разрешенного использования можно подтвердить иными документами, например, свидетельством о государственной регистрации права.
Учитывая, что Правилами землепользования и застройки села Ягодное не установлен правовой режим в отношении принадлежащих Суслову О.Е. земельных участков, административный истец вправе использовать их с видом разрешенного использования, установленном в распоряжениях Администрации Ставропольского района Самарской области о предоставлении земельных участков и отраженных в выписках из Единого государственного реестра недвижимости – «для индивидуальной жилой застройки».
Оценив указанные выше обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что вынесенные административным ответчиком администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области уведомления №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности являются незаконными, нарушают права и законные интересы административного истца.
Согласно ч.9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществления прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, не предрешая существа решения, которое должно быть принято, на административного ответчика надлежит возложить обязанность возобновить рассмотрение уведомлений Суслова О.Е. об окончании строительства объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках, принадлежащих последнему, а именно земельных участках с кадастровыми номерами: №, № №
Таким образом, требования административного истца Суслова О.Е. в части признания незаконными уведомлений администрации муниципального района Ставропольский Самарской области №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть уведомления об окончании строительства объектов индивидуального жилищного строительства подлежат удовлетворению.
Требование Суслова О.Е. в части возложения на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязанности после вступления в силу судебного решения направить в адрес административного истца уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, удовлетворению не подлежит, поскольку данное требование является преждевременным, поскольку решение вопроса о соответствии/несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства будет принято административным ответчиком после повторного рассмотрения уведомлений Суслова О.Е. об окончании строительства объектов индивидуального жилищного строительства, о чем должны быть вынесены соответствующие уведомления.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать уведомления администрации муниципального района Ставропольский Самарской области №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности незаконными.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области повторно рассмотреть уведомления Суслова Олега Евгеньевича об окончании строительства объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на следующих земельных участках:
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Требования Суслова Олега Евгеньевича о возложении на администрацию Ставропольского района Самарской области обязанности после вступления в законную силу судебного решения направить в его адрес уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами № №, № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2021 года.
Председательствующий