№ 5-1978/2021
УИД 24RS0056-01-2020-006560-98
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Красноярск 28 сентября 2021 года
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Федорова О.А.,
с участием представителя Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края- Мерзляковой А.В.; представителя управления министерства культуры РФ по Сибирскому Федеральному округу – начальника государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры РФ по Сибирскому Федеральному округу- Кузнецова А..А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица: Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (ОГРН 1152468019032, ИНН 2466161462, КПП 246601001, юридический и фактический адрес: 6600017, г. Красноярск, ул. Ленина, 108)
УСТАНОВИЛ:
В Центральный районный суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее Служба)
Согласно протоколу об административном правонарушении, 14 октября 2020 года в 11.00 часов при проведении Управлением Министерства культуры Российской Федерации по СФО (далее Управление) плановой выездной проверки Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, осуществляющей властные полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные РФ для осуществления в соответствии со статей 9.1 ФЗ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», проведенной на основании ежегодного плана проверок деятельности органов государственной власти на 2020 год, согласованного прокуратурой Красноярского края 01 сентября 2019 года и распоряжения Управления от 08 сентября 2020 года, согласованного прокуратурой Красноярского края и распоряжения Управления Министерства культуры РФ по Сибирскому округу, обнаружено нарушение, выразившееся в том, что Служба не осуществляла государственный надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, в связи с чем, нарушила требования пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Согласно акту проверки от 14 октября 2020 года № 04-03/23 установлено, что:
- 28 октября 2019 года Служба выдала разрешение № 88/19 –п ООО Строительной компании «Георг» на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Бывшая городская библиотека, которую посещал Ленин Владимир Ильич в 1897 г.», расположенного по адресу: гор. Красноярск, ул. Сурикова, 23. Разрешение выдано на срок до 25 ноября 2019 года.
- 09 декабря 2019 года Службой выдано разрешение № 100/19-п ООО СК «СовТехноСтрой» на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения Ансамбль Успенской церкви», 1793-1819 гг., расположенный по адресу: Красноярский край, гор. Енисейск, ул. Рабоче- Крестьянская, 166. Разрешение выдано на срок до 15 декабря 2019 года.
- 22 июля 2020 года Службой выдано разрешение № 31/20-п ООО «СибГрупп-Н» на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Дом Кытманова» 2-я четверть XIXв.», расположенного по адресу Красноярский края г. Енисейск ул. Ленина, 105. Разрешение выдано на срок до 31 августа 2020 года.
Со ссылкой на пункт 1 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ; пункты 12, 13 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 года № 740; пункт 7 Порядка выдачи заданий на проведение мероприятий по контролю и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, утвержденного приказом Службы от 11 января 2019 года № 3, по результатам проведения мероприятий по систематическому наблюдению составляется акт.
В ходе проверки установлен факт отсутствия заданий на осуществление мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и актов осмотра, по результатам мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения в рамках мониторинга проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, по выданным Службой разрешениям № 88/19-п от 28.10.2019 года, № 100/19-п от 09.12.2019 года, № 31/20-п от 22.07.2020 года;
В качестве доказательств вины Службы представлены:
- акт проверки от 14 октября 2020 года № 04-03/23;
- разрешения от 28 октября 2019 года № 88/19-п; от 09 декабря 2019 года № 100/19-п; от 22 июля 2020 года № 31/20-п, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
- сам факт отсутствия заданий на осуществление мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и актов осмотра по выданным Службой разрешениям от 28 октября 2019 года, 09 декабря 2019 года и 22 июля 2020 года.
Таким образом усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Представитель Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Мерзлякова А.В., в судебном заседании выразила не согласие с привлечением службы к административной ответственности, пояснила, что истек срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку Службой выданы разрешения, в которых указаны конкретные сроки для проведения работ по сохранению объектов, до 25.11.2019 года, 15.12.2019 года, 31.08.2020 года; служба не может быть субъектом административного правонарушения; протокол составлен с нарушением прав юридического лица; в протоколе об административном правонарушении не указаны конкретные требования, ссылки на нормы закона, которые нарушены, необходимые для выполнения; целесообразность в осуществлении наблюдения отсутствовала, в том числе, в короткий 6-ти дневный срок, установленный разрешением от 09.12.2019 года, не предписано законом обязанность выезда на 1 день, нет плана, которым установлены перечень и сроки проведения мероприятий по контролю и систематическому наблюдений в отношении объектов культурного наследия, подробные доводы указаны в письменных пояснениях, в материалах дела;
Представитель управления министерства культуры РФ по Сибирскому Федеральному округу считает привлечение юридического лица Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к административной ответственности законным и обоснованным, просил привлечь юридическое лицо к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Пояснил, по поводу утвержденного плана, если бы он был, то был бы представлен, однако представлен не был. Министерство культуры РФ и его территориальных органов, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по ст. 7.13 КоАП РФ, наделены полномочиями по осуществлению надзора. Протокол об административном правонарушении, составлен с соблюдением прав юридического лица. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек, поскольку правонарушение является длящимся.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, которые регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Предметом правонарушения - объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.
Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, виновные как в умышленном невыполнении или нарушении правил охраны и использования объектов культурного наследия, так и по неосторожности.
Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках I истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 приведенного Федерального закона, под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (нормы, приведенные в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения службы к административной ответственности) (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002г. N 73-ФЗ) в сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение с историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский Надзор за проведением этих работ.
