РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Зинина А.Ю.
при секретаре Камневой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2384/2021 по иску Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань к Гришиной Н. В. о признании самовольной постройкой нежилой объект, сносе самовольной постройки и по встречному иску Гришиной Н. В. к Администрации городского округа Сызрань, Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань о признании права собственности на объект незавершенного строительства,
у с т а н о в и л:
Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань обратился с иском к Гришиной Н.В. и просит с учетом уточнения признать самовольной постройкой здание, возведенный на земельном участке с КН 63:08:0101063:66 по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес>, вид разрешенного использования: под индивидуальной жилой застройкой, обязать ответчика снести за свой счет самовольные постройки, указанные выше в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование своих требований истцом указано, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с КН 63:08:0101063:66, площадью 368,15 кв.м., по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес>, вид разрешенного использования: под индивидуальной жилой постройкой. Согласно уведомлению УФСГРКиК по Самарской области (межмуниципальный отдел в г. Сызрани) о выявлении самовольной постройки от <дата> № *** на земельном участке с КН 63:08:0101063:66 выявлен факт возведения здания, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, что подтверждается актом проверки (осмотра) № *** от <дата>. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Сызрань, утвержденных Решением Думы городского округа Сызрань от <дата> № *** (далее - Правила), земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 Зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений, сооружений от границ существующего земельного участка в территориальной зоне Ж-1 со стороны выходящей на улицу - по сложившейся линии застройки, с остальных сторон - 3 м. Согласно данных Росреестра в границах данного земельного участка числится снятый с государственного кадастрового учета жилой дом с КН 63:08:0101063:108. Данный объект обладает признаками самовольной постройки, ввиду того, что его строительство произведено без получения соответствующей разрешительной документации. В соответствии с градостроительным заключением от <дата> № ***: земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - Зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами; Красная линия не нарушена. Красная линия установлена согласно опорного плана с планом красных линий в составе Генерального плана <адрес> 1982 года по сложившейся градостроительной и экологической ситуации в результате хозяйственной и иной деятельности. Минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений и сооружений от границ существующего земельного участка в территориальной зоне Ж-1 со стороны выходящей на улицу - по сложившейся линии застройки, с остальных сторон – 3 м. Согласно представленной схеме расположения объекта в границах земельного участка: объект незавершенного строительства расположен с нарушением нормированного расстояния до границы земельного участка со стороны смежных земельных участков по адресу: <адрес> (фактически менее 1 м). Нарушены противопожарные расстояния между жилыми строениями со стороны смежного участка по <адрес> и между жилыми и нежилыми строениями со стороны смежного земельного участка по <адрес>. Земельный участок расположен в охранной зоне ПНЗ № ***. Согласно Постановления Правительства РФ от <дата> № *** (ред. от <дата>) Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением: В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Полагает, что возведение на земельном участке, спорного объекта без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений и с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются достаточными основаниями для того, чтобы признать постройку самовольной и обязать ответчика снести ее.
В ходе судебного разбирательства ответчик Гришина Н.В. в лице представителя по доверенности Тепловой Н.А. обратилась со встречным иском к Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, Администрации г.о. Сызрань о признании права собственности на объект незавершенного строительства общей площадью 263,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Сызрань <адрес>.
В обоснование своих встречных исковых требований Гришина Н.В. указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 368 кв.м., расположенный по адресу: г. Сызрань, <адрес>, который она приобрела с начатым строительством нового дома. Разрешения на строительство прежний собственник и она не получали, т.к. в тот момент действовал упрощенный порядок регистрации на вновь построенные жилые дома. В настоящее время строительство еще не завершено и имеет 50 % готовности. Она намерена достроить указанный жилой дом с возведением 2 этажа и в дальнейшем зарегистрировать его. В соответствии с письмом Росреестра № *** от <дата>, если здание возведено до утверждения правил землепользования и застройки, то несоблюдение требований к минимальным отступам зданий от границ земельного участка при осуществлении регистрационных действий не может служить основанием для приостановления кадастрового учета. При начале строительства в 2010 году нормы градостроительных регламентов не действовали, собственники смежных земельных участков против строительства в границах участка не возражают. В соответствии с заключением АО ПК «Сызраньагропромпроект» строительство объекта незавершенного строительства жилого дома произведено с соблюдением соответствующих строительных норм и правил. В настоящее время она намерена зарегистрировать право собственности на указанный незавершенный строительством объект, но из-за отсутствия разрешения на строительство она не имеет возможности это сделать.
