Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-315/2019 от 11.06.2019

Дело №2-1-315/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Майна                                    04 июля 2019 года

Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Живодеровой В.В., при секретаре Дементьевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барабанова Владимира Александровича к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании разработать и утвердить рабочий проект строительства поселковой автодороги в п.Труд, обязании построить поселковую автодорогу в п.Труд,

УСТАНОВИЛ:

Барабанов Владимир Александрович обратился в суд с иском к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании разработать и утвердить рабочий проект строительства поселковой автодороги п п.Труд, обязании построить поселковую автодорогу в п.Труд. В обоснование иска указано, что на территории МО Старомаклаушинское сельское поселение Майнского района Ульяновской области расположен поселок Труд, на территории которого, согласно Перечню автомобильных дорог, утвержденному Постановлением Администрации Майнского района №914 от 11.12.2018 года находятся две основные улицы: улица Поселковая и улица Хуторская. Данным дорогам присвоены идентификационные номера ***. Согласно Перечню межмуниципальных автомобильных дорог, утвержденного Постановлением Ульяновской области №431-П от 30.12.2009 года, центр муниципального образования Старые Маклуши и поселок Труд соединены межмуниципальной автодорогой *** (протяженностью 4 км). Однако, указанная межмуниципальная автодорога Старые Маклауши- п. Труд доходит только до границы населенного пункта п. Труд, а на территории п. Труд отсутствуют поселковые дороги, соединяющие данную межмуниципальную дорогу с дорогами ул. Поселковая и улицы Хуторская. Расстояние между указанными дорогами составляет 250 -300 метров. Отсутствие автодороги на этом участке нарушает права в беспрепятственном доступе к месту проживания создает угрозу безопасности движения, нарушает требования градостроительного кодекса Российской Федерации и других правовых актов, а именно: пункта 5 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2,6 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 6 ст.3, пункта 6 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.11.1 и 11.4 СП 42.13330. Отсутствие соединения уличных дорог поселения и внешней межмуниципальной дороги нарушает единую систему дорожной сети, создает угрозу безопасности движения. На основании изложенного, истец просил обязать ответчика разработать и утвердить рабочий проект строительства поселковой автодороги в п.Труд и обязать ответчика построить поселковую автодорогу в п.Труд.

В судебном заседании истец Барабанов В.А. свои исковые требования поддержал, привел доводы, указанные в иске, и дополнил, что в поселке Труд Майнского района Ульяновской области у него имеется домовладение, работая в Ульяновске, он ежедневно ездит на работу. В соответствии с п. 11.1 СП 42.13330 Градостроительство, при планировании развития населенного пункта следует обеспечивать сбалансированное развитие территории и транспортных сетей. Проектировать транспортную сеть и улично-дорожную сеть (УДС) городских и сельских поселений следует в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Структура УДС должна обеспечивать возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям. Таким образом, улично-дорожная сеть населенного пункта должна быть связана с автомобильными дорогами общей сети и иметь альтернативные маршруты по дублирующим направлениям. Следовательно, автодороги основных улиц Поселковая и Хуторская в п. Труд, утвержденных постановлением Администрации Майнского района № 914 от 11.12.2017 г ***, должны иметь дорожное соединение с межмуниципальной автодорогой Старые Маклауши - п.Труд, утвержденной Постановлением Ульяновской области №431-П от 30.12.2009 года, данных соединений должно быть минимум 2 (альтернативных), учитывая Градостроительный план п.Труд Старомаклаушинского МО, первое соединение должно находиться в районе жилого дома ул.Хуторская, №2 и примыкать к межмуниципальной автодороге на отметке 3,5 км, а второе соединение должно находиться в районе жилого дома ул.Поселковая, д.№5 и примыкать к межмуниципальной автодороге на отметке 4 км. Истец указал на то, что исторически сложившиеся соединения имеются в действительности (1 соединение - протяженностью 500 - 600 метров, 2 соединение - 250-300 метров), но данные соединения не учтены в Перечне автомобильных дорог, не имеют идентификационных номеров, не имеют конструктивных признаков соответствующих автомобильным дорогам, установленным Федеральным законом № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.. .» таблица 9 СП 42.13330-2011, п.5 СП 243.1326000.2015. В связи с чем их ответчик не содержит, не ремонтирует, зимой на этих дорогах снег не чистит. Все указанные виды работ на соединениях межмуниципальной дороги с дорогами на улицах Хуторская и Поселковая, выполняются силами населения поселка Труд, в том числе и его (истца). Он обращался к ответчику с просьбой взять указанные им участки дороги на учет и включить их в перечень дорог местного значения, но получил отказ.