Из положений п. 1 ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002г. N 73-ФЗ следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия указанным в пункте этой статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов, культурного наследия, указанным в пункте 2 названной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона №73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением
В соответствии со статьей 10 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2015 № 740 далее - Положение №740) федеральный государственный 5 надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и I выездных проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также систематического наблюдения за исполнением; обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей г деятельности.
Согласно п. 13 Положения №740, мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение осуществляются должностными лицами государственных органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий соответствующего государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Частью 1 стать 7.13 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Вина юридического лица Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в совершении инкриминируемого административного правонарушения, подтверждается следующими материалами дела: - распоряжением руководителя Управления Минкультуры России по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) от 8 сентября 2020г. № 48-р проведена плановая выездная проверка деятельности службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в целях контроля за эффективностью и качеством осуществления службой переданных полномочий в период с 1 октября 2019г. по 14 октября 2020г. на предмет соблюдения обязательных требований при осуществлении переданных полномочий (л.д35)
- актом проверки от 14 октября 2020 года № 04-03/23 согласно которому наряду с прочим выявлено, что в отношении объектов культурного наследия федерального значения «Бывшая городская библиотека, которую посещал Ленин В.И. в 1987г.» в г. Красноярске, «Ансамбль Успенской церкви» 19793-1819г.г., «Дом Кытманова» II четв. XIX в., расположенных в г. Енисейске, по которым служба выдала юридическим лицам разрешения на проведение работ по сохранению данных объектов, в нарушение ч.1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002г. N 73-ФЗ службой не осуществляется государственный надзор: отсутствуют задания на осуществление мероприятий по систематическому наблюдению работ на объектах и акты по результатам мероприятий по систематическому наблюдению в отношении указанных объектов (л.д.16)
- разрешениями от 28 октября 2019 года № 88/19-п; от 09 декабря 2019 года № 100/19-п; от 22 июля 2020 года № 31/20-п, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (л.д45,48)
- выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.66)
-самим фактом отсутствия заданий на осуществление мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и актов осмотра по выданным Службой разрешениям от 28 октября 2019 года, 09 декабря 2019 года и 22 июля 2020 года.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края не осуществлялся государственный надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, проведенных по выданным Службой разрешениям №88/19-п от 28.10.2019, №100/19-п от 09.12.2019 и №31/20-п от 22.07.2020, что является нарушением п. 1 ст. 45 ФЗ №73-ФЗ.
Доводы представителя Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в судебном заседании и жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица: Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия народов РФ, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, состоит в действиях (бездействии), нарушающих требования законодательства об охране субъектов культурного наследия народов РФ.
Субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, кроме прочего является лицо, нарушившее требования законодательства об охране объектов культурного наследия.
Из положений ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ приведенной выше, следует, что государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия является обязательным.
Перечисленные нормы относятся к требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия, нарушение которых влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах суд считает, что Службой документально подтвержден факт совершения юридическим лицом Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Кроме того, суд не усматривает нарушений Управлением министерства культуры РФ по Сибирскому Федеральному округу процессуальных требований при возбуждении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, Управлением было отказано в допуске представителя Службы Даутовой М.А., явившейся с доверенностью в назначенное время для участия в составлении протокола, со ссылкой на отсутствие в доверенности полномочий на подписание протокола.
Из анализа представленной в деле доверенности от 12.05.2020 следует, что Даутовой М.А. поручено представлять интересы Службы в судах общей юрисдикции, арбитражном суде, у мировых судей на всех стадиях судебного процесса. В рамках данного поручения Даутовой М.А. предоставлено право осуществлять все полномочия и совершать все процессуальные действия от имени Службы, предоставляемые законом стороне в гражданском, арбитражном и административном процессе, при производстве по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, Даутова М.А. уполномочена Службой на участие в рассмотрении дел судами, однако право на участие при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях органами административной юрисдикции доверенностью от 12.05.2020 Даутовой М.А. предоставлено не было.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения. О дате, времени и месте составления протокола юридическое лицо извещалось надлежащим образом, с разъяснением прав, направлена, вручена копия протокола.
Вопреки доводам правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год и на основании части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит исчислению со дня его обнаружения.
Признаки указанного административного правонарушения, послужившие основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, выявлены должностными лицами контролирующего органа, в ходе плановой выездной проверки с 01.10.2020 по 14.10.2020 года.
Таким образом, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент рассмотрения дела, не истек.
Согласно п. 72 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.13 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о нарушении юридическим лицом Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Таким образом юридическое лицо Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края требований законодательства об охране объектов культурного наследия совершил правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ- нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным деянием, в силу статьи 2.9 КоАП РФ, суд не находит.
При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение.
Оценивая характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного Службой, суд принимает во внимание фактический характер и общественную опасность правонарушения, состав которого является формальным и не требует наступления каких-либо вредных последствий.
Исходя из позиции Конституционного суда Российской федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, санкции штрафного характера должны вытекать из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Учитывая изложенное выше, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю справедливым назначить юридическому лицу наказание с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо- Службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (ОГРН 1152468019032, ИНН 2466161462, КПП 246601001, юридический и фактический адрес: 6600017, г. Красноярск, ул. Ленина, 108), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф вносится на счет УФК по Красноярскому краю (Управление Минкультуры России по СФО): ИНН 2466213431 КПП 246601001, ОКТМО 04701000, р/с 40101810600000010001 в Отделение Красноярк; БИК 040407001.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья О.А. Федорова