В судебном заседании представитель истца Комитета по строительству и Архитектуре Администрации г.о. Сызрань по доверенности Можаева Т.А. исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше, против встречного иска Гришиной Н.В. возражала.
В судебное заседание ответчик Гришина Н.В. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ее интересы в суде представляет представитель по доверенности Теплова Н.А., которая в судебном заседании встречный иск поддержала по доводам, изложенным в нем, иск Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань не признала.
В судебное заседание представитель ответчика по встречному иску - Администрации г.о. Сызрань по доверенности Калинина Е.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия по имеющимся в деле документам.
Третьи лица Симикян А.С., Вашурков А.В., Вашуркова К.А., Яруллин Ю.М., Алибеков В.О., Трунягина Н.В. в судебное заседание не явились, в заявлении просили дело рассмотреть без их участия, против произведенных построек на земельном участке по адресу: г. Сызрань <адрес> возражений не имеют.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, встречный иск Гришиной Н.В. обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 8 ГКРФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских право осуществляется путем признания права.
Согласно п.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Постройка признается самовольной, если установлено, что она имеет хотя бы один признак такой постройки (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 г.).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Вместе с тем, с 4 августа 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ" утратили силу части 9 - 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Частью 15 ст. 55 указанного кодекса предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 данного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу указанного выше федерального закона (4 августа 2018 года) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ).
Из содержания названных норм следует, что с 4 августа 2018 года строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ, ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Положениями ст. 40 ЗК РФ также предусмотрено, что собственник имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
По смыслу статьей 7, 85 Земельного кодекса РФ, 35 - 40 Градостроительного кодекса РФ постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли, либо вопреки правилам градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 55.32 ГрК РФ снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
В течение семи рабочих дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями орган местного самоуправления, принявший соответствующее решение, обязан направить копию соответствующего решения лицу, осуществившему самовольную постройку, а при отсутствии у органа местного самоуправления сведений о таком лице правообладателю земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка.
Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
Судом установлено, что УФСГРКиК по Самарской области (межмуниципальный отдел в г. Сызрани), по результатам проведенной <дата> проверки на земельном участке по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес> выявлен факт возведения – здания без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, что подтверждается уведомлением о выявлении самовольной постройки № *** от <дата>.
Актом проверки (осмотра) № *** от <дата> установлены следующие нарушения: использование здания не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью.
Данный объект обладает признаками самовольной постройки, ввиду того, что его строительство произведено без получения соответствующей разрешительной документации.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Сызрань, утвержденных Решением Думы городского округа Сызрань от <дата> № *** (далее - Правила), земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 Зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. Минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений, сооружений от границ существующего земельного участка в территориальной зоне Ж-1 со стороны выходящей на улицу - по сложившейся линии застройки, с остальных сторон - 3 м.
Также судом установлено, что Гришина Н.В. является собственником земельного участка с КН 63:08:0101063:66, площадью 368,15 кв.м., по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес>, вид разрешенного использования: под индивидуальной жилой постройкой.
Согласно данных Росреестра в границах данного земельного участка числится снятый с государственного кадастрового учета жилой дом с КН 63:08:0101063:108.
В соответствии с градостроительным заключением от <дата> № ***: земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 - Зона малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами; Красная линия не нарушена. Красная линия установлена согласно опорного плана с планом красных линий в составе Генерального плана <адрес> 1982 года по сложившейся градостроительной и экологической ситуации в результате хозяйственной и иной деятельности. Минимальный отступ отдельно стоящих зданий, строений и сооружений от границ существующего земельного участка в территориальной зоне Ж-1 со стороны выходящей на улицу - по сложившейся линии застройки, с остальных сторон – 3 м. Согласно представленной схеме расположения объекта в границах земельного участка: объект незавершенного строительства расположен с нарушением нормированного расстояния до границы земельного участка со стороны смежных земельных участков по адресу: <адрес> (фактически менее 1 м). Нарушены противопожарные расстояния между жилыми строениями со стороны смежного участка по <адрес> и между жилыми и нежилыми строениями со стороны смежного земельного участка по <адрес>. Земельный участок расположен в охранной зоне ПНЗ № ***. Согласно Постановления Правительства РФ от <дата> № *** (ред. от <дата>) Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением: В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Согласно технического заключения, подготовленного <дата> АО ПИ «Сызраньагропромпроект» объект незавершенного строительства Лит.АН, 2017 года постройки, двухэтажный в объеме прямоугольной формы в плане, с размерами по наружным граням (16,03x18,40+2,19x6,94) м. Готовность объекта незавершенного жилищного строительства составляет 50%. Монтаж второго (мансардного) этажа не начат. Выполнены фундаменты, наружные стены, внутренние стены и перегородки первого этажа, перекрытие, крыша, кровля, окна, двери. Общая площадь - 263,8 кв.м., в т.ч. жилая - 37,8 кв.м., вспомогательная - 226,0 кв.м., площадь застройки - 310,2 кв.м. Основные конструктивные элементы: фундаменты - ленточные сборные железобетонные; наружные стены - бетонные из мелких бетонных блоков; перегородки - бетонные сборные; перекрытия - сборные железобетонные плиты; крыша - скатная по деревянным стропилам; кровля - металлическая профилированная сталь; полы - бетонные; оконные блоки - стеклопакет пластик из металлопластиковых профилей; дверные блоки - деревянные, металлические. Техническое состояние основных конструктивных элементов характеризуется, как хорошее. Техническое состояние фундамента и стен 1 этажа допускает возведение 2 этажа. Инженерное обеспечение: Электроснабжение центральное. По функциональной пожарной опасности жилой дом относится к классу Ф 1.4 по СНиП 21-01-97*. Степень огнестойкости - II. Вывод: общая устойчивость и безопасность при эксплуатации, объекта незавершенного жилищного строительства, расположенного Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, <адрес>, обеспечена.