В соответствии с таблицей 9 СП 42.13330.2011 - связь сельского поселения с внешними дорогами общей сети относится к категории «Поселковая дорога» с соответствующими техническими характеристиками: ширина полосы -движения 3,5 метра; число полос - 2, учитывая что, поселок Труд, Майнского района Ульяновской области, относится к малым населенным пунктам с численностью проживающих до 100 человек, то интенсивность движения является низкой (не более 400 автомобилей в сутки). В связи с чем, надлежит применять СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения (НИД). В соответствии с п.3,9 СП 243.1326000.2015 распределительные дороги: дороги обеспечивающие движение транспортных средств к ближайшим автодорогам общего пользования. Согласно п.5.1 указанных СП, поселковые, распределительные дороги относятся к IV категории (интенсивность движения 100-400 авт.сут), и в соответствии с п.8.1.2, таблицей 18 - должны иметь капитальный или облегченный тип дорожной одежды (асфальтобетон, органоминеральную смесь). Полагает, что ответчик Администрация МО «Майнский район» должна построить на указанных им участках автодороги, соответствующие СП 243.1326000.2015, затем включить их в перечень автомобильных дорог местного значения и содержать их. Без включения их Перечень автодорог местного значения средства на их содержание из бюджета не будут выделяться.

Представитель ответчика муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области Петров А.Н. исковые требования истца не признал и пояснил, что В поселке Груд Майнского района имеются автомобильные дороги по улицам Поселковая и Хуторская, имеющие идентификационные номера *** и ***, относящиеся к дорогам местного значения, расположенные в границах населенного пункта, не имеющие асфальтового покрытия, являющиеся грунтовыми. Протяженность улицы Поселковая - 0,8 км, улицы Хуторская - 0,7 км. Данные обстоятельства подтверждаются постановлением Администрации МО «Майнский район» № 914 от 11 декабря 2018 года «Об утверждении Перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области». Кроме того ул. Поселковая примыкает к дороге областного значения, идущей от с. Старые Маклауши Майнского района Ульяновской области.

Конституцией Российской Федерации установлена самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, в связи с этим органы местного самоуправления самостоятельно распределяют средства, поступающие в местный бюджет при его формировании, стараясь охватить как можно больше полномочий, предусмотренных федеральным законодательством по вопросам местного значения.

Администрация, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в местном бюджете на эти цели (проектирование и строительство дорог). Как муниципальный нормативный акт, бюджет района, принимается Советом депутатов района. Таким образом, Администрацию можно было бы обязать построить какую-либо дорогу лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, администрация указанные работы не выполнила бы.

Согласно сведениям, представленным Финансовым управлением администрации на содержание автомобильных дорог в районном бюджете предусмотрено 13341,7 тыс. рублей, из них уже израсходовано 1566,1 тыс. рублей. Все эти средства распределены согласно программе развития системы дорожного хозяйства в районе. Строительство дороги в п.Труд программой не предусмотрено. Предъявляя требования о возложении на администрацию обязанности построить автомобильную дорогу, истец полагает, что неисполнение Администрацией обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части строительства автодороги в границах поселения нарушает его права и законные интересы. Вместе с тем, объективных и бесспорных доказательств в обоснование своих доводов, истец не представил. На основании изложенного, просил суд отказать истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Старомаклаушинское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области в судебное заседание н прибыл, о месте и времени рассмотрения дела извещен, письменных отзывов и возражений суду не представил.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 части 1 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Часть 10 статьи 6 Закона № 257-ФЗ предусматривает, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Частью 1 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Под строительством в пункте 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Исходя из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются за исключением случаев, предусмотренных данной статьей, на основании разрешения на строительство, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Согласно статье 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1. данной статьи.

Частью 2 ст.48 данного кодекса определено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Истец просит обязать ответчика построить поселковые дороги, примыкающие к межмуниципальной дороге, включенной в Перечень межмуниципальных автомобильных дорог, утвержденного Постановлением Ульяновской области №431-П от 30.12.2009 года.