Суд приходит к выводу, что возведение объекта незавершенного строительства производится истцом без соответствующего разрешения, но с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном в установленном порядке, разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем объекта индивидуального жилого дома.
Указанные в градостроительном заключении нарушения при возведении объект незавершенного строительства не нарушают прав и интересов иных лиц, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Собственники соседних земельных участков Симикян А.С., Вашурков А.В., Вашуркова К.А., Яруллин Ю.М., Алибеков В.О., Трунягина Н.В. относительно постройки Гришиной Н.В. возражений не имеют, что подтверждается представленными в суд заявлениями.
С учетом всех собранных по делу доказательств суд полагает, что незначительное отклонение при реконструкции жилого дома от градостроительных и противопожарных норм не может являться основанием для удовлетворения заявленного иска о сносе постройки.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к приведенным нормам материального и процессуального права собственник, заявляющий такое требование, основанием которого является факт нарушения действующих норм и правил, регламентирующих возведение строений (жилого дома) на земельном участке, а также нарушение прав и охраняемых законом интересов, должен доказать нарушение его права на владение и пользование участком со стороны лица, к которому заявлены эти требования.
Однако таких доказательств КСиА в материалы дела не представлено.
Поскольку снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков, то незначительное нарушение действующих норм и правил, как единственное основание для сноса спорных построек, не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения самовольной постройки при установленных по делу обстоятельствах.
Суд учитывает, что доказательства возведения Гришиной Н.В. объекта незавершенного строительства с грубым нарушением градостроительных и строительных норм и правил, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм и правил, в деле отсутствуют.
При этом судом проверены обстоятельства, имеет ли место нарушение права и охраняемых законом интересов других лиц, а также создание угрозы жизни и здоровья граждан, при возведении объекта незавершенного строительства, таковых нарушений судом не установлено.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
Таким образом, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ответчиком прав истца (в данном случае муниципального образования) не установлено, истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что спорный объект, реконструированный ответчиком, чинит кому-либо препятствия в пользовании земельным участком или недвижимым имуществом, причиняет вред этому имуществу, что заявленное к сносу строение создает угрозу жизни и здоровью для жителей города Сызрани, то суд приходит к выводу об отказе КСиА Администрации г.о Сызрань в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку истцом не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих нарушение прав.
Вместе с тем, спорный объект возведен на земельном участке, принадлежащим Гришиной Н.В. на праве собственности, в границах земельного участка, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, прав третьих лиц не нарушает, что документально подтверждено.
Допущенные несущественные нарушения градостроительных норм (нарушение линии застройки) являются несущественными и не могут быть препятствием к признанию права собственности на объект незавершенного строительства.
При установленных обстоятельствах суд полагает, что встречные исковые требования Гришиной Н.В. о признании права собственности на объект незавершенного строительства 50 %, общей площадью 263,8 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань к Гришиной Н. В. о признании самовольной постройкой нежилой объект, сносе самовольной постройки - оставить без удовлетворения.
Встречный иск Гришиной Н. В. к Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, Администрации г.о. Сызрань удовлетворить.
Признать за Гришиной Н. В. право собственности на объект незавершенного строительства 50 %, общей площадью 263,8 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область г. Сызрань <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Зинина А.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2021 года.
Судья: Зинина А.Ю.