Согласно частям 1-2 статьи 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Фактически материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривается тот факт, что дороги улиц Поселковая и Хуторская в п. Труд, включенные в перечень автомобильных дорог местного значения с номерами ***, являются грунтовыми. Указанные дороги соединены с межмуниципальной автодорогой Старые Маклауши - п.Труд, двумя фактически имеющимися (исторически сложившимися с 1980-ых годов) грунтовыми дорогами: одна из которых пролегает от дома №2 по ул.Хуторская и примыкает к межмуниципальной автодороге на повороте к поселку Труд (на отметке 3,5 км), фактически находится за пределами поселка Труд; а вторая грунтовая дорога, соединяющая вышеуказанные дороги, начинается от дома №5 ул.Поселковая, проходит вдоль реки и примыкает к межмуниципальной автодороге Старые Маклауши - п.Труд на отметке 4 км (до границы населенного пункта) и находится на территории поселка. Фактическое наличие грунтовых дорог в спорных местах, кроме пояснений сторон, подтверждается скриншотами со спутниковой карты «Яндекс.карты», опорным планом поселка Труд (с границами поселка) (л.д. 61,62,74,78).

Судом установлено и не опровергнуто ответчиком тот факт, что грунтовая дорога, пролегающая от дома №2 по ул.Хуторская и примыкающая к межмуниципальной автодороге на повороте к поселку Труд (на отметке 3,5 км), и грунтовая дорога, пролегающая от дома №5 по ул.Поселковая, до примыкания к межмуниципальной автодороге Старые Маклауши - п.Труд на отметке 4 км (на границе территории поселка Труд), не включены в Перечень автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, утвержденный Постановлением Администрации Майнского района №914 от 11.12.2018 года (л.д.69-73).

12 марта 2019 года истец обращался к ответчику с просьбой о внесении спорных участков в Перечень автомобильных дорог местного значения, но в удовлетворении его требования ответчиком было отказано, мотивируя отсутствием заявлений и обращений со стороны МО «Старомаклаушинское сельское поселение» (л.д.82). С требованием о внесении спорных участков в Перечень автомобильных дорог местного значения истец в суд не обращался, при рассмотрении данного гражданского дела истцом таких требований не заявлено.

Истец настаивает на своих требованиях о возложении на ответчика обязанности разработать и утвердить рабочий проект строительства поселковой автодороги в п.Труд, а также обязании ответчика построить поселковую автодорогу в п.Труд.

Однако, данные требования истца не основаны на законе.

Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Бюджетные полномочия муниципальных образований определены в части 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к ним, в частности относятся: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют вопросы формирования бюджета.

Органы местного самоуправления в пределах выделенных средств и планируемых мероприятий, принимают меры по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей ст.158 Бюджетного кодекса РФ, планирование соответствующих расходов бюджета относится к бюджетным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

В силу пункта 3 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации МО «Майнский район» №1033 от 19.12.2017 года утверждена муниципальная программа «Развитие системы дорожного хозяйства муниципального образования «Майнский район» и муниципального образования «Майнское городское поселение» Ульяновской области на 2018-2020 годы. Указанная программа не содержит сведения о строительстве новых автодорог не только на территории в п.Труд Майнского района, но и на территории всего Майнского района. Справкой МУ «Финансовое управление администрации МО «Майнский район» подтверждён объем финансирования по разделу «Дорожное строительство» (л.д.64-68).

Кроме того, часть земельного участка, на котором истец просит построить автодорогу грунтовая дорога, пролегающая от дома №2 по ул. Хуторская и примыкающая к межмуниципальной автодороге на повороте к поселку Труд (на отметке 3,5 км), находится за пределами территории населенного пункта (л.д.74,78) доказательств тому, что данный земельный участок в установленном законом порядке выделен под строительство автодороги, сторонами суду не представлено.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и бюджетному законодательству.

Обязывая органы местного самоуправления провести строительство новых дорог, финансирование которых не предусмотрено в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год и плановый периоды, истец фактически просит о перераспределении в судебном порядке бюджетных средств, что не относится к компетенции суда и приведет к вмешательству в организационно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления.

Строительство автомобильных дорог, примыкающих к межмуниципальным дорогам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, зависит не только от волеизъявления ответчика, в силу требований частей 1-2 ст.20 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешение на строительство выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Барабанова Владимира Александровича к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании разработать и утвердить рабочий проект строительства поселковой автодороги в п.Труд, обязании построить поселковую автодорогу в п.Труд не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Барабанова Владимира Александровича к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании разработать и утвердить рабочий проект строительства поселковой автодороги в п.Труд, обязании построить поселковую автодорогу в п.Труд оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Майнский районный суд.

Судья                                 В.В.Живодерова

Решение изготовлено 08 июля 2019 года

Судья                                 В.В.Живодерова

2-1-315/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Барабанов В.А.
Ответчики
Администрация МО "Майнский район" Ульяновской области
Суд
Майнский районный суд Ульяновской области
Судья
Живодерова В. В.
Дело на сайте суда
mainskiy--uln.sudrf.ru
11.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.06.2019Передача материалов судье
14.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2019Